ВВЕДЕНИЕ
(КА. Максимович)
Предмет и задачи курса
История Древней Церкви является старой и заслуженной научной дисциплиной, истоки которой восходят к великим ранневизантийским историческим авторитетам — Евсевию Кесарийскому, Руфину, Со- зомену, Феодориту Кирскиму, Сократу и Евагрию Схоластикам. Историю Церкви изучают уже более 16 веков и, несомненно, будут изучать всегда. Важность этой отрасли науки для христианской исторической мысли определяется прежде всего тем, что в Древней Церкви коренятся истоки Церкви сегодняшней. Все церковные институты, догматика, церковная дисциплина и аскеза, канонические правила, основные формы богослужения сформировались именно тогда. Как следствие, невозможно понять устройство и сегодняшнюю жизнь Церкви без обращения в прошлое, продолжающееся в настоящем.
Учебный курс истории Древней Церкви включает в себя также сведения из истории других богословских дисциплин — литургики, догматического и нравственного богословия, экклесиологии, канонического права, патристики и патрологии, истории древнехристианской письменности. В качестве вводного курса он читается студентам начальных курсов конфессиональных учебных заведений. Какие же цели стоят перед преподавателями этой учебной дисциплины?
|
|
Во-первых, данный курс вводит студента в широкий круг вопросов и проблем исторической науки в целом. Хороший богослов должен знать все этапы и периоды формирования христианской доктрины, уметь правильно анализировать древние источники, разбираться в тонкостях греческой и латинской богословской терминологии. Поэтому история Древней Церкви — это прекрасное учебно-научное поприще, на котором студент получает первичные навыки исторического знания и овладевает методами исторической науки.
Во-вторых, история Церкви способствует выработке системного подхода к анализу различных богословских мнений. Для правильно-
го понимания любых событий, взглядов, поступков людей необходимо учитывать их исторический контекст, определять тенденции развития Церкви и общества в это время, не упускать из виду личные качества и жизненный путь участников, их родственные и дружеские связи и т.д. Воспитание системного подхода к исследованию исторических и богословских феноменов является поэтому важной задачей преподавания истории Церкви.
В-третьих, данная дисциплина даёт студентам прекрасные образцы силы человеческого духа, мужества и стойкости в преодолении невзгод, на живых образах святых и подвижников воспитывает в студентах волю и желание подражать этим замечательным деятелям прошлого. Огромное воспитательное значение предмета истории Древней Церкви (разумеется, при его правильном преподавании) не подлежит сомнению.
|
|
В-четвёртых, изучение истории Древней Церкви даёт студенту во многом утраченное ныне понятие о церковном единстве, существовавшем в первые века христианства. Несмотря на постоянно возникающие разногласия по различным дисциплинарным и догматическим вопросам, Древняя Церковь всегда находила способы их компромиссного разрешения. Уроки братской любви, снисхождения и стремления к единству во Христе обладают непреходящей ценностью для наших дней, когда разделения и разногласия время от времени омрачают церковную жизнь. Преподавание истории Церкви учит преодолению внутрицерковных и межцерковных разногласий, имеет большое значение для поддержания мира и любви между различными христианскими исповеданиями.
Замечания о методике и принципах подачи материала
Постоянное обращение к источникам. Перед авторским коллективом стояла задача не просто популярно изложить студентам богословского факультета историю Древней Церкви, но и постепенно приучить их к вдумчивой работе с источниками. Небольшие, но важные для понимания предмета цитаты из источников включены в текст пособия, напечатаны уменьшенным курсивным шрифтом и отделены от основного текста пустыми строками. При необходимости к ним даётся языковой, исторический и богословский комментарий. Таким образом, подавляющее большинство тезисов и фактов, освещаемых в пособии, опираются на конкретные данные источников.
Хрестоматия текстов по истории Древней Церкви. Совершенно новым опытом в русской традиции преподавания богословских дисциплин является составление учебной хрестоматии по истории Древней Церкви, охватывающей источники от начала Церкви до 1453 г. Хрестоматию предполагается опубликовать во второй части пособия (843-1453 гг.) и включить в неё преимущественно новые, сверенные с оригиналом русские переводы. Цель хрестоматии — дать студентам знания из первых рук, научить их читать и понимать древние церковные тексты. Для облегчения этой задачи переводы будут снабжены историческим, языковым и богословским комментарием. Для удобства пользования источниками структура хрестоматии будет точно повторять структуру учебника.
Комплексный подход. История Церкви — комплексная учебнонаучная дисциплина, включающая в себя ознакомление с основами других дисциплин. Для истории Церкви принципиальное значение имеет текстология (критика источников), археология, история искусства, историческая литургика, история права, история церковных и государственных институтов, просопография, византинистика с целым набором собственных вспомогательных дисциплин. По причине комплексного характера истории Церкви пособие по этому предмету должно включать в себя элементарные сведения из названных областей. К исполнению этой задачи (разумеется, в меру своих возможностей и дидактической необходимости) авторы постоянно стремились.
Сама комплексность предмета истории Церкви вынуждала освещать проблематику различных церковно-учебных дисциплин — исторической литургики, патрологии, догматического богословия, библеистики и др. Тем самым возникал риск подмены соответствующих учебных курсов, читаемых на богословских факультетах. Авторы понимали эту опасность и старались сообщать лишь самые элементарные, базовые сведения из смежных областей, не вторгаясь глубоко в материю относящихся к ним учебных курсов.
Ориентация на новейшие исследования и публикации источников. Учебник по истории Церкви, создаваемый в XXI в., просто обязан учитывать новейшие достижения учёных — историков Церкви, богослужения, права, древней письменности, искусства. Без этого невозможно оставаться на передовом уровне церковно-исторической науки, которая в России XX в. по историко-политическим причинам долгое время не могла развиваться столь же успешно, как в католических и протестантских странах. Авторы учебника ставили своей задачей по возможности полный учёт не только новейших российских, но и зарубежных исследований по историко-церковной проблематике. По различным причинам (конфессиональным, методическим, языковым) далеко не все учтённые труды отражены в прилагаемой библиографии, однако она даёт хорошее представление о научных трудах и справочных изданиях на русском языке, вышедших в последнее время. Первое место среди таких трудов по праву занимает насчитывающая уже 27 вышедших томов фундаментальная, не имеющая аналогов в мире Православная Энцикопедия. Поскольку большинство статей этого издания написаны ведущими российскими специалистами в своей области, энциклопедия отражает самый современный этап развития российской историко-церковной науки. По этой причине на протяжении всего пособия статьи Православной Энциклопедии рекомендуются студентам для самостоятельного изучения.
|
|
Разумеется, обращение к работам современных исследователей не могло отменить для нас высокого авторитета классиков русской и зарубежной православной науки. Их труды также нашли достойное место в предлагаемой книге.
Знакомство авторов как с новейшими, так и с классическими зарубежными трудами по истории Церкви стало возможным благодаря прекрасно отлаженной работе библиотеки ПСТГУ, сотрудникам которой авторы приносят искреннюю благодарность.
Адаптация к очному и заочному видам обучения. В структурном отношении текст пособия построен в виде единства двух уровней. Первый уровень — элементарный, предназначен для студентов заочного обучения. Вся информация на этом уровне даётся стандартным шрифтом - включая контрольные вопросы в конце каждой темы. Информация второго уровня предназначена для студентов очного обучения. Она состоит из блока для заочников с добавлением того, что напечатано более мелким шрифтом (в том числе курсивом).
|
|
Таким образом, студенты-заочники в изучении истории Церкви ограничиваются только блоками, набранными стандартным шрифтом. Студенты очного обучения изучают текст учебника полностью.
Такое распределение и маркировка текстовой информации позволяет избежать дублирования учебника для очного и заочного отделений. Кроме того, если заочник пожелает изучить какие-либо темы подробнее, он может это сделать, обратившись к частям, напечатанным мелким шрифтом. Тем самым, по нашему замыслу, будет поощряться любознательность студентов и стимулироваться интерес к изучению одного из важнейших предметов богословского цикла — церковной истории.
Композиция и шрифтовое оформление учебника. Учебник состоит из двух разделов. Разделы посвящены описанию истории Церкви в течение двух больших периодов — периода противостояния Церкви с государством (ок.33-313 гг.) и периода постепенного включения Церкви в систему государственных институтов вплоть до окончательного торжества Православия в борьбе с иконоборчеством (313— 843 гг.). В рамках каждого раздела выделяется несколько основных тем. Это, помимо общей характеристики периода, тематические отделы об отношениях Церкви с государством, история церковных институтов, богослужения и церковного искусства, развитие догматического богословия и церковной дисциплины. Разделы I и II построены симметрично относительно друг друга, что позволяет читателю (студенту) легко проследить эволюцию отдельных сторон церковной жизни на протяжении восьми веков.
В конце каждой темы даётся список контрольных вопросов для применения на семинарских занятиях и в контрольных работах, а также рекомендуемая литература на русском языке для углублённого самостоятельного изучения темы.
В текст учебника включены цитаты из источников (шрифт уменьшенный, курсивный) и сведения уточняющего и развивающего характера, предназначенные для студентов очного отделения (шрифт уменьшенный, прямой).
В конце книги помещены предметный и именной указатели, а также список использованной и рекомендуемой литературы.
В приложении помещены таблицы с годами правления римских и византийских императоров, патриархов Константинополя и Римских пап. В соответствии с хронологией I части учебника таблицы доведены до 843 г.
Новизна учебника. Большинство названных особенностей учебного пособия не имеют аналогов в отечественной богословской дидактике и делают учебник в определённой мере экспериментальным. Насколько удачным окажется этот дидактико-методический эксперимент, покажет только опыт преподавания в профильных учебных заведениях.
Еггаге китапит? и мы понимаем, что учебник конечно же не свободен от недостатков. Авторы будут очень благодарны коллегам- преподавателям и студентам за любые замечания, которые позво-
1 Человеку свойственно ошибаться (лат.).
лят усовершенствовать учебник и улучшить качество преподавания истории Церкви в богословских вузах.
Данное учебное пособие представляет собой I часть истории Церкви. Часть II, посвящённая периоду 843—1453 гг., находится в процессе создания.
Все авторы и научный редактор считают своим приятным долгом высказать глубокую признательность ректору ПСТГУ, декану богословского факультета прот. Владимиру Воробьёву, проректору по науке свящ. Константину Полъскову и заместителю декана по научной работе прот. Николаю Емельянову, благодаря содействию и попечению которых это учебное пособие смогло увидеть свет.
Авторы и редактор также приносят искреннюю благодарность коллегам, любезно прочитавшим книгу в рукописи и сделавшим ценные замечания: проф., д-ру богословия, канд. филос. наук прот. О. Давыденкову, канд. ист. наук ЕЕ. Захарову, канд. богословия А.С. Небольсину, прот. Валентину Асмусу, а также официальному рецензенту канд. ист. наук П.В. Кузенкову.
Периодизация истории Древней Церкви
Периодизация истории Церкви представляет ряд специфических трудностей. Дело в том, что разделение истории по периодам требует определённых критериев. История государств обычно делится на периоды согласно формам правления. Например, для Рима это период царей, период республики, период империи; для полисов Древней Греции — период архаический (формирование полисного устройства), период классического полиса, период эллинизма (кризис полисной организации и образование эллинистических монархий). Как же построить периодизацию Церкви, которая не является ни государством, ни государственным институтом, а наоборот, включает в себя целый ряд институтов, различных по характеру и происхождению? Так, если понимать Церковь как богослужебное собрание, то следует делить её историю на периоды согласно эволюции литургических форм (чинов) богослужения. Если представлять Церковь как иерархию священства и мирян, то периодизация будет зависеть от этапов формирования иерархии. Если в центр периодизации ставить богословскую проблематику и борьбу с ересями, то периоды будут совсем иными, чем в предыдущих двух случаях.
Эти методические проблемы до сих пор не находили решения в традиционных монографиях и пособиях по истории Церкви. Поэтому единой периодизации истории Церкви не существует. Каждый автор решал эту проблему произвольно, в зависимости от личных подходов и предпочтений. Как правило, в истории Древней Церкви выделяли доникейский и посленикейский период. Последний в свою очередь делился на период Вселенских Соборов (325—787 гг.) и период после Вселенских Соборов. Почти все периодизации выделяют отдельным критерием единство Церкви — поэтому ключевыми пунктами считаются схизма между Востоком и Западом 1054 г. и начало Реформации на Западе (1517 г.). Минусы такой классификации очевидны: во-первых, неясно, на каком основании выделяется «доникейский» период (для истории Церкви гораздо важнее год 313-й, чем год 325-й), во-вторых, неясно, почему следует выделять отдельный период Вселенских соборов - ведь с его окончанием не завершилось формирование церковного богослужения, а догматика была сформулирована лишь в главных и основных чертах (причём между Востоком и Западом в конце периода уже отмечаются догматические расхождения в связи с формулой РШодие). В области церковно-государственных отношений фактическое преодоление конфликта Церкви с государством относительно почитания икон произошло только в 843 г., и это событие не имело отношения к Вселенским Соборам.
В силу недостаточной научной обоснованности традиционных периодизаций церковной истории для настоящего пособия было решено взять комплексный критерий периодизации, учитывающий и внешнюю, и внутреннюю историю Церкви.
Внешняя история Церкви предполагает освещение её взаимоотношений с внешними, нецерковными институтами — прежде всего с государством.
Историю Церкви в Римской империи, и особенно в Византии, безусловно следует рассматривать в тесной связи с историей государства. Несмотря на то что светская власть имела ограниченное влияние на церковные дела, уже начиная с IV в. без светской (императорской) власти невозможно было решить ни одного принципиального для Церкви вопроса. Не только Вселенские, но даже некоторые Поместные Соборы созывались по инициативе императоров. Императоры утверждали избранных Церковью митрополитов и патриархов, боролись с еретиками, оказывали Церкви огромную материальную и дипломатическую поддержку. Можно без преувеличения сказать, что церковно-государственная идеология Византии видела в императоре земного главу Церкви, подобно тому как её небесным главою является Господь Иисус Христос. Благословение Церкви в лице патриарха Константинопольского было необходимым условием легитимного занятия престола очередным императором. Византийцы хорошо понимали неразрывную связь Церкви с империей — именно поэтому «Церковная история» Сократа Схоластика разделена на книги согласно срокам правления императоров: кн. I - правление Константина Великого (306—337 гг.), кн. II - правление Констанция /7(337—361 гг.) и т.д. Со своей стороны, Церковь многое заимствовала от государства — особенно в области юриспруденции и церковного законодательства. Многие церковные установления получили первую юридическую санкцию не в соборных канонах, а в законах византийских императоров. Сборники церковного права (номоканоны) включали в себя не только каноны, но и государственные законы. Уже в V в. государство и Церковь формируют единую правовую систему, в которой один институт помогает другому и поддерживает его.
Внутренняя история предполагает комплексный учёт развития догматики, богослужения и крупных церковных разделений (происходящих как раз либо по догматическим основаниям, либо по причинам дисциплинарной и литургической природы).
Неразрешимая методическая проблема состоит в том, что невозможно составить единую периодизацию для истории Восточной и Западной Церквей. В течение первых десяти веков христианской истории Восток (Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим и ряд более мелких церковных центров) и Запад (Рим, а до V в. и Карфаген) представляли собой единую Церковь, однако уже тогда их судьбы были настолько различны, что в единую периодизацию вместить их невозможно. По этой причине и в соответствии с традицией основной акцент и в периодизации, и в изложении материала делается на историю Восточной Церкви.
Основанная на комплексных критериях периодизация, принятая в настоящем пособии, выглядит следующим образом:
I период: ок. 33—313 гг. История христианской Церкви в языческом государстве — Римской империи. Период нелегального существования Церкви в государстве и спорадических гонений на христиан. Это также период формирования основных церковных институтов, иерархии, богослужения, период первых догматических споров, возникновения локальных ересей и расколов.
II период: 313—1453 гг. История Церкви в христианской империи — Византии. Этот период делится на ряд подпериодов',
а) 313—565 гг. Период богословской разработки и принятия основных церковных догматов, преодоления наиболее опасных ересей (арианства, несторианства, монофизитства). Начало Вселенских Соборов. Формирование нового патриархата Вселенской Церкви с центром в Константинополе. Оформление системы «пентархии» пяти православных патриархатов. Окончательное сложение христианской империи с юридическим оформлением церковного права как интегральной части имперского права Византии («Кодекс» и церковные новеллы Юстиниана). Идеологическое обоснование гармоничного сотрудничества («симфонии») империи с Церковью, окончательное формирование идеологии православной монархии (по Х.-Г. Беку, «политической ортодоксии»). Первые конфликты Константинополя с Римской Церковью по вопросам догматики и церковного управления.
б) 565—725 гг. Период оформления основных догматов и церковных институтов. Распространение и преодоление христологических ересей монофизитского толка — моноэнергизма и монофелитства. Утрата византийского контроля над восточными провинциями империи. Принятие корпуса канонов Вселенской Церкви на Пято- Шестом (Трулльском) Вселенском Соборе (Константинополь, 691—692 гг.). Продолжение языкового, культурного и духовного обособления латинского Запада и греческого Востока.
в) 725—843 гг. Период богословских споров об иконах и гонений, развязанных Византийским государством против иконопочитателей (гонения не затронули Западную Церковь, находившуюся за пределами Империи). 843 г. — важнейший момент восстановления и обновления Восточной Церкви после иконоборческих гонений, о чём прямо говорится в Прологе к Синодику Православия: «Мы празднуем день обновления».
г) 843—1054 гг. Период нарастания противоречий между христианским Западом и Востоком. Богословские споры об опресноках (Евхаристии на пресном хлебе) и НИодие. Раскол между Римом и Константинополем при патр. свт. Фотии. Отпадение в 1054 г. Западной Церкви от вселенского Православия - важнейшее событие, повлиявшее на всю последующую историю христианства.
д) 1054—1204 гг. Период церковных и политических конфликтов Византии с Западом. Начало крестовых походов и столкновение византийских интересов с интересами поднимающихся западных государств — прежде всего Венеции и Генуи, а затем и Священной Римской империи. Западное влияние на императорский двор и Церковь Константинополя. Борьба с новыми ересями. Взятие Константинополя рыцарями IV Крестового похода в 1204 г., смена резиденции вселенского патриарха.
е) 1204—1453 гг. Постепенный закат византийского влияния в Средиземноморье на фоне регулярных и всякий раз провальных попыток унии с Римской Церковью. Образование новых автокефальных Церквей на Балканах. Период завершается ликвидацией православной византийской государственности в 1453 г. и переходом Вселенского Константинопольского патриархата под полный контроль иноверцев-мусульман. После этого центр вселенского Православия переходит в Москву — третий Рим.
РАЗДЕЛ I История ранней Церкви. Церковь в языческой империи (33—313 гг.)
1.1. Общие сведения. Возникновение и первые годы истории Церкви
(КА. Максимович, С А. Медведев)
Происхождение названия. Русское слово Церковь происходит из церковнославянского цьрысы. Это последнее восходит к германскому (древневерхненемецкому) кт(И)Иа (ср. нем. Κύ-сИе), которое в свою очередь произошло из греч. κυριακόν ‘Господнее, принадлежащее Господу’. Словом κυριακόν греки-христиане называли храм,, здание церкви. Для именования Церкви как сообщества верных в греческом языке использовалось (и до сих пор используется) слово экклесия (греч. εκκλησία). Из греческого языка слово εκκλησία было заимствовано в латинский (есс1ез1а), из которого перешло в романские языки (ит. Меза, фр. е^Изе, исп. ΐξΙβ3ΐά).
В Евангелиях слово εκκλησία встречается только дважды. Первый раз в Мф. XVI, 18: «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», второй раз — во время описания Господом того, что нужно сделать с согрешающим братом, и здесь Церковь становится той инстанцией, которая должна вынести окончательное решение относительно согрешающего брата (Мф. XVIII, 17). Вне Евангелий это слово часто используется в книге Деяний и в апостольских посланиях (ср. Деян. II, 47; V, 11; VII, 38 и др.; Рим. XVI, 1 идр.; 1 Кол. I, 2; IV, 17 и др.; 2 Кол. VIII, 1 идр.; Гал. I, 2 и др.; Еф. I, 22 и т.д.).
Греческое название Церкви пришло в Евангелия из древнегреческой государственно-правовой терминологии. В Древней Греции экклесией называли народное собрание — высший орган прямой демократии в греческих полисах VI—IV вв. до Р.Х. В народн^^отбра.- ние входили все свободные мужчины, достигшие совершеЖ|Дия. Именно этому органу принадлежала высшая власть в го<И Ржве. Само слово происходит от греческого глагола эккалео (έκκα^Β. Ш>и - Раздел I. История ранней Церкви. Церковь в языческой империи (33-313 гг.) зывать (на собрание)’. То есть экклесия в исконном, первоначальном смысле слова — это собрание «призванных», явившихся на зов людей.
В Септуагинтех словом εκκλησία переводится др.-евр. дйИа1 ‘собрание’ (Втор. IX, 10), ‘общество’ (там же, XXIII, 2).
Возникновение Церкви. Основанием христианской Церкви считается сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло в 50-й день после Воскресения Христова (Деян. II, 1—4). Этот день в христианской традиции именуется Пятидесятницей (греч. Πεντηκοστή, лат. (дшгщиа^ехйпа).
Праздник Пятидесятницы был известен и религии иудеев, которые праздновали его в конце мая, в 50-й день после пасхи 14 нисана[1] [2]. Этот праздник также назывался праздником Жатвы. В этот день иудеи приносили в жертву Яхве первины урожая. Кроме того, праздник был посвящён дарованию иудеям Синайского закона, которое совершилось через 50 дней после перехода еврейского народа во главе с Моисеем через Чермное (Красное) море. Именно в этот праздничный для иудеев день и произошло сошествие Св. Духа на апостолов.
Дата христианской Пятидесятницы определяется довольно точно — это 33 г. по Р.Х. В данном пособии эта дата взята за основу.
Апостолы и апостольская идея. Слово «апостол» происходит от др.-греч. απόστολο? ‘посланник’. Так названы в евангелиях 12 ближайших учеников и последователей Христа: Андрей Первозванный, Симон-Пётр, Иаков (сын) Зеведеев, его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, Иаков (сын) Алфеев, Леввей, прозванный Фаддеем (по Евангелию от Луки, вместо него Иуда, брат Иакова), Симон Зилот (Кананит) и последний — Иуда Искариот (впоследствии вместо него избран Матфий, ср. Деян. I, 26).
Число 12 носит символический характер — оно соответствует 12 коленам Израилевым, которых апостолы будут судить в конце времён (Мф. XIX, 28). В то же время апостолы образуют ядро нового Израиля, т.е. Церкви Христовой, идущей на смену ветхому Израилю.
Ср. описание небесного Иерусалима в Откровении св. Иоанна Богослова: Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать
ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца (Откр. XXI, 12-14).
В Евангелии от Луки помимо 12 главных апостолов упомянуты ещё 70 (в рукописях есть вариант — 72) апостолов, посылаемых Христом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк. X, 1). Имена всех 70 апостолов не сохранились, а их апокрифические[III] «Деяния» носят во многом легендарный характер.
Идея апостольства как служения состоит в распространении учения Христова среди избранного народа Божия — иудеев, а также среди всех остальных народов земли. Апостольство — это свидетельство о Христе. Явившись апостолам после Своего Воскресения, Христос говорит им:
Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. I, 8).
Каждый апостол, будучи посланником Христовым, водим Св. Духом и всегда ощущает благодатное присутствие своего Господа (ср. Мф. ΧΧνίΠ, 20 напутствие Спасителя апостолам: «Се Я с вами во все дни до скончания века»). Апостолами были основаны первые локальные Церкви — Иерусалимская (Деян. II, 37—47), Антиохийская (Деян. XI, 19—26), Филиппийская (Деян. XVI, 12—40), Фессалоникийская (Деян. XVII, 1—4), Коринфская (Деян. XVIII, 1—11), Эфесская (Деян. XIX) и др., ставшие впоследствии ядром Вселенской Церкви.
От греческого слова αποστολή ‘посланничество, апостольство’, переведённого на латинский язык словом пйззю, происходит наше понятие миссии, миссионерства. Таким образом, миссионерство — это прямое продолжение дела первых апостолов Христовых. Прославленные Церковью святые, успешно послужившие распространению в мире веры Христовой, именуются «равноапостольными» — таковы, например, святой император Константин Великий, святая Нина — просветительница Грузии, святые Кирилл и Мефодий — учители славян, святой князь Владимир - просветитель Руси и многие другие.
Раздел I. История ранней Церкви. Церковь в языческой империи (33-313 гг.)
Связь ранней Церкви с иудаизмом. Отличительной чертой Церкви в самую раннюю эпоху было то, что она многое заимствовала из традиций иудаизма. Поэтому самая ранняя стадия существования Церкви получила название иудеохристианства.
Иудеи апостольских времен ещё не знали книг Нового Завета и могли воспринять заповеди христианского учения только в свете иудейского Закона. Сам Христос жил в иудейской среде, посещал храм Яхве в Иерусалиме и проповедовал только иудеям. Среди них развернулась и апостольская проповедь. Так, первая проповедь ап. Петра после Пятидесятницы была обращена к иудеям Иерусалима (Деян. II, 14—42). В ней апостол ссылается на ветхозаветных пророков — Иоиля и Давида. Вторая проповедь ап. Петра, произнесённая в Иерусалимском храме, также содержит ссылки на древние пророчества — в ней, в частности, упоминаются Самуил и Моисей (Деян. III, 12-26). Таким образом, авторитет христианского учения изначально основывался на авторитете ветхозаветной традиции.