Смит, Джордж (ассириолог)

 

Джордж Смит, англ. George Smith (26 марта 1840, Челси, Лондон — 19 августа 1876, Халеб, Сирия) — британский ассириолог. Открыл и перевёл «Эпос о Гильгамеше» — древнейшее из известных литературных произведений. Также дешифровал кипрское письмо.

Биография

Смит был выходцем из рабочей семьи, поэтому не имел больших возможностей сделать карьеру в викторианской Англии, несмотря на свою одарённость.[1] В возрасте 14 лет Смит стал подмастерьем в типографии, где он освоил гравировку штампов для банкнот. Имея свободное время, он увлёкся литературой по ассирийской истории и читал все доступные ему книги. Обеденный час он проводил в Британском музее, изучая там клинописные таблички, раскопанные около Мосула Остином Г. Лэйярдом и его иракским ассистентом Гормуздом Рассамом во время археологической экспедиции в 1840 г..

Смит вскоре стал более осведомлённым о клинописных табличках, чем персонал музея, на что обратил внимание известный ассириолог того времени Генри Роулинсон, автор дешифровки ассирийской клинописи. Затем Смит сделал своё первое открытие: он установил дату уплаты дани израильским царём Иеху Салманасару III. Роулинсон предложил опекунам Музея, чтобы Смит присоединился к нему в подготовке 3 и 4 томов «Клинописных надписей Западной Азии» (The Cuneiform Inscriptions of Western Asia).[2] В 1867 Смит был назначен ассистентом отдела ассириологии.

Самым ранним успехом Смита было открытие двух надписей, на первой из которых указывалась дата полного солнечного затмения в месяце сиван (май 763 г. до н. э.), а на второй — дата вторжения в Вавилон эламитов в 23 в. до н. э.

В 1871 г. Смит опубликовал «Анналы Ашшурбанипала» (Annals of Assur-bani-pal) с транслитерацией и переводом, а также передал в незадолго до того основанное Общество библейской археологии статью «Ранняя история Вавилонии» и доклад о дешифровке кипрского слогового письма.

В 1872 г. Смит получил мировую известность благодаря своему переводу халдейского текста о Великом потопе, который он зачитал перед Обществом библейской арзхеологии 3 декабря, а среди слушателей были премьер-министр Уильям Гладстон (единственный из премьер-министров, о котором известно, что он посещал научные семинары по вавилонской литературе).

Это произведение в настоящее время известно как последняя глава «Эпоса о Гильгамеше», древнейшего из сохранившихся литературных произведений, открывателем которого стал Смит. В январе следующего года Эдвин Арнольд, издатель газеты The Daily Telegraph, организовал за счёт газеты экспедицию Смита в Ниневию с целью найти недостающие фрагменты истории о потопе. Смиту удалось найти не только это произведение, но также таблички с хронологией вавилонских династий.

В ноябре 1873 г. Смит отправился во вторую экспедицию в Ниневию, в этот раз за счёт Музея, и продолжил раскопки на городище Коюнджик (бывшая Ниневия). Отчёт о его работе опубликован в Assyrian Discoveries (1875). оставшуюся часть года он провёл, сопоставляя и переводя фрагменты, связанные с Мифом о творении - результаты опубликованы в The Chaldaean Account of Genesis (1880, в соавторстве с А. Сейсом).

В марте 1876 Британский музей снова послал Смита на раскопки остатков библиотеки Ашшурбанипала. В деревне Икисджи к северу от Халеба он заболел дизентерией и умер в Халебе. У него остались жена и дети, которым Королева Виктория пожаловала ежегодную пенсию в 150 фунтов.

Ворота Иштар

Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон

Ворота Иштар — восьмые ворота внутреннего города в Вавилоне. Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.

Внешний вид

Ворота Иштар представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота посвящены богине Иштар и сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений животных. Крыша и двери ворот были изготовлены из кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.

Колдевей описывает ворота Иштар так:

«Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот. Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, а промежуток между ними составляет 11 кирпичей. Таким образом, расстояние от низа одного изображения до низа другого равно 24 кирпичам, или почти точно двум метрам, то есть четырем вавилонским элам».

Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение. Надпись начинается так:

 «Я — Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый государь, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набополассара, царя вавилонского…»

Табличка с этой надписью сейчас хранится в Пергамском музее.

Реконструкция

Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была произведена в 1930-х гг. в Пергамском музее в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевеем. Размеры восстановленных ворот Иштар — 14 метров в высоту и 10 метров в длину.

Фрагменты ворот и львы, украшавшие Дорогу Процессий, хранятся в разных музеях мира. В стамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.

Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.

Зиккурат

Зиккурат в Уре.

Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu — «вершина», в том числе «вершина горы») — многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: