III. Практическая часть

Вы поделены на три группы. Давайте вспомним, при помощи каких способов можно поделить детей на группы (при помощи названий дней недели, названий времен года, разноцветных полосок бумаги, обычного расчета на1-4, геометрических фигур). Хорошо.

Задание1. Выполните письменно задания и ответьте на вопросы. (Читаем выполненные задания вслух, а все остальные внимательно слушают, проверяют и задают вопросы).

1 группа (работает с учебником 2 класса):

 Какую цель ставил перед собой учитель, предложив учащимся следующие упражнения? Найдите в учебнике идентичные. При изучении каких тем используются эти упражнения.

• Определите, в каких словосочетаниях слова употребляются в переносном значении. Составьте с этими словосочетаниями предложения.

Стальные рельсы - стальной характер; кожаная подошва - подошва горы; воет волк - воет ветер; теплый свитер - теплый прием.

Группа (работает с учебником 3 класса)

Можно ли использовать синонимы и антонимы при объяснении новых слов на первом году обучения русскому языку? Найдите в учебнике идентичные. При изучении каких тем используются эти упражнения.

• Подберите синонимы и антонимы к каждому значению слова свежий в следующих словосочетаниях.

Свежий хлеб, свежая газета, свежая рубашка, свежий огурец, свежая рыба.

• Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Добрый человек, добрый вечер; весенний день, весеннее настроение.

Группа (работает с учебником 4 класса) Найдите в учебнике идентичные. При изучении каких тем используются эти упражнения?

Замените фразеологические сочетания синонимичными словами или словосочетаниями.

Без году неделя, белая ворона, беречь как зеницу ока, бросать слова на ветер, держать язык за зубами, ждать у моря погоды, обвести вокруг пальца, от зари до зари, писать как курица лапой.

Оценивание работы.

Задание2. Послушайте внимательно выразительно прочитанное стихотворение С. Есенина «В хате» (читает студент) Какова его тема?  

 Пахнет рыхлыми драченами;

 У порога в дежке квас,

 Над печурками точеными

 Тараканы лезут в паз.

 Вьется сажа над заслонкою,

 В печке нитки попелищ,

 А на лавке за солонкою -

  Шелуха сырых яиц.

 Мать с ухватами не сладится,

 Нагибается низко,

 Старый кот к махотке крадется

 На парное молоко.

 

Вопрос: Что методически неправильно сейчас было сделано при ознакомлении со стихотворением?(незнакомый текст читал не учитель, а ребенок, что привело к ошибкам, не была проведена перед чтением словарная работа)

Что обозначают выделенные слова? К какому разряду лексики они относятся?

Задание 3: составьте  правильный фрагмент урока – знакомства с этим стихотворением, используя методички для правильной постановки целей к уроку.

 Каждая группа вытащит два словаиз стихотворения(выделенных) и объяснит их при помощи самостоятельно выбранных приемов семантизации (один – традиционный, один - нетрадиционный).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

(Проверяем, читаем, исправляем. Студенты комментируют ответы групп).

Давайте подведем итог по словарной работе на уроках чтения. (Назвать этапы проведения словарной работы, время, обязательна или нет)

Оценивание работы

  Какие еще упражнения можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, кроме физкультминуток? Правильно, упражнения на дыхание, зарядку для глаз, пальчиковую гимнастику. И сейчас мы с вами проведем одну из них.

Пальчиковая гимнастика

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей (двигаем левым мизинчиком)

Эта птичка – воробей(левый безымянный палец)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка. (средний левый палец)

Эта птичка – свиристель, (левый указательный палец)

Эта птичка – коростель, (большой палей левой руки.)

Эта птичка – скворушка-

Серенькое перышко.(мизинец правой руки)

Эта- зяблик.(правый безымянный палец)

Эта-стриж (правый средний палец)

Эта – развеселый чиж (указательный палец правой руки)

Ну, а эта – злой орлан (большой палец правой руки)

Птички, птички, - по домам! (сжать все пальчики в кулачки).

Слово преподавателя

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.

«Пинг-понг»  

При помощи приема «Пинг-понг» проверяем, какие методы и приёмы в обучении письму непроверяемых слов вы знаете (это было в домашней самостоятельной работе). Студенты просто называют или называют и объясняют в чем суть метода (зависит от группы и времени):

1. СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ (СЛОВАМИ).  Чаще всего использую этот вид работы в 1 классе, когда словарных слов изучено ещё мало. Детям предлагается придумать предложение, в котором есть изученное словарное слово.

2. КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ). Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Например: Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь 1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением; 2.парн.согл. Д, которую можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.

3. "НЕМОЙ" СЛОВАРИК. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.

4. "ТОЛКОВЫЙ" СЛОВАРЬ. Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.

5. "ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ" СЛОВАРИК. Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

6. "КАРТИННЫЙ" СЛОВАРЬ. Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку. Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия. В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

7. ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ. Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

8. СХЕМЫ - УГАДАЙКИ. На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами.

 ___О___О___ (воробей, молоко..)

 _______СС__ (касса, масса…)

9. КОПИЛКА - МИНУТКА. На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д. Этих слов должно быть не менее 10. Дается одна минута для запоминания слов. Просьба - молча проговаривать слова. Затем слова убираются (стираю). Снова дается одна минута для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы

10. "ЛИШНЕЕ СЛОВО". Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».

СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА

 Заранее тщательно подбираются слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Аргументов может быть много и «лишних» слов тоже! Далее идут рассуждения:

 1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.

 2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

 3….слово петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.

 4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.

11. БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ). Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

12. "МНЕМОНИЧЕСКИЙ" СЛОВАРИК. Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами. Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе.

 Например: УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

 МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

 ПАЛЬТО. ПАЛЬТО носит ПАпа.

13. "НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ" По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием. В данном случае необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.

14. "ПРОБА ПЕРА". В 3-4 классах можно проводить работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. (Причём, хочется отметить, что для способных детей словарь дополнен словами, не входящими в программу данного класса). Иногда предлагается ребятам написать рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:

 1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;

 2. на наличие в словарных словах буквосочетаний – оро -, -оло-;

 3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…

 4. можно использовать словарные слова на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.

 "Проба пера" - это очень увлекательная творческая работа. 

15. "ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ" Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…

 ЗАДАНИЯ:

 1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).

 2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», «Правописание окончаний имен прилагательных»…).

 3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».

 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или, наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).

 5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.

 Например: М_ШИНА – МАШИНИСТ

 6. Допиши к словарным словам имена собственные (в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например: К_РОВА – (Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.

 7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.

16. "ГОЛОВОЛОМКИ" Составление и разгадывание ребусов.

17. ЗАГАДКИ – ШУТКИ (ИГРЫ).

 1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).

 2. В каких словарных словах спряталась – ель-? (УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)

 3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).

 Такие задания используется во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.

18. "МУДРЫЙ СЛОВАРИК". Можно использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы.На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

       19.ИГРА "ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ". Берется словарик ребёнка и вразброс спрашивается, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Это соревнование С САМИМ СОБОЮ. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше?

Вывод: систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребёнок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Задание 4. Перед вами на столах программы. По группам: 1группа -2класс, 2 – 3 класс, 3-4класс, найдите и зачитайте, какой объем словарных слов дети должны выучить на конец учебного года  в каждом классе?

Задание 5. Сейчас работа в парах.

Каждой паре предлагается вытащить один из названных приемов, рассказать, в чем суть этого приема и  с его помощью объяснить одно из словарных слов, помещенное на абзаце учебника. (оценивание)

А теперь откройте учебники и проанализируйте, какие из названных вами только что упражнений предлагают авторы учебника 2,3,и 4 классов.

Молодцы.

Требов ание государственного стандарта начального образования – формирование межпредметной компетентности, которая предполагает умение детей интегрировать знания об одном предмете на отдельно взятом уроке. На это ориентирует технология «Крок за кроком», по которой работают школы Каховского и Бериславского района, в которых вы уже проходите практику.

Поэтому знакомимся с презентацией «Интегрированные способы знакомства со словом». Презентация «Морковка».

  Задание 6

1.Какие же предметы интегрированы в этой презентации? (Проверяем, слайд).

2.Перед вами учебники младшей школы. Выберите стихотворение или текст, в котором есть явная иллюстрация интеграции с другими предметами. Проверяем.

3.На каждом ли уроке будете обращать внимание детей на связь с другими предметами? Почему?

Задание 7. Перед вами на столах методички. На известных вам страницах, которые относятся к урокам русского языка и чтения, найдите и прочитайте, на всех ли уроках проводится работа со словарными словами? Чему она способствует? Какие умения и навыки вырабатывает?

 Откройте страничку-оформление титульной страницы конспекта урока. Какие специфические задачи касаются только уроков русского языка и литературного чтения? Зачитайте.

 Молодцы.

Работа со словарями

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: