II.3. История институтов и богослужения представлен между двумя распятыми разбойниками). Ветхозаветные сюжеты выступают обычно как прообразы новозаветной истории — как, например, цикл Иосифа Прекрасного на троне Максимиана.
Большое влияние на христианское искусство оказала императорская иконография, сохранившаяся на предметах светского назначения — консульских и императорских диптихах (парадных складнях из слоновой кости, изготовлявшихся в честь вступления в должность). Так, на императорском диптихе Барберини рубежа V—VI вв. представлены следующие сцены: АдуепШз — триумфальный въезд императора, Приношение даров варварами, увенчание императора венцом. Все эти мотивы войдут в христианскую иконографию: АёуепШз станет основой для образов Христа в сцене Входа в Иерусалим, мучеников- всадников; Приношение даров — основой для Поклонения волхвов, венчание победным венцом войдёт в иконографию мучеников. Сходные мотивы мы видим на пьедестале стелы Феодосия — египетского обелиска 391 г. на ипподроме Константинополя: приношение даров варварами, император подает венок победителю. Многие иконографические схемы черпались из античного искусства — например, ТгасИИо 1е^18 («Даяние Закона», см. ниже), иконография Воскрешения Лазаря, в которой Христос изображается творящим чудо воскрешения жезлом (иконография восходит к античным образам волшебников и врачей). Оба сюжета имеются на ларце-реликварии из Брешии. Орфей на пиксиде из Боббио, как и нередко в катакомбах, изображается в колпаке воскресающего бога Аттиса (возлюбленного египетской богини Кибелы), служа, таким образом, античным прообразом позднейшей иконографии Христа.
На примере паломнических ампул (сосудов) для освящённого масла из Монцы и Боббио (VI в.) можно видеть, как начинает формироваться цикл 12 праздников. Ампулы изготовлялись из металла или в керамике в Палестине; паломники привозили их с собой в Европу. На ампулах изображены Благовещение, Встреча Марии и Елизаветы, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Крещение, Распятие, Воскресение (Жёны у гроба), Вознесение. Эти сцены нередко несут изображения реалий Св. Земли: алтарь над пещерой Рождества в Вифлеемской базилике, Гроб Господень в ротонде Воскресения в Иерусалиме, крест, хранившийся в базилике на Голгофе, входившей в комплекс построек Гроба Господня.
Стиль рельефов изменяется с IV к VI в. от античного натуропо- добия, статуарности и естественной подвижности фигур, пространственности в оформлении сцен к более мощному, иногда грубовато-
му обобщённому стилю VI в. Рельеф уплощается, фигуры становятся неподвижными, фронтальными, с огромными глазами, остановившимися взглядами. В конце IV — начале V в. при Феодосии Великом и на рубеже V—VI вв. в отдельных вещах заметны признаки обращения к классическим античным формам. Для произведений, создававшихся на востоке, характерен более экспрессивный стиль.
Монументальная живопись IV—VII вв. Основной техникой монументальной декорации с IV в. становится мозаика. Эта техника особенно нравилась раннехристианским художникам, поскольку стекловидная смальта, из которой составляется мозаика, вырабатывается в огне, т.е. материал этот отличался особой чистотой. Мозаика, наравне с мраморной облицовкой, обладает такими качествами, как переливы цвета, свечение, мерцание; всё это вместе в пространстве храма создавало впечатление пребывания в особом, вышнем мире.
Ансамбли монументальной живописи этого периода сохранились крайне неравномерно: так, ничего не осталось от искусства Константинополя. Большие ансамбли сохранились на территории Италии: в Риме, Равенне, Неаполе, Милане; и на территории Греции - в Фес- салонике.
Мозаиками украшались храмы, мавзолеи и баптистерии, мар- тирии. О декорации храмов эпохи Константина Великого ничего не известно, существует мнение, что фигуративное сюжетное искусство стало распространяться со второй половины IV в. Самые ранние сохранившиеся мозаики — это декорация обхода мавзолея Санта- Костанца в Риме, созданная, по-видимому, сразу после его строительства в середине IV в. В полуциркульном своде, разделённом на сегменты, здесь представлены различные орнаментальные мотивы, виноградная лоза, крылатые гении, ники, виноградарское действо. В центре двух сегментов свода — два мужских бюста, по-видимому, изначально принадлежавшие ансамблю из четырёхъ аллегорий времён года — подобный мотив широко распространён в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Известные античные мотивы — пышнолиственные ветви с плодами, чаши с водой, из которых пьют птицы и другие аллюзии на тему рая — войдут затем в репертуар христианского искусства. В целом ничего специфически христианского в декорации обхода Санта-Костанца пока нет.
Первые фигуративные мозаики на христианские темы сохранились от конца IV в. Ранние мозаики отличаются огромным разнообразием иконографических и стилистических вариантов, художники находятся в состоянии интенсивного творческого поиска. Одной из основных иконографических схем конца IV — первой половины V в. является сцена, изображающая Христа в окружении сидящих или стоящих апостолов. Она существует в двух изводах — Ίταάίήο 1е%18 («Даяние Закона»)[LXXXIV] и более сложный вариант, приобретающий эсхатологическое осмысление. Так, в апсиде Санта-Пуденциана в Риме 410—417 гг. вводится фон с изображением Небесного Иерусалима и четырёх апокалиптических существ в небесах, в центре представлен большой украшенный крест, воспроизводящий реальную святыню — Животворящий крест, установленный имп. Феодосием I в 390-е гг. на Голгофе в храме Гроба Господня в Иерусалиме. В капелле Сант- Аквилино при церкви Сан-Лоренцо в Милане (в нише) детали отсутствуют, но Христос, сидящий с учениками, осмысляется как Судия в связи с погребальной функцией капеллы, изначально являвшейся мавзолеем. В Санта-Костанца также имеется сцена Даяния Христом закона Моисею на Синае, а в Сан-Аквилино — Христос-Гелиос на колеснице, мчащийся по небосводу.
Образ Христа, царственно восседающего на троне, заимствует в это время многое от иконографии императора.
К 432—440 гг. относятся первые сохранившиеся исторические циклы: Детства Христа и Ветхозаветный — соответственно, на триумфальной арке (восточной стене над алтарём) и стенах центрального нефа базилики Санта-Мария Маджоре в Риме. В дальнейшем, уже во второй половине V в., обширными циклами, иллюстрирующими Ветхий Завет, будут украшены большие базилики, построенные ещё Константином в Риме: Сан-Пъетро и Сан-Паоло фуори ле мура. Так формируется историко-хронологический принцип декорации храма.
Цикл Детства Христа в Санта-Мария Маджоре, как и посвящение церкви Богородице, возникли под влиянием Эфесского Собора 431 г., на котором был принят термин «Богородица». Отсюда берёт своё начало и новый тип изображения Богоматери - восседающей на троне в одеждах патрицианки в сценах Благовещения и Поклонения волхвов, а также младенца Христа на троне в Поклонении волхвов. Ангелы выступают в этих сценах как стражи. Таким образом, императорская иконография используется для возвеличивания Христа и Богоматери. В свою очередь антиарианская полемика и развитие тринитарного богословия выражается в иконографии Гостеприимства Авраама: в одной сцене представлено Явление Бога Аврааму в сопровождении двух ангелов и Угощение, где три ангела (у которых еще даже нет крыльев) показаны нарочито одинаковыми, подобными друг другу — головы их на одной высоте (принцип исокефалии), нимбы одинаковы. Обе сцены следуют двум традициям истолкования этого сюжета в ранний период.
Ещё один важный новый мотив, впервые встречающийся в Санта-Мария Маджоре, — изображение престола с лежащим на нём венцом в зените триумфальной арки. Иконография его происходит из императорской: уезжая из столицы, император оставлял свою корону на троне. В христианском искусстве этот мотив был связан с текстом Пс. IX, 5—8 и ХСП, 2 и стал эсхатологическим символом — этимасией, престолом, уготованным для Судии, Грядущего в конце времён (отсюда свиток с семью печатями, украшенный крест).
Важная ветвь раннехристианской декорации — украшения куполов баптистериев. От V в. сохранились мозаики трёх баптистериев на территории Италии: при соборе Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе (после середины V в. или около 400 г.), Баптистерия Православных (первая половина V в.) и Баптистерия Ариан в Равенне (рубеж V—VI вв.). Неаполитанский баптистерий демонстрирует старинную систему декорации купола, восходящую ещё к катакомбам: купол разделён на восемь сегментов, в его центре — медальон с христограм- мой (т.е. монограммой из двух первых букв имени «Христос») и буквами альфа и омега. В сегментах расположены сюжетные изображения евангельских чудес с водой — Беседа Христа с самарянкой, Чудо в Кане Галилейской, Чудесный улов, а также ТгасНИо 1е&5 и Жёны у гроба. Ниже, между окнами, представлены фигуры мучеников в рост, а в тромпах (осуществляющих переход от квадрата стен к восьмиграннику купола) — символы евангелистов.
Декорация Баптистерия Православных создавалась, по-видимому, в два этапа: нижняя часть до окон — сразу после строительства (среди побегов аканфа здесь представлены фигурки апостолов или пророков), в первой четверти V в., а два верхних яруса — средний со штуковой (вид гипса) декорацией, изображающей сидящих пророков или апостолов, и верхний (купол) — около середины V в., после надстройки баптистерия. Купол имеет концентрическую структуру: в его зените в медальоне изображено Крещение Христа, в окружающем эту композицию круге представлены апостолы, шествующие по кругу с венцами своей небесной славы в руках. Третий, самый широкий круг заполнен архитектурными мотивами алтарных преград,
II.3. История институтов и богослужения престолов с евангелиями или венцами, символизирующих небесные обители — рай, в котором и пребывают апостолы. В Арианском баптистерии повторена в целом декорация двух верхних кругов купола Баптистерия Православных.
В памятниках Фессалоники также отражена важнейшая для раннего периода тема рая, Небесного Иерусалима, в котором пребывают верные: в ротонде св. Георгия (мавзолей III в. имп. Галерия, превращённый в храм в ГУв.) в куполе на фоне сложных, двухэтажных архитектурных построек стоят фигуры мучеников-фянл/οβ (с молитвенно воздетыми руками). Купол, как и в баптистериях, имеет концентрическую структуру: в зените сохранились остатки композиции, изображавшей Христа-Триумфатора в венце славы, несомом ангелами (правая рука Христа поднята в жесте триумфа). В среднем регистре, по-видимому, были представлены 24 апокалиптических старца, прославлявших Христа (ср. Откр. IV, 10—11), от фигур которых сохранились лишь 24 пары стоп.
Важную в дальнейшем для византийского искусства тему находим во втором раннем мозаическом ансамбле Фессалоники - церкви Осиос Давид (преподобного Давида Столпника, в монастыре Лато- му): в конхе апсиды здесь расположена Теофания (МаэстА) — явление Христа пророкам Аввакуму и Иезекиилю. Христос восседает на радуге в сиянии венца славы, который с четырёх сторон поддерживают символы евангелистов с крыльями, испещрёнными очами. Таким образом, здесь весьма точно иллюстрируется видение пророка Иезекииля (Иез. I, 4-26). Созерцающие видение пророки представлены по сторонам. Теофания станет на века важнейшей иконографической формулой для декорации конхи апсиды, особенно на Востоке — в Египте, Сирии, Каппадокии, на Кавказе.
Мавзолеи в ранний период украшались также разнообразно. В мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (вторая четверть V в.) мы видим образы Христа — Доброго Пастыря, мученика Лаврентия, шествующего на казнь, оленей, приходящих «к источникам вод» (Пс. ХЬП (Х1Л), 1). Купольный свод мавзолея украшен изображением креста в звездном небе, в углах — символы евангелистов.
Во второй половине V—VI вв. встречаются как большие евангельские и ветхозаветные циклы, так и многочисленные индивидуальные образы святых - апостолов, пророков, мучеников и мучениц, изображаемые в рост и погрудно в медальонах. Выбор святых в раннее время в основном связан с наличием их мощей в храме, с местной традицией почитания или со стремлением создать образ Вселенской Церкви.
Так, фигуры местнопочитаемых святых Гервасия, Протасия, Матерна и др. изображены в рост между окон капеллы Сан-Витторе ин Чьело д'Оро (св. Виктора «в золотом небе») при базилике Сан-Амброджо в Милане (вторая половина V в.). Сам св. Виктор представлен в куполе капеллы. Среди святых выделяется Амвросий Медиоланский — главный святой Милана, собиравший в эту базилику мощи святых. Своеобразные ожерелья из таких медальонов с образами апостолов, мучеников и мучениц украшают подпружные арки Архиепископской капеллы в Равенне рубежа V—VI вв. Процессии мучеников и мучениц представлены на мозаике 560-х гг. в базилике Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне, а между окон клеристория здесь расположены изображения пророков и апостолов, сделанные на первом этапе декорации в начале VI в., при остготском правителе Равенны Теодорихе. Тогда же были сделаны два больших цикла - Страстей и чудес Христа в верхней зоне центрального нефа этой базилики. Интересно, что изначально на месте мучеников и мучениц были представлены процессии с самим Теодорихом и его свитой, выходившие из дворца Теодориха и порта в Равенне и шествовавшие к тронным Христу и Богоматери в окружении ангелов. Византийцы, отвоевав Равенну у остготов, уничтожили изображения правителя-арианина, заменив их процессиями святых.
VI в. также даёт значительное разнообразие тем монументальной декорации, однако отбор становится более строгим: избираются более ёмкие с точки зрения содержания сюжеты. Так, в конхе апсиды базилики св. Екатерины на Синае (ок. середины VI в.) представлено Преображение, оно же в аллегорическом виде (Христос в виде креста в славе, апостолы в виде трёх овец) украшает конху апсиды базилики Сан-Аполлинаре ин Классе в Равенне (вторая половина VI в.).
Частым вариантом украшения конхи апсиды становится фигура Христа или Богоматери, которым предстоят святые покровители храма и ктиторы. Такие композиции обладали чертами особой сакральной значимости, иконоподобности. Ещё в первой половине V в. в конхе апсиды Санта-Мария Маджоре в Риме была помещена фигура Богоматери на троне, восседающей подобно императрице, к которой подходили святые (мозаика не сохранилась). В конхе апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (530-е гг.) ангелы подводят ко Христу св. Виталия и ктитора Екклесия с моделью храма в руках, Христос подает венец небесной славы св. Виталию (в основе этого распространённого мотива лежит античная схема увенчания императором победителя или правителя). В базилике Евфразия в г. Порече (Хорватия, ок. середины VI в.) в центре конхи восседает Богоматерь с Младенцем, которой предстоят подводимые ангелами местные святые (св. Мавр и др.) и ктиторы — еп. Евфразий и архидиакон Клавдий. В базилике Св. Космы и Дамиана в Риме (530-е гг.) Христос сходит по дорожке из облаков в небесах к апостолам Петру и Павлу, подводящим к Нему свв. Косму и Дамиана и св. Феодора с венцами славы в руках.
В искусстве Востока, например Египта VI в., в апсидах храмов нередко помещают композиции Теофаний и образы Христа в медальоне, несомом ангелами, как, например, на фресках монастырей Бауита (ныне в Коптском музее в Каире). Так, в капеллахXVII, ХЬП, зала 6 под Теофанией — видением Иезекииля, воспринимаемом здесь как Вознесение — стоят в ряд апостолы, в центре Богоматерь.
Крестовые своды небольших храмов - например, Архиепископской капеллы в Равенне начала VI в. и пресбитерия Сан-Витале — украшены фигурами четырёх ангелов, несущих медальон с христограммой (в капелле) и агнцем (в Сан-Витале).
Именно в это время формируется новый, символический подход к отбору сюжетов для декорации. Для украшения пресбитерия церкви Сан-Витале в Равенне подбираются ветхозаветные сюжеты, являющиеся прообразами Евхаристии: Жертвоприношение и Гостеприимство Авраама, Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека. Таким образом, живопись начинают символически связывать с функциями тех пространств храма, где она располагается. Однако в Сан-Витале подобный подход, имеющий большое будущее, соседствует с беспрецедентной даже для раннего периода свободой: в апсиде помещают два больших императорских портрета, на которых ктиторы храма Сан-Витале Юстиниан и Феодора предстают в окружении свиты придворных и клириков во время торжественного выхода в Софии Константинопольской.
Итак, тематика монументальной декорации раннего времени весьма разнообразна, и многие из названных иконографических формул возникли под влиянием императорской иконографии: ТгасИИо 1е%15, Венчание мучеников венцами небесной славы, Христос и Богоматерь на тронах в окружении ангелов-стражей, Богоматерь Царица — Мапа Ке^та (первый пример - фреска в Санта-Мария Антиква в Риме, VI в.), изображения Престола уготованного (Санта-Мария Маджоре) с лежащим на нём венцом. Другие композиции были специально придуманы — как, например, сцены, иллюстрирующие псалмы (олени на источниках вод в мавзолее Галлы Плацидии, Христос, попирающий льва и змия, в Архиепископской капелле в Равенне и др.) или композиции, представляющие Небесный Иерусалим, рай, а также сцены, иллюстрирующие пророческие видения.
Ещё одна излюбленная тема раннехристианского и ранневизантийского искусства — изображения Агнца и овец, олицетворяющих апостолов, четырёх евангелистов, или паству вообще. Возникнув ещё в искусстве катакомб, изоображения овец украшают многие ранние памятники, следуя обычно двум иконографическим схемам. В церкви Санта-Мария Маджоре (432—440 гг.) в углах триумфальной арки мы видим по шесть овец, стремящихся войти в города Вифлеем и Иерусалим. Стены этих городов украшены драгоценными камнями и жемчугами, что подчёркивает аллегорический характер этих изображений: оба города Св. Земли являются символическими прообразами Града Небесного (ср. его описание в Апокалипсисе), куда и хотят попасть апостолы-овцы. Второй вариант иконографии представлен, например, мозаиками Санти-Косма-э-Дамиано в Риме, где вереница из 12 овец подходит к Агнцу (аллегории Христа), стоящему на горке, из которой истекают четыре райские реки. Оба иконографических варианта были популярны до VI в. Отдельные образы Христа в виде агнца встречаются вплоть до конца VII в. (например, в Кастельсеприо). В 692 г. на Трулльском (Пято-Шестом) Соборе в Константинополе изображение Христа в виде ветхозаветного агнца было запрещено (прав. 82), и в византийском искусстве оно вышло из употребления. Западная Церковь не приняла постановлений Трулльского Собора, и образ агнца остался в средневековом искусстве Западной Европы.
Иконография VII в. следует в целом ранней традиции, развивая и усложняя её. В конхе церкви Панагии Ангелоктисты на Кипре середины VII в. встречаем мозаичный образ Богородицы с поклоняющимися ей архангелами Михаилом и Гавриилом - такая схема станет традиционной для декорации апсиды в византийском искусстве на многие века. Апсида церкви Богоматери в Кастельсеприо недалеко от Милана (конец VII в.) покрыта фресками, иллюстрирующими цикл Детства Христа; центральным образом здесь являлся Деисус, от которого сохранился только центральный медальон с ликом Христа. Помимо образов Богоматери или Христа в конхах апсид продолжают помещать образы святых, которым посвящена церковь — так, например, на мозаике апсиды базилики Сант-Анъезе фуори ле Мура в Риме (конец VII в.) представлена фигура св. Агнесы. В мозаиках капеллы Сан-Венанцио (конец VII в.) при Латеранском баптистерии в Риме в конхе апсиды полуфигура Христа, фланкированная двумя ангелами, расположена над рядом святых, еще один ряд святых расположен на триумфальной арке выше. В капелле при церкви Сан-Стефано Ро- тондо в Риме мозаический образ Христа помещён в медальон над изображением креста, что следует палестинскому образцу из апсиды базилики на Голгофе. По сторонам креста изображены святые.
Ораторий (часовню, задуманную как мавзолей) папы Иоанна VII под собором Св. Петра в Риме (705—707 гг.) украшал мозаический цикл евангельских сюжетов, из которых сохранились фрагменты Рождества Христова, Поклонения волхвов, Входа в Иерусалим и ктиторская композиция.
Вотивными (т.е. посвятительными) композициями была украшена базилика св. Димитрия в Фессалонике — центр почитания великомученика. Такие мозаики делались здесь от рубежа V—VI вв. по середину VII в.: в центре обычно св. Димитрий, которому предстоят дети (мозаика на западной стене, рубежа V—VI вв., и на столпе, первой половины VII в.) или ктиторы храма разных времён (св. Димитрий с епархом Леонтием, основателем храма в V в. и еп. Иоанном, реставратором храма в VII в.), матроны с детьми. Иногда вместо мученика можно видеть в центре Богородицу, как на несохранившихся мозаиках северного нефа конца VI — начала VII вв. (сгорели в пожаре 1917 г.), а также святых. Никакой единой системы декорации эти мозаики не образуют.
Пример уже достаточно развитой и при этом уникальной декорации дают фрески базилики Санта-Мария Антиква на римском форуме, создававшиеся на протяжении VI—VIII вв. Основной слой декорации относится к концу VII — началу VIII в., времени понтификата папы Иоанна VII— грека, привнесшего в уже порядком варва- ризованный Рим греческую традицию. На триумфальной арке было представлено Поклонение кресту с текстами пророчеств. Евангельский цикл украшал пресбитерий церкви начала VIII в. Левая стена церкви занята фигурами восточных и римских святителей вокруг центрального Христа на троне (первая половина VIII в.); выше идёт ветхозаветный цикл. На северной стене — уникальный портрет Трёх святых матерей, очевидно, являвшийся вотивной композицией: св. Анны с младенцем Марией, Богоматери с Христом, св. Елизаветы с младенцем Иоанном Крестителем (νίΠ в.). На столпах изображены Благовещение и отдельные фигуры святых — например, семейства Маккавеев, фигура праведной Анны с младенцем Марией, небольшой иконный образ Богородицы конца VII — начала VIII в. Капеллы церкви, украшавшиеся в VIII в., представляют различных святых, посвятительные и ктиторские композиции (например, капелла Фео- дота, посвященная свв. Кирику и Иулите, 741—752 гг.).
Напольные мозаики. Мозаиками украшались в IV—VII вв. полы храмов и баптистериев. Среди разнообразных орнаментов - побегов аканфа и плюща, меандра, геометрических узоров — -встречаются и фигуративные композиции. Тематика их во многом ещё следует позднеантичной римской традиции: это аллегории времён года и сезонные работы, нильские пейзажи с птицами, речными животными и растениями, сценами рыбалки с неизменным ниломером, пасторали, детские забавы (как на полах Большого Императорского дворца в Константинополе, VI в.), изображения городов (часто встречаются на полах храмов Иордании), даже карта Св. Земли (Мадаба в Иордании). На полах в ранний период нередко встречаются и сюжеты из античной мифологии. Чрезвычайно широко распространённые сцены охоты и противоборства животных или их мирного сосуществования становятся иллюстрациями к псалмам, образами борьбы сил добра и зла или наступившего райского умиротворения («Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе...» — Ис. XI, 6). Встречаются также изображения на темы Ветхого и Нового Заветов, как, например, история пророка Ионы и образ Христа — Доброго Пастыря в кафедральной базилике г. Аквилеи в Италии (V в.).
Стиль ранних мозаик и фресок также отличается большой вариативностью. IV—V вв. — время свободного поиска нового (по отношению к позднеримскому искусству) стиля и образа, постепенного отхода от античных художественных принципов.
Самые ранние мозаики — орнаменты и виноградарские действа в обходе Санта-Костанца в Риме ещё принадлежат целиком к позднеантичному искусству с его пасторальностью, красотой природных мотивов, постепенно превращающихся в символы рая. Может быть, лишь фон - абстрактный белый вместо пейзажного или архитектурного — выдаёт позднюю стадию античного искусства, становящегося христианским. Бюсты аллегорий времён года здесь выглядят как античные герои: лица прекрасно моделированы в яркоцветной живописной технике, образам придан импозантный вид.
Ранние мозаики, создававшиеся около 400 г. и в первой половине Vв., нередко следуют импрессионистическим приёмам позднеантичного искусства (Санта-Костанца, Сант-Аквилино, особенно Санта- Мария Маджорё). Для них характерна свободная живописная техника. Смальта разной величины и формы кладётся под разными углами, что создаёт трепетную, фактурную поверхность, отражающую свет под разными углами — в результате создаётся впечатление мерцания. Особенно впечатляет фон в Сант-Аквилино, сложенный из золотой, серебряной и зеленоватой смальты, что создаёт сияющую дымку вокруг фигур. Объёмные статуарные фигуры нормальных пропорций в мягких одеяниях с переливами светотени помещаются в имеющее иллюзию глубины пространство (Ίταάιϋο 1е&5 в Санта-Костанца, ветхозаветные сцены в Санта-Мария Маджоре), хотя основное действие развивается обычно на переднем плане. Мозаики Санта-Мария Маджоре отличает особая подвижность, разнообразие ракурсов, поворотов фигур, разнонаправленность взглядов, естественность жестов, особым динамизмом отличается сцена перехода евреев через Красное море. Иллюзионизм этих привычных для позднеантичного искусства приёмов дополняется поисками новой выразительности. Лица выкладываются очень живописно. Образы приобретают новые черты - таковы, например, укрупнённые глаза с высоко поднятыми зрачками, что создаёт впечатление неподвижного, лишённого живости взгляда, исполненного особой силы (Христос в сцене Даяния закона Моисею в Санта-Костанца) или особенного вдохновения (Христос с апостолами в Сант-Аквилино). В Сант-Аквилино художник явно пренебрегает законами анатомии, создавая лица почти гротескные, с неправильными чертами, но впечатляющие своим вдохновением (Христос) и какой-то трепетной, добродушной или проникновенной интонацией (крайний молодой апостол справа). Лица, шеи, руки («личное») начинают обводить тонкими цветными линиями (апостолы в Сант-Аквилино), что неминуемо ведёт к уплощению формы и её стилизации.
К другому, более «академичному» направлению можно отнести мозаики церкви Санта-Пу денциана в Риме (410—417 гг.), Ротонды св. Георгия в Фессалонике (около 400 г.), несмотря на различия, связанные с их «национальным», почвенным началом - римским в Санта-Пуденциана и эллинским в Ротонде. В Санта-Пуденциана фигуры подобны статуям, апостолы показаны в разных ракурсах, жестикулирующими, как будто ведущими беседу. Анатомическое строение лиц более точное, объём тонко моделирован нежными оттенками розовых, лиловых, коричневых смальт, впечатляет разнохарактерность обликов. Здесь используется более мелкая, аккуратно подобранная смальта. В этой мозаике присутствует присущая Риму импозантность, особая торжественность, новые для христианских сюжетов имперские мотивы. Впечатлению особой сакральной значимости, иератичности способствует и иконография Христа с апостолами или стражами-ангелами (ср. в Санта-Пуденциана, Сант- Аполлинаре Нуово, ансамблях VI в.), восседающего на троне подобно императору среди своих сановников.
В ликах мучеников из Ротонды св. Георгия смальта выкладывается аккуратными, ровными рядами, вторящими друг другу, поверхность её — более гладкая, что сразу придаёт образам спокойную созерцательность, снимает чувственное начало, создаваемое тонкой цветовой моделировкой. Огромные глаза с крупными, в основном голубыми зрачками дополняют впечатление. В этих образах нет ничего чрезмерного, но спокойствие и необыкновенная одухотворённость. Многие лица даны здесь анфас. В целом можно сказать, что художник Ротонды предвосхищает те художественные приёмы, которые будут использоваться в иконографии последующего времени.