Централизованная имперская миссия расцветает в правление императоров Юстина I и Юстиниана Великого (первая половина VI в.). В 523 г. в Химьяре произошла переориентация правящей элиты с христианства на иудаизм. Иудействующий царь Йосеф Ас"ар Йас’ар (иначе Юсуф зу-Нувас) разорил церкви Химьяра и подверг христиан жестоким преследованиям. Тогда по просьбе Юстина, Александрийский патр. Тимофей написал письмо христианскому царю Аксума в Эфиопии Элесвоаму (так звучит имя в греческой передаче, полное эфиопское имя — Калеб Элла Ацбеха). Элес- воам, напутствуемый христианским миссионером Панталеоном, отправился в поход на Химьяр. Большое эфиопское войско было переправлено на византийских кораблях через Красное море, после чего царь Юсуф был свергнут, а привезённые Элесвоамом эфиопские священники поставлены управлять местными приходами. По некоторым (не во всём достоверным) данным, именно тогда (в середине 30-х гг. VI в.) в столицу Химьяра г. Зафар из Александрии был поставлен епископом св. Григентий (иначе Грегентий) (память 19 декабря).
|
|
Что касается самой Эфиопии, то после проповеди Фрументия и Эдесия (см. выше) христианская миссия здесь не прекратилась. На рубеже V—VI вв. в Аксуме проповедовали византийские монахи. Они были убиты местными язычниками, став первыми абиссинскими мучениками за веру. В другой группе византийских миссионеров, прибывших в Эфиопию в это же время, был уже упомянутый Панталеон, а также один из самых славных просветителей эфиопов — авва Афсе (вероятно, сириец по происхождению).
В это же время начинается массовая христианизация варварских народов, живущих на восточных и северных берегах Чёрного моря. Об этом свидетельствуют древнейшие храмы, найденные археологами в этих местах — иногда довольно далеко от моря. Прекрасное качество построек свидетельствует о том, что храмы строились за счёт византийской имперской казны.
Небывалый размах приобрела миссионерская деятельность византийцев в 30—40-е гг. VI в. при Юстиниане. В начале его правления, по сообщению Иоанна Малалы, в Константинополе был крещён предводитель гуннов по имени Грод. восприемником которого от купели стал сам император. Обласканный гунн с богатыми дарами уехал в свои земли с наказом защищать границы империи от врагов. Тогда же в столице получил св. Крещение и князь жившего на Дунае германского племени герулов Греп. Излишне говорить, что и его восприемником был Юстиниан, и восвояси уехал он также не с пустыми руками. Так империя распространяла христианскую веру среди варваров, не забывая при этом о своих политических и военных интересах.
|
|
Тогда же император распорядился произвести поголовное крещение жителей Верхнего Египта (иначе Нубии или Нобатии, ныне Судан). В 535—537 гг. полководец Юстиниана Нарсес уничтожил языческое капище на нильском острове Филы и превратил его в храм св. Стефана. В 542 г. состоялась миссионерская поездка в Нубию некоего Юлиана, примыкавшего к монофизитам. Будучи посланником императрицы Феодоры, симпатизировавшей монофизитам, Юлиан опередил другого имперского миссионера-халкидонита, посланного самим Юстинианом. После трёхлетнего пребывания в Нубии Юлиан вернулся в Константинополь, оставив нобадам еп. Феодора. Однако его деятельность была не слишком успешной. Нобады смогли окончательно усвоить христианскую веру только десятилетия спустя, в 569 г., когда к ним приехал новый монофизитский еп. Лонгин. Его деятельность была настолько успешной, что другой нубийский народ — алодеи, жившие к югу от нобадов (в районе современного Хартума, столицы Судана), пригласили Лонгина к себе, желая услышать от него о Христе. Александрийский патриархат, узнав об этом, направил к алодеям альтернативную миссию из двух епископов- халкидонитов, однако алодеи их не приняли. Лонгин, ободрённый своим успехом у язычников, распространил миссию к юго-востоку, на территорию христианского Аксума, в котором нашли убежище отколовшиеся от монофизитов афтартодокеты-юлианисты. Лежащая между алодеями и нобадами земля Макурра была, по-видимому, крещена халкидонитскими епископами из Александрии (однако около VIII в. макурриты объединились с нобадами и переняли от них моно- физитство). Таким образом, в драматической истории христианской миссии в Африке (и, как увидим ниже, на Востоке) ярко отразились те противоречия, которые существовали в имперской Церкви.
В 542 г. с миссионерскими целями был отправлен на Восток мо- нофизитский митр. Эдессы Иаков Барадей (542—578 гг.), живший с 527 г. в Константинополе под покровительством императрицы Феодоры. По просьбе Арефы, правителя арабского племени Гассанидов, он приобщил этот кочевой народ к христианству и стал основателем новой монофизитской иерархии в Сирии. Кроме Иакова для народа Гассанидов был рукоположен еп. Феодор Аравийский (видимо, араб по происхождению). Впоследствии Гассаниды сохранили верность монофизитству, несмотря на усилия империи насадить среди них халкидонское вероисповедание.
Наконец, с 542 по 548 г. еп. Иоанн Эфесский по заданию Юстиниана занимался просвещением язычников в Малой Азии, где он крестил 70 тыс. человек, построил 99 церквей и 12 монастырей (Ио. Эфес. Церк. ист. II, 44; III, 27, 36-37).
Христианизация варварских народов, живших на имперской периферии, затронула при Юстиниане и Кавказ. В частности, по свидетельству историка Прокопия Кесарийского, в это время были крещены абасги (абхазы) — правда, из-за грубого поведения прибывших к ним византийских солдат они вскоре вернулись к прежним обычаям и переметнулись от византийцев к персам (Прокопий. Война с гот. У1П, 3.18—19). Другое кавказское племя — цанов — византийцы обратили в христианство, нанеся им военное поражение (там же, I, 15.24—25; Прокопий. О постройках, III, 6.6—8, 11—12).
Активную проповедническую деятельность развили в середине VI в. монофизиты-афтартодокеты — последователи Юлиана Галикарнасского (ср. выше, с. 485). На свой страх и риск, без всякой поддержки государства они проповедовали своё учение среди христиан (и, возможно, язычников) Персии, северной и южной Аравии, Эфиопии, Армении, Кавказской Албании (нынешний Азербайджан). Активно проповедовали христианство и вытесненные в Персию несториане, доходившие со своей проповедью даже до Индии и Китая.
При Юстине II в 569 г. африканское племя гарамантов, жившее в Ливийской пустыне, обратилось к имперским властям с просьбой о христианском просвещении, что и было исполнено.
|
|
Имперская миссия среди варваров продолжилась при имп. Ираклии (610—641 гг.), который стал восприемником очередного гуннского вождя, пожелавшего принять св. Крещение (619 г.). В 628 г. Ираклий крестил агванского (азербайджанского) князя, причём немалую роль в обращении последнего ко Христу сыграли, вероятно, военные успехи Ираклия в борьбе с персами. Ведь, согласно широко распространённому в то время поверью, сила Бога проявляется прежде всего в победах над врагами (подобных взглядов придерживались, как мы помним, ещё Евсевий Кесарийский и Константин Великий).
Христианство в Персии. Весьма драматичной была история христианской миссии в Персии. Ещё в V в. там утвердились гонимые как халкидонитами, так и монофизитами несториане. Персы в целом нейтрально относились к этим христианам, поскольку последние терпели преследования от Византии — злейшего врага персов. Однако и халкидониты не подвергались в Персии гонениям. В конце VI в. шах Хоеров II даже был женат на православной христианке Марии — родственнице имп. Маврикия. Для Марии Хоеров распорядился построить две церкви, освящённые патр. Антиохийским Афанасием.
По договору с Хосровом в качестве благодарности за помощь ему в борьбе за престол византийцы получили от Персии ряд бывших византийских территорий, на которых начали силой обращать в православие живших там язычников. Однако едва Маврикий пал жертвой узурпатора Фоки (602 г.), Хоеров открыл военные действия против Византии и начал преследовать в Персии халкидонское православие. В середине VII в., когда Персия, а затем и византийский Восток попали под власть арабов, несториане и монофизиты приветствовали завоевателей как освободителей от имперского религиозного угнетения.
Таким образом, на Востоке (как и в других местах) успех христианской проповеди среди правящей элиты и народа во многом зависел от внутренних обстоятельств и внешнеполитических отношений с Византией.
|
|
В VII в. происходит массовое переселение на территорию Византии славянских племён, пришедших с северо-запада (из Паннонии) и осевших по всей Греции вплоть до Пелопоннеса. Церковная организация на захваченных славянами имперских территориях была парализована. Лишь постепенно византийцам удалось отстроить её заново, не забывая при этом и про христианизацию язычников- славян (в источниках наиболее подробно описаны в этой связи миссионерские усилия имп. Никифора 1). Христианизация (и попутно полная языковая и культурная ассимиляция) этих славянских мини-
II.4. История догматов. Борьба с ересями государств (так называемых «склавиний») заняла довольно долгое время и не была закончена ещё в X в.
Миссия в У111-1Х вв. После утраты Византией восточных территорий, на которых начала распространяться новая религия — ислам, миссионерская активность империи резко ослабевает. Мусульмане чрезвычайно нетерпимо относились к попыткам обратить своих единоверцев в христианство, поэтому живущим в халифате проповедникам приходилось соблюдать сугубую осторожность. Среди них известны более других два святых проповедника — в VIII в. прп. Иоанн Дамаскин (около 675—749 гг.), а в IX в. свт. Феодор Эдесский (между 776 и 856 гг.). Последний, согласно его во многом легендарному житию, даже исцелил и обратил в христианство мусульманского правителя Багдада халифа Муавию. Еще один миссионер — Илия Новый — действовал среди мусульман уже во второй половине IX в., что выходит за хронологические рамки нашего обзора.
Во второй половине VII в. христианство было впервые проповедано в Таврике (Крыму). В г. Сугдея (др.-рус. Сурож, ныне Судак) была основана епископия, где в середине VIII в. проповедовал Христа местному хазарскому населению св. Стефан Сурожский (около 697—765 гг.). Примерно в то же время в горном Крыму появляется Готская епархия во главе со св. Иоанном Готским.
В VIII в. при имп. Льве IV был обращён в православие свергнутый и бежавший в Византию хан тюркского народа булгар Телериг (777 г.). По сложившейся традиции император выступил его восприемником от купели и женил на своей родственнице.
Выводы. Миссионерские предприятия IV-IX вв. можно разделить на два типа: 1) предприятия, инициированные какой-либо Поместной Церковью или отдельными лицами без участия светских властей, и 2) предприятия, проходившие по инициативе или под контролем императоров. В начальный период христианской миссии господствовал первый путь миссионерства (именно так, в порядке частной инициативы начиналась духовно-просветительская деятельность св. Григория в Армении, св. равноап. Нины в Иверии (Грузии), Фрумен- тия и Эдесия в Эфиопии). Лишь с течением времени, когда государственная власть в полной мере осознала важность общности религии для достижения политической лояльности соседей, проповедь христианства становится эффективным инструментом имперской дипломатии. Начиная с Константина Великого, пославшего епископа для иверов, и особенно в правление его сына Констанция Византийское государство начинает уделять пристальное внимание обраще-
нию варваров. Так, миссия Феофила Индийца в Аравии и проповедь христианства готам еп. Вульфилой были, без сомнения, совместными церковно-государственными предприятиями ради достижения не только духовных, но и политических целей.
В V—VII вв. миссионерская активность империи в союзе с Церковью не ослабевала. Однако после IV Вселенского Собора, с появлением нового мощного течения в христианстве — монофизитства, эта активность всё более стала осложняться конкуренцией и даже прямым столкновением монофизитов с имперской халкидонитской Церковью. Поскольку монофизиты преобладали на Востоке империи, их миссия среди восточных варварских народов проходила легче, чем деятельность удалённой от этих мест государственной Константинопольской Церкви. По этой причине многие народы Востока изначально получили (или усвоили позднее) христианство именно в его монофизитской форме. Наоборот, относительно близкие к столице варварские народы (гунны и булгары на севере, гараманты в Ливии, славяне в Греции) принимали православное (халкидонское) христианство. Изгнанные из империи несториане осели в Персии. Таким образом, перипетии византийской миссии среди варваров во многом повторяли историю церковных разделений в самой империи.