Суточное, седмичное и недельное (воскресное) богослужение. 18 страница

Централизованная имперская миссия расцветает в правление императоров Юстина I и Юстиниана Великого (первая полови­на VI в.). В 523 г. в Химьяре произошла переориентация правя­щей элиты с христианства на иудаизм. Иудействующий царь Йо­сеф Ас"ар Йас’ар (иначе Юсуф зу-Нувас) разорил церкви Химьяра и подверг христиан жестоким преследованиям. Тогда по просьбе Юстина, Александрийский патр. Тимофей написал письмо христиан­скому царю Аксума в Эфиопии Элесвоаму (так звучит имя в грече­ской передаче, полное эфиопское имя — Калеб Элла Ацбеха). Элес- воам, напутствуемый христианским миссионером Панталеоном, отправился в поход на Химьяр. Большое эфиопское войско было переправлено на византийских кораблях через Красное море, после чего царь Юсуф был свергнут, а привезённые Элесвоамом эфиоп­ские священники поставлены управлять местными приходами. По некоторым (не во всём достоверным) данным, именно тогда (в се­редине 30-х гг. VI в.) в столицу Химьяра г. Зафар из Александрии был поставлен епископом св. Григентий (иначе Грегентий) (память 19 декабря).

Что касается самой Эфиопии, то после проповеди Фрументия и Эдесия (см. выше) христианская миссия здесь не прекратилась. На рубеже V—VI вв. в Аксуме проповедовали византийские монахи. Они были убиты местными язычниками, став первыми абиссинскими му­чениками за веру. В другой группе византийских миссионеров, при­бывших в Эфиопию в это же время, был уже упомянутый Панталеон, а также один из самых славных просветителей эфиопов — авва Афсе (вероятно, сириец по происхождению).

В это же время начинается массовая христианизация варварских народов, живущих на восточных и северных берегах Чёрного моря. Об этом свидетельствуют древнейшие храмы, найденные археолога­ми в этих местах — иногда довольно далеко от моря. Прекрасное ка­чество построек свидетельствует о том, что храмы строились за счёт византийской имперской казны.

Небывалый размах приобрела миссионерская деятельность ви­зантийцев в 30—40-е гг. VI в. при Юстиниане. В начале его правле­ния, по сообщению Иоанна Малалы, в Константинополе был крещён предводитель гуннов по имени Грод. восприемником которого от купели стал сам император. Обласканный гунн с богатыми дарами уехал в свои земли с наказом защищать границы империи от врагов. Тогда же в столице получил св. Крещение и князь жившего на Дунае германского племени герулов Греп. Излишне говорить, что и его вос­приемником был Юстиниан, и восвояси уехал он также не с пустыми руками. Так империя распространяла христианскую веру среди вар­варов, не забывая при этом о своих политических и военных инте­ресах.

Тогда же император распорядился произвести поголовное кре­щение жителей Верхнего Египта (иначе Нубии или Нобатии, ныне Судан). В 535—537 гг. полководец Юстиниана Нарсес уничтожил языческое капище на нильском острове Филы и превратил его в храм св. Стефана. В 542 г. состоялась миссионерская поездка в Нубию не­коего Юлиана, примыкавшего к монофизитам. Будучи посланником императрицы Феодоры, симпатизировавшей монофизитам, Юлиан опередил другого имперского миссионера-халкидонита, посланного самим Юстинианом. После трёхлетнего пребывания в Нубии Юли­ан вернулся в Константинополь, оставив нобадам еп. Феодора. Од­нако его деятельность была не слишком успешной. Нобады смогли окончательно усвоить христианскую веру только десятилетия спу­стя, в 569 г., когда к ним приехал новый монофизитский еп. Лонгин. Его деятельность была настолько успешной, что другой нубийский народ — алодеи, жившие к югу от нобадов (в районе современного Хартума, столицы Судана), пригласили Лонгина к себе, желая услы­шать от него о Христе. Александрийский патриархат, узнав об этом, направил к алодеям альтернативную миссию из двух епископов- халкидонитов, однако алодеи их не приняли. Лонгин, ободрённый своим успехом у язычников, распространил миссию к юго-востоку, на территорию христианского Аксума, в котором нашли убежище от­коловшиеся от монофизитов афтартодокеты-юлианисты. Лежащая между алодеями и нобадами земля Макурра была, по-видимому, кре­щена халкидонитскими епископами из Александрии (однако около VIII в. макурриты объединились с нобадами и переняли от них моно- физитство). Таким образом, в драматической истории христианской миссии в Африке (и, как увидим ниже, на Востоке) ярко отразились те противоречия, которые существовали в имперской Церкви.

В 542 г. с миссионерскими целями был отправлен на Восток мо- нофизитский митр. Эдессы Иаков Барадей (542—578 гг.), живший с 527 г. в Константинополе под покровительством императрицы Фео­доры. По просьбе Арефы, правителя арабского племени Гассанидов, он приобщил этот кочевой народ к христианству и стал основателем новой монофизитской иерархии в Сирии. Кроме Иакова для народа Гассанидов был рукоположен еп. Феодор Аравийский (видимо, араб по происхождению). Впоследствии Гассаниды сохранили верность монофизитству, несмотря на усилия империи насадить среди них халкидонское вероисповедание.

Наконец, с 542 по 548 г. еп. Иоанн Эфесский по заданию Юсти­ниана занимался просвещением язычников в Малой Азии, где он крестил 70 тыс. человек, построил 99 церквей и 12 монастырей (Ио. Эфес. Церк. ист. II, 44; III, 27, 36-37).

Христианизация варварских народов, живших на имперской пе­риферии, затронула при Юстиниане и Кавказ. В частности, по свиде­тельству историка Прокопия Кесарийского, в это время были крещены абасги (абхазы) — правда, из-за грубого поведения прибывших к ним византийских солдат они вскоре вернулись к прежним обычаям и переметнулись от византийцев к персам (Прокопий. Война с гот. У1П, 3.18—19). Другое кавказское племя — цанов — византийцы обратили в христианство, нанеся им военное поражение (там же, I, 15.24—25; Прокопий. О постройках, III, 6.6—8, 11—12).

Активную проповедническую деятельность развили в середине VI в. монофизиты-афтартодокеты — последователи Юлиана Галикар­насского (ср. выше, с. 485). На свой страх и риск, без всякой поддержки государства они проповедовали своё учение среди христиан (и, воз­можно, язычников) Персии, северной и южной Аравии, Эфиопии, Армении, Кавказской Албании (нынешний Азербайджан). Активно проповедовали христианство и вытесненные в Персию несториане, доходившие со своей проповедью даже до Индии и Китая.

При Юстине II в 569 г. африканское племя гарамантов, жившее в Ливийской пустыне, обратилось к имперским властям с просьбой о христианском просвещении, что и было исполнено.

Имперская миссия среди варваров продолжилась при имп. Ира­клии (610—641 гг.), который стал восприемником очередного гуннско­го вождя, пожелавшего принять св. Крещение (619 г.). В 628 г. Ира­клий крестил агванского (азербайджанского) князя, причём немалую роль в обращении последнего ко Христу сыграли, вероятно, военные успехи Ираклия в борьбе с персами. Ведь, согласно широко распро­странённому в то время поверью, сила Бога проявляется прежде все­го в победах над врагами (подобных взглядов придерживались, как мы помним, ещё Евсевий Кесарийский и Константин Великий).

Христианство в Персии. Весьма драматичной была история хри­стианской миссии в Персии. Ещё в V в. там утвердились гонимые как халкидонитами, так и монофизитами несториане. Персы в целом нейтрально относились к этим христианам, поскольку последние терпели преследования от Византии — злейшего врага персов. Одна­ко и халкидониты не подвергались в Персии гонениям. В конце VI в. шах Хоеров II даже был женат на православной христианке Марии — родственнице имп. Маврикия. Для Марии Хоеров распорядился по­строить две церкви, освящённые патр. Антиохийским Афанасием.

По договору с Хосровом в качестве благодарности за помощь ему в борьбе за престол византийцы получили от Персии ряд бывших визан­тийских территорий, на которых начали силой обращать в православие живших там язычников. Однако едва Маврикий пал жертвой узурпа­тора Фоки (602 г.), Хоеров открыл военные действия против Византии и начал преследовать в Персии халкидонское православие. В середине VII в., когда Персия, а затем и византийский Восток попали под власть арабов, несториане и монофизиты приветствовали завоевателей как освободителей от имперского религиозного угнетения.

Таким образом, на Востоке (как и в других местах) успех христи­анской проповеди среди правящей элиты и народа во многом зави­сел от внутренних обстоятельств и внешнеполитических отношений с Византией.

В VII в. происходит массовое переселение на территорию Визан­тии славянских племён, пришедших с северо-запада (из Паннонии) и осевших по всей Греции вплоть до Пелопоннеса. Церковная ор­ганизация на захваченных славянами имперских территориях была парализована. Лишь постепенно византийцам удалось отстроить её заново, не забывая при этом и про христианизацию язычников- славян (в источниках наиболее подробно описаны в этой связи мис­сионерские усилия имп. Никифора 1). Христианизация (и попутно полная языковая и культурная ассимиляция) этих славянских мини-


II.4. История догматов. Борьба с ересями государств (так называемых «склавиний») заняла довольно долгое время и не была закончена ещё в X в.

Миссия в У111-1Х вв. После утраты Византией восточных терри­торий, на которых начала распространяться новая религия — ислам, миссионерская активность империи резко ослабевает. Мусульмане чрезвычайно нетерпимо относились к попыткам обратить своих еди­новерцев в христианство, поэтому живущим в халифате проповед­никам приходилось соблюдать сугубую осторожность. Среди них из­вестны более других два святых проповедника — в VIII в. прп. Иоанн Дамаскин (около 675—749 гг.), а в IX в. свт. Феодор Эдесский (между 776 и 856 гг.). Последний, согласно его во многом легендарному житию, даже исцелил и обратил в христианство мусульманского правителя Багдада халифа Муавию. Еще один миссионер — Илия Новый — дей­ствовал среди мусульман уже во второй половине IX в., что выходит за хронологические рамки нашего обзора.

Во второй половине VII в. христианство было впервые пропове­дано в Таврике (Крыму). В г. Сугдея (др.-рус. Сурож, ныне Судак) была основана епископия, где в середине VIII в. проповедовал Хри­ста местному хазарскому населению св. Стефан Сурожский (около 697—765 гг.). Примерно в то же время в горном Крыму появляется Готская епархия во главе со св. Иоанном Готским.

В VIII в. при имп. Льве IV был обращён в православие свергнутый и бежавший в Византию хан тюркского народа булгар Телериг (777 г.). По сложившейся традиции император выступил его восприемником от купели и женил на своей родственнице.

Выводы. Миссионерские предприятия IV-IX вв. можно разделить на два типа: 1) предприятия, инициированные какой-либо Помест­ной Церковью или отдельными лицами без участия светских властей, и 2) предприятия, проходившие по инициативе или под контролем императоров. В начальный период христианской миссии господ­ствовал первый путь миссионерства (именно так, в порядке частной инициативы начиналась духовно-просветительская деятельность св. Григория в Армении, св. равноап. Нины в Иверии (Грузии), Фрумен- тия и Эдесия в Эфиопии). Лишь с течением времени, когда государ­ственная власть в полной мере осознала важность общности религии для достижения политической лояльности соседей, проповедь хри­стианства становится эффективным инструментом имперской ди­пломатии. Начиная с Константина Великого, пославшего епископа для иверов, и особенно в правление его сына Констанция Византий­ское государство начинает уделять пристальное внимание обраще-


нию варваров. Так, миссия Феофила Индийца в Аравии и проповедь христианства готам еп. Вульфилой были, без сомнения, совместными церковно-государственными предприятиями ради достижения не только духовных, но и политических целей.

В V—VII вв. миссионерская активность империи в союзе с Церко­вью не ослабевала. Однако после IV Вселенского Собора, с появлени­ем нового мощного течения в христианстве — монофизитства, эта ак­тивность всё более стала осложняться конкуренцией и даже прямым столкновением монофизитов с имперской халкидонитской Церко­вью. Поскольку монофизиты преобладали на Востоке империи, их миссия среди восточных варварских народов проходила легче, чем деятельность удалённой от этих мест государственной Константи­нопольской Церкви. По этой причине многие народы Востока изна­чально получили (или усвоили позднее) христианство именно в его монофизитской форме. Наоборот, относительно близкие к столице варварские народы (гунны и булгары на севере, гараманты в Ливии, славяне в Греции) принимали православное (халкидонское) христи­анство. Изгнанные из империи несториане осели в Персии. Таким образом, перипетии византийской миссии среди варваров во многом повторяли историю церковных разделений в самой империи.




















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: