Из истории возрастной и педагогической психологии

Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ НАУКИ

План.

1. История возникновения возрастной психологии. Предмет и структура современной возрастной психологии.

2. Задачи и предмет  возрастной психологии.

3. Методы возрастной психологии.

Из истории возрастной и педагогической психологии.

Возрастные особенности воспитания и обучения изучаются с древнейших времен. Зарождение возрастной психологии как науки относится ко второй половине Х1Х столетия и связано это с проникновением генетических идей в психологическую науку. Значительный вклад в развивающуюся психолого-педагогическую мысль внесли труды выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского - его работа «Человек как предмет воспитания».                  Серьезное влияние на развитие возрастной психологии имели эволюционные идеи английского ученого Чарльза Дарвина.

 Значение психической деятельности для понимания рефлекторной сущности факторов, изучаемых психологией, подчеркивал и выдающийся ученый-физиолог И. М. Сеченов. Основополагающее значение для возрастной психологии имеют открытие психофизического закона Вебера и Фехнера, исследование памяти Эббингауза, разработка психофизиологии органов чувств Г.Гельмгольца, изучение ощущений и движений в физиологической психологии Вундта и др.   

  В 1873 - 1874 годах психология оформилась как самостоятельная наука, было доказано, что у неё есть свой предмет, изучающий возрастные особенности человека и животного. Сначала изучали психику взрослого человека, это длилось 3 десятилетия.                
В начале 20 века появилось обследование психики детей.
Сначала исходили из того, что психика ребёнка - это миниатюра психики взрослого человека. Но она отличается от взрослого не только количественно, но и качественно.

В исследование по возрастной психологии стали включать разные возраста: подростковый, младший школьный, дошкольный, младенческий, период внутриутробного развития.

Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением, общих закономерностей развития на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости, а также установлением  возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому, развития человека.

Предмет ее исследованиявозрастная динамика психики человека, онтогенез (индивидуальное развитие организма) психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности и т.д. Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией.

Предметом возрастной психологии являются закономерности психического развития человека на всех этапах онтогенеза.

 

 

 

                                                                                                                         

 

 

Закономерностьчасто повторяющаяся часть каких-то явлений.

Психическое развитие – развитие психики, процесс необратимых изменений в психике человека, происходящих в сторону усовершенствования, усложнения, интеграции, устойчивости.                          

Онтогенез - процесс индивидуального развития, или жизненная линия каждого человека.

Верхняя граница – рождение, нижняя граница – смерть.

Онтогенез делится на этапы /возраста/.

Возраст - продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени.

Хронологический возраст (паспортный) - период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления.                                      

Психологический возраст — это субъективное внутреннее ощущение возраста самим человеком или как субъективная оценка возраста по поведению личности со стороны другого лица.   Его часто называют внутренним возрастом.

Психологический возраст – это накопленные знания, опыт общения с людьми, опыт в работе и многие другие факторы, которые создают ваш внешний облик, сосредоточенный взгляд, умение держать себя, справляться с трудностями, способность человека переносить психологические стрессы, давление со стороны общества, государства и отдельных людей.

 Если уровень стрессоустойчивости довольно высокий, клетки живут дольше и эффективнее переносят негативные факторы, воздействующие на них, то есть медленнее старятся. При активном же воздействии стрессовых атак клетки тканей и органов разрушаются в ускоренном режиме.

В данном вопросе важно отметить и генетические особенности человека.                  Кто-то по природе своей спокойнее переносит тяжелые жизненные ситуации и тревоги, сохраняя самообладание. Другим людям тяжелее справиться с давлением и трудностями, что сразу же отражается на их внешности. Степенью восприятия стресса можно объяснить склонность человека седеть при сильном испуге или долгих переживаниях.                                                                                                                            Одновременно психологический возраст является и своеобразным возрастным показателем реализованности человека.                                                                                            

Если продолжать развивать личностные возможности, строить планы, то это шанс всегда чувствовать себя моложе прожитых лет.                                                                                       Биологический возраст" человека отличается от "паспортного" (хронологического) возраста.  

Он отражает темп индивидуального роста, развития, созревания и старения организма. Темп роста, сочетание скоростей роста и развития на разных этапах онтогенеза могут существенно варьировать у разных людей.  Биологический возраст, помимо наследственности зависит от условий среды и образа жизни.                                                                                                                                Основные проявления биологического возраста при старении - нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни.                                                                                                         Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения.

Одна из важнейших закономерностей онтогенеза - это неравномерность возрастных изменений.

Это явление служит причиной расхождения между хронологическим и биологическим возрастом организма.                                                                                                 Когда мы отмечаем, что человек выглядит старше или, наоборот, моложе своих лет, тем самым мы оперируем двумя категориями возраста. У каждого есть хронологический (календарный) возраст, засвидетельствованный в паспорте, и возраст биологический. Они могут совпадать, но чаще один преобладает над другим.
Важную проблему составляют границы перехода из одного возраста к другому.

Возрастная психология как самостоятельная область знания имеет свою структуру.                                                                                                     Структура возрастной психологии – это система внутренних разделов из которых состоит:                                                                                                                     1. Детская психология.                                                                                                               Психология младенца / от 0 – 1 года/.

Психология раннего возраста /1 – 3 лет/

Психология дошкольника /3 – 6-7 лет/




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: