Виды обслуживания посетителей на предприятии общественного питания.
Немного истории.
Авторство двух основных систем сервировки стола принадлежит признанным лидерам европейской кулинарии прошлого - Франции и России. Моделью французской системы стали торжественные обеды королей-гурманов Людовика XIV и Людовика XVI, чье правление знаменовалось расцветом кулинарного искусства Франции. Их обеды были публичным зрелищем, на которое допускались все желающие, одетые в приличное платье. Длившийся несколько часов парадный обед состоял из нескольких перемен. Блюда каждой перемены, причудливо украшенные, выставлялись на стол одновременно. В необходимый момент блюдо уносили для подогрева и разрезания. После каждой перемены стол сервировался заново. Первую перемену обычно составляли суп, легкие холодные и горячие закуски и горячее блюдо, обязательно иное, чем основное блюдо второй перемены, например, рыба. Несколько относительно противостоящих блюд - жаркое и мясо, зажаренное большими кусками, птица или дичь целиком составляли основу второй перемены. Салаты и фрукты подавали на третью перемену и так далее.
|
|
Одна из зрительниц парадного обеда Людовика XIV была поражена аппетитом светлейшего монарха: "Я видела, как ест король, а ест он очень часто: четыре тарелки различных супов, целую куропатку, полную большую тарелку салата, баранину с чесноком, два хороших куска ветчины, полную тарелку пирожных, фрукты и джем".
В конце XVIII - начале XIX веков ежедневный обед знатного французского вельможи состоял из восьми перемен. Соблюдалось основное правило сервировки обеденного стола: количество блюд первой перемены точно совпадало с количеством блюд второй, и всегда было четным - 32 или 48.
Во второй половине XVIII века аналогичная система обеденного ритуала существовала и в России.
Вот как описывал обед императрицы Екатерины II ее паж Н.П. Брусилов:
"Стол был круглый. Тогда кушанья все ставились на стол, блюда все были покрыты крышками. Приглашенные собирались в Бриллиантовую комнату и ожидали выхода государыни. Перед выходом камердинер З.К. Зотов, отворив дверь, кричал: "Крышки!"
Сейчас же крышки с блюд снимались. И входила государыня. На стол ставились четыре золотые чаши. А иногда перед государынею ставили горшок русских щей, обернутых салфеткою и покрытых золотой крышкой, и она сама разливала. Государыня кушала на золотом приборе, прочие на серебре…"
Однако к концу XVIII века обыкновение сразу выставлять все блюда на стол, дабы поразить приглашенных изобилием и роскошью предстоящей трапезы, стало представляться вульгарным. Классическая русская система предложила поочередное представление блюд, они появлялись одно за другим в строгой последовательности, как новые действующие лица театральной пьесы.
|
|
В "Поваренной книге" конца XVIII века отмечались преимущества русской системы подачи блюд перед французской: "Лучше подавать кушанья по одному, а не все вдруг, и, принеся прямо из кухни, тот же час кушать, чтобы служителей потребно меньше и платье бы облито было реже".
На протяжении всей первой половины XIX столетия французская и русская система подачи блюд на стол существовали как равноправные. Предметы сервировки праздничного стола были абсолютно сходны во Франции и России, причем русская аристократия предпочитала украшать свои столы дорогостоящими изделиями, выполненными французскими бронзовщиками и фарфористами.
Обслуживание посетителей предприятий общественного питания с участием официантов может осуществляться различными способами. Традиционными способами подачи блюд является обслуживание по-французски, по-русски и по-английски.
Обслуживание по-французски. Самый сложный и дорогой вид обслуживания. Он мало распространен и требует подготовленного персонала.
Обслуживание по-русски. Официант подает на стол блюдо на несколько порций и гости берут еду сами.
Обслуживание по-английски. Еду подают на одном блюде для всех сидящих за столиком, и официант наполняет тарелки гостей. Обслуживание по-английски также называют семейным стилем.
Самообслуживание – форма обслуживания, при которой посетители предприятия общественного питания самостоятельно выбирают блюда по предлагаемому меню на раздаточной стойке, осуществляют их оплату и получение.
Самообслуживание может применяться на большинстве предприятий общественного питания. Самообслуживание целесообразно на промышленных предприятиях, в учебных заведениях. Введение самообслуживания резко повышает пропускную способность столовых, кафе, буфетов и т.д.
Формы самообслуживания классифицируются в зависимости от способа оплаты за выбранную потребителем продукцию.
При самообслуживании с предварительной оплатой посетители вначале знакомятся с ассортиментом блюд в меню, а затем приобретают на выбранные блюда чеки или талоны в кассе, после чего они направляются на раздачу для их получения.
Более совершенным вариантом этой формы самообслуживания является отпуск комплексных обедов по заранее приобретенным абонементам. Если при таком обслуживании применяется дополнительно еще и предварительная сортировка обеденных столов, то обслуживание потребителей намного ускоряется.
Самообслуживание с последующей оплатой имеет две разновидности: оплата выбранной продукции после ее получения и оплата после ее потребления.
При самообслуживании с оплатой выбранной продукции после ее получения посетители выбирают блюда и кулинарные изделия на раздаточной стойке, в конце которой оплачивают их стоимость кассиру.
Самообслуживание с непосредственной оплатой стоимости блюд характеризируется одновременностью процессов выбора, получения и оплаты стоимости кулинарных и других изделий.
В этом случае отпуск продукции и расчет осуществляется одним работником. Чаще всего эта форма применяется в буфетах и закусочных.
Самообслуживание по системе саморасчета характеризуется тем, что расчет за приобретенную потребителем продукцию общественного питания и покупные товары осуществляются без кассира.
Способы подачи блюд и закусок.
Правила подачи блюд в ресторане — это один из немаловажных факторов обслуживания. Большинство посетителей будут формировать свое мнение о ресторане во многом исходя из того, хорошо ли их обслужили.
|
|
От способа подачи блюд зависит вид обслуживания посетителей на предприятии общественного питания, чем лучше обслуживание, тем больше посетителей и, следовательно, больше прибыль.
В практике обслуживания применяют три основных метода подачи блюд:
- «французский» -- угощение перекладывают на тарелку, стоящую перед гостем;
- «русский» -- угощения расставляются на столе в большой посуде, из которой гости кладут порции себе в тарелки;
- «английский» -- блюда раскладывают по тарелкам на подсобном столе;
Но есть ещё, их можно отнести к дополнительным:
- «европейский» -- при этом способе блюда отпускают с производства в подогретых столовых тарелках, закрытых сверху, чтобы блюда не остывали, крышками “клоше”. Как правило, официанты работают в паре.
- «комбинированный» -- включает в себя три способа: английский, французский, русский.
Для французского способа подачи блюд существуют специальные столовые приборы -- ложки, вилки, лопатки, щипцы. Блюда предлагают и подают с левой стороны от гостя. Блюдо держат в левой руке, правой перекладывают его на тарелку гостя.
Французский предусматривает два варианта: официант порционирует пищу, перекладывая ее на тарелку клиента, и официант предлагает блюдо клиенту, который обслуживает себя сам. В обоих случаях официант становится слева от клиента, слегка наклонившись к нему. Этот способ обслуживания можно использовать на самых торжественных мероприятиях, на банкетах и праздничных обедах.
Русский способ подачи применяется в основном в торжественных случаях. Праздничный стол сервируется столовыми приборами, фарфором, стеклом, салфетками, цветами. На стол ставят холодные закуски, холодные мясные и рыбные блюда, фрукты, напитки. Гости обслуживают себя сами. При подаче горячих первых и вторых блюд можно использовать французский или английский методы обслуживания.
Если обеденный стол небольшой, то удобен английский способ подачи. В этом случае к торцу обеденного стола приставляют небольшой стол (или сервировочный столик- трей-джек).
|
|
Трей-джек в ресторане служит для сервировки стола и разделывания блюд.
Трей - джек или триджек — это небольшой раскладной сервировочный столик, который время от времени появляется в ресторанном зале, облегчает работу официантов и поваров. Модель триджека была разработана для ресторана паназиатской кухни.
Столик выносили в зал, и шеф-повар разделывал на нем свое фирменное блюдо. Сегодня триджек чаще всего используется официанты при сервировке стола.
Блюда раскладывают по тарелкам на этом столике и передают гостям (тарелки с угощением подаются с правой стороны от гостя). Для удобства посуда и приборы на обеденном столе размещаются в том же порядке, что и на обеденном. Можно также блюдо с основными продуктами (мясное, рыбное угощение) расположить в левой части стола, а блюдо с гарниром -- в правой. В центре стола располагают тарелки. Каждое следующее блюдо подают лишь после того, как со стола будет убрана использованная посуда.
При раскладывании угощений на тарелке гостя придерживаются следующих правил:
- основное блюдо (мясо, рыба, птица) размещают на тарелке в центре, гарнир -- справа и слева от него, а зелень (петрушка, укроп, сельдерей) располагают сверху справа;
- соус выкладывают на верхнюю правую столону тарелки (выше зелени);
- продукты раскладывают в следующем порядке: главное блюдо, соус, гарнир, овощи, зелень.
Следует помнить, что существуют блюда и продукты, которые принято подавать только в сочетании с другими, как бы дополняющими их по вкусу: икра со сливочным маслом, горячими тостами, расстегаями, блинами, зеленым луком; малосольная рыба со свежими овощами и т.д. Сливочное масло, икру и свежие овощи подают со льдом.
Например, икру подают в икорнице, в металлическую часть которой кладут мелко наколотый лед. Если нет икорницы, можно подать икру в хрустальной вазочке (креманке), которую ставят на пирожковую тарелку.