Классификации методов обучения

Ю.К. Бабанский при комплексной классификации методов обучения руководствовался целостным деятельностным подходом.

методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и др.);

· методы стимулирования и мотивации учения (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактическая игра и др.);

· методы контроля и самоконтроля (устный, письменный, компьютерный опросы и др.).

А.В. Текучев предложил классифицировать методы по следующим признакам:

· источнику получения учащимися знаний;

· степени и характеру участия школьников в учебном процессе;

· характеру и месту выполнения заданий.

В соответствии с этой классификацией выделяются следующие методы обучения: слово учителя, беседа, анализ (наблюдение, языковой разбор), упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебником, экскурсия.

А.В. Дудников рассматривал методы обучения как определенные способы мышления,с помощью которых раскрывается конкретное содержание языкового материала. В соответствии с этим ученый предложил следующие методы: индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивно-индуктивный.

В основе индуктивного метода лежит наблюдение над конкретными языковыми фактами, в результате которого школьники приходят к общему выводу о языковом явлении.

Дедуктивный метод предусматривает анализ от общего вывода (правила) о языковом понятии к конкретному факту языка, от общего к частному.

Индуктивно-дедуктивный метод сводится к использованию сначала индукции (наблюдения), которая постепенно переходит в дедукцию, т. е. общий вывод.

Дедуктивно-индуктивный метод предусматривает обратный порядок работы – от общего правила к рассмотрению конкретного языкового факта.

Л.П. Федоренко рассматривает методы обучения как способы работы учителя и ученикас отобранным для изучения языковым материалом. Основой классификации методов обучения русскому языку, предложенной Л.П. Федоренко, являются источники знаний:

· школьники узнают основные понятия языка, разделы грамматики, правила правописания от учителя или из учебника;

· закрепляют эти знания и получают навыки использования правил в практической деятельности – в процессе выполнения упражнений со специально подобранным дидактическим материалом;

· запоминают теоретические сведения и правила их использования из языкового общения и чтения литературы.

На основании трех источников получаемых знаний Л.П. Федоренко выделено три группы методов обучения русскому языку:

1. методы теоретического изучения языка: сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику;

2. методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи: упражнения, сопровождаемые языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение (реконструирование), конструирование;

3. методы практического изучения языка и обучения речи: анализ текста, изложение, сочинение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: