Тема урока: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».
Цели урока: познакомить с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».
Задачи урока:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Дж. Свифта.
2. Формировать навыки правильного выразительного чтения.
3. Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
1. Развивать устную речь, память, мышление, воображение.
2. Развивать умение аргументировать свое мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к зарубежной литературе.
Ход урока
Эмоциональный настрой на урок
_ Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение и я хотела бы им с вами поделиться.
- Приготовьте свои ладошки.
- Ловите.
- Сохраните, пожалуйста, это настроение до конца урока.
- В достижении хороших результатов настроение должно играть немало важную роль.
- А чтобы урок был интересным, познавательным и успешным вы должны дружно работать, внимательно слушать учителя и товарищей, не бояться трудностей.
|
|
Проверка домашнего задания
-Дети, дома вы должны были нарисовать рисунки на космическую тему. До урока мы сделали выставку ваших работ.
- Вы справились с заданием. Молодцы! Каждый из вас показал свое представление о космосе, поэтому у нас получилась такая удивительная космическая выставка. Повнимательнее рассмотрите ее после урока.
- Сегодня мы продолжим путешествие в увлекательную страну литературы, а какую, вы узнаете после нашей викторины.
-Вам нужно будет угадать название и автора.
Знакомство с новым разделом учебника.
-К какому жанру можно отнести все эти произведения? (СКАЗКА)
-Подумайте, что объединяет все названные сказки?
-Обратите внимание на фамилии авторов – сказочников (зарубежные писатели)
-Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных писателей, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».
-Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» (иностранная, писатели из других стран)
Сообщение темы и целей урока
- Предположите чем мы будем заниматься в разделе «Зарубежная литература»
- А теперь откройте учебник с 159 и проверьте, совпадают ли наши предположения с тем, что предлагают авторы учебника. Прочитайте.
Хорошо, наши предположения оправдались. Переверните страницу и прочитайте название произведения, назовите автора.
- Скажите мне, ребята, вы любите путешествовать?
- А на чем можно отправиться в путешествие?
- Герой произведения, которое мы будем изучать, отправился в путешествие на корабле.
- Сформулируйте самостоятельно тему сегодняшнего урока.
Попробуйте поставить учебные задачи. (Познакомиться с биографией автора, произведением зарубежной литературы, развивать творческие способности, высказывать свое мнение,развивать речь).
|
|
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Свифта.
- Джонатан Свифт - величайший английский сатирик, родился в 1667 г. в ирландском городе Дублине в семье англичан. Джонатан - это имя мальчику дали в честь отца, умершего незадолго до его рождения. Несмотря на сиротское детство, Свифт получил лучшее в то время в Ирландии образование. Обучался в Дублине, где у него были неприятности из-за нарушения дисциплины. Джонатан написал свои первые сатирические произведения «Битву книг» и «Сказку бочки». Когда в 1699 г. сэр Темпль (дядя, с которым он жил) умер, Свифт стал священником и получил приход в Ирландии (приход - низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих). Он часто ездил в Англию, где занимался политикой и литературой. Свифтом был написан роман, ставший единственным в его литературном наследии, но сделавший его всемирно известным - «Путешествия в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера». Они переиздавались три раза буквально за несколько месяцев, были быстро переведены на другие языки. Затем Свифт становится почетным гражданином Дублина. В 1742 году Свифт пострадал от инсульта и потерял способность говорить. А 19 октября 1745 года Джонатан Свифт умирает. Он был похоронен в соборе Святого Патрика в Дублине.
- Что вам больше всего запомнилось из биографии Д. Свифта?
Работа над произведением «Путешествие Гулливера».
- Сегодня мы прочитаем отрывок из произведения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». Главный герой – английский врач и моряк Гулливер, который попадает в удивительные страны, где с ним происходят разные истории. Одну из них мы услышим сейчас.
Чтение текста отрывка из произведения учащимися с.160 – 165 учебника.
В ходе чтения проводится словарная работа.
Колчан – футляр для стрел.
Врассыпную – в разные стороны.
Расхрабрились – набрались храбрости, решились.
Помост – возвышение, площадка, сколоченная из досок.
Мальчик-паж – молодой человек из дворян, состоящий при знатной особе, монархе.
Посол – представитель высшего ранга.
Одурманенный крепким вином – пьяный.
Стрекотание – резкие короткие частые звуки, напоминающие треск, трещание.
Первичное восприятие текста
- Понравилось ли вам произведение?
- Кто главный герой этого произведения?
- Как называется страна, в которую попал Гулливер? (Лилипутия)
- Как назывался народ этой страны? (лилипуты)
- Как вы думаете, какое слово вошло в русский язык благодаря Джонатану Свифту? Что оно означает? (Лилипут – это человек очень маленького роста, карлик)
Физминутка
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали –
Великанами мы стали.
Повторное чтение текста учащимися (чтение «цепочкой»)
10. Беседа по содержанию ( по вопросам из учебникас.165)
Физминутка
- А сейчас маленькое заочное путешествие в космическое пространство для снятия напряжения с глаз.
Мы продолжим детальное изучение содержания произведения и сейчас поработаем в парах.
Работа в парах выборочное чтение
Я карточка
Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.
Что подумал Гулливер, когда увидел, что по нему ползают маленькие человечки?
Я карточка
Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.
Что удивило Гулливера в этой стране?
Я карточка
Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.
Почему Гулливер закрыл глаза и решил лежать не двигаясь?
Я карточка
Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.
Что построили лилипуты и зачем?
|
|
Я карточка
Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.
Чем потчевали лилипуты своего гостя?
Я карточка
Найдите ответ на вопрос в тексте и почитайте.
Что подсыпали человечки Гулливеру и для чего?
С этим заданием справились.
А сейчас работа в группах
- Объединитесь в группы по рядам.
Задания для каждой группы
1-я группа Опишите лилипутов
2-я группа Какие слова в отрывке пропущены? (зад 5 стр.166)
3-я группа Составьте характеристику Гулливера
Итог урока
- Ребята, подводя итог всему проделанному на сегодняшнем уроке, давайте ответим на один очень важный вопрос.
- Как вы думаете, какова основная мысль произведения
- О чем нам хотел сказать автор? (В мире много еще не изученного. Нужно верить в чудеса. Все люди на земле должны жить в мире. Нужно уважать людей. Учит доброте и отзывчивости.)