Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики»), когда разделил «понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений»
В чем заключается различие между языком и речью? Почему можно говорить о речи и языке как о единстве
Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Эти различия заключаются в том, что:
- каждое слово языка является обобщенным понятием или относительно целой группы, а речь характеризуется конкретным значением, она всегда субъективна и неповторима;
- виды языка не совпадают с видами речи;
- речь подвергается различным родам афазий (нарушениям), а язык нет;
- для цели общения используется не только язык, но и неязыковые средства
Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует. язык и речь – это два разных явления. Но эти явления взаимосвязаны и взаимозависимы. В единстве языка и речи реализуется двойственная природа языка как человеческого феномена, который выполняет в человеческом обществе определенные функции, располагая для этого соответствующими средствами. Язык и речь понимается как единый человеческий феномен, как некоторая реальная знаковая система, в виде структуры существующая «в коллективном сознании социума, в языковой компетенции каждого члена общества
В процессе речи язык реализует свои функции: информирования, модально-оценочную функцию, а также функции, которые выделяются на основании того, что в акте коммуникации может передаваться просьба, отдаваться приказ, даваться совет, оказываться воздействие и т. д.
Выберите правильное суждение: - речь это деятельность, одновременно и результат деятельности, - речь это только процесс говорения
Правильный – первый
Что такое УПК. Кто ввел это понятие в научный оборот.
Н.И. Жинкин вводит в «научное обращение» категорию-понятие «универсальный предметный код» (код УПК), который он определяет как «стык речи и интеллекта». Здесь, во внутренней речи, на основе задействования кода УПК и смешанного образно-предметного и языкового кода и «совершается перевод мысли на язык человека». Согласно взглядам Н.И. Жинкина, универсальный предметный код сложился в опыте поколений, его правила являются общими и одинаковыми для всех людей, что и обеспечивает «переводимость» речевой деятельности с одного языка на другой. Этот код – система «логических правил» отображения в сознании человека (посредством внутренней речи) окружающей его действительности, правил, на основе которых возникают смысловые связи, отображаемые затем в речевых высказываниях внешней речи
Как вы считаете возможно ли мышление не языковое? Аргументы.
Да. Мышление – это внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву.
Мышление – есть немая внутренняя речь, язык есть озвученное мышление
Мышление может осуществляться как с помощью языка, так и без слов, с помощью наглядно-чувственных образов (мышление художников, скульпторов, композиторов). Художественное отражение действительности может происходить и без словесных элементов. Невербальным можно считать техническое мышление, инженерное мышление. Близко к этому мышление шахматистов. Невербальное мышление осуществляется на основе наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия окружающей действительности, сохраняемых в памяти и воссоздаваемых в воображении.
Невербальное мышление человека осуществляется в сочетании с вербальным и представляет собой высокоразвитую форму невербального мышления.
Б.А. Серебренников выделяет следующие типы мышления:
неязыковое: практическое, наглядное, образное;
языковое: абстрактно-логическое, лингвокреативное;
надъязыковое: понятийное, поисковое, редуцированное.