Цель: установить связь между температурой, силой ветра и характером снега.
Снег бывает разным. Его цвет зависит от чистоты: белый — это чистый снег; серый, бурый — грязный, таким он бывает на дорогах, в городе. В морозную погоду снег пушистый, легкий, блестит на солнце, скрипит под ногами. В оттепель снег тяжелый, мокрый, липнет к ногам и лыжам, из него можно лепить снежки, снеговиков, разные фигуры и т. д.
Вывод: вид снега зависит от температуры, ветра, места нахождения.
«Снег в морозный день».
Цель: установить зависимость рыхлости снега от влажности, а влажность — от температуры воздуха.
Материал: емкость с водой, емкость для снега.
Предложить детям в морозный день слепить снежки. Определить, почему снег не смешивается.
1вариант. Полить снег водой. Вновь предложить вылепить снежки.
Выяснить, почему снег стал липким.
2 вариант. Принести снег в помещение и предложить вылепить снежки. Почему снег стал липким?
Вывод: на морозе снег рассыпается; липкость снега зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха.
|
|
«Как из снега получить воду?»
Цель: самостоятельно найти способы превращения снега в воду. Обратить внимание на длительность протекания опыта.
Материал: четыре емкости со снегом.
Из снега можно получить воду, если его нагреть. А вот нагревать можно по-разному. (Дети должны предложить свои варианты: подержать в руках, поставить на батарею, поставить в миску с горячей водой, подогреть на огне и т. п.) В каком случае снег растает быстрее?
Вывод: снег — это вода, которая замерзла в виде кристалликов-снежинок.
«Можно ли пить талую воду?»
Цель: установить непригодность талой воды для
питья.
Материалы: стакан с чистой водой, стакан со снегом.
В один стакан положить снег, в другой налить чистую воду. Через два часа рассмотреть воду в стаканах, сравнить ее, определить наличие мусора на дне стакана, в котором был снег. Внешне чистый снег превращается в талую воду, непригодную для употребления. Но талой водой хорошо и полезно поливать комнатные растения
Вывод: талую воду пить нельзя.
«Свойства снега».
Цель: выявить особенности взаимодействия снега и воды. Материал: емкость со снегом.
Сравнить, что тяжелее: вода или снег. Бросить комочек снега в воду. Утонул ли снег? (Нет.) Почему?
Вывод: снег легче воды; в снеге есть воздух.
|
Сравнить, как изменяются свойства воды и снега.
(Вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее
объем увеличивается, снег изменяет цвет.)
Вывод: вода взаимодействует со снегом, свойства ее изменяются.