«Зачем Снегурочке шубка?»
Цель: выявить условия изменения состояний жидкости
Материал: емкость со снегом, шерстяной шарф, блюдце, стакан, свеча.
Комок рыхлого снега положить на блюдце и поставить все на стол. Другой положить в стакан и завернуть в шерстяной шарф.
Какой снежный ком растает быстрее? По прошествии времени можно развернуть шарф. Что же мы видим? (Комок, лежащий на блюдце, растаял значительно больше, чем завернутый в шапку.) Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проделать опыт. Зажечь свечу и попробовать подержать над ней руку. Горячо! Что нужно сделать, чтобы огонь не жег? Убрать руку или заслонить ее чем-нибудь от огня. Например, тем же шарфом. Почему теперь руке не горячо? Шарф не пропускает тепло от свечи к руке, задерживает его. Почему не растаял завернутый в шарф снег? Шарф не пропустил комнатное тепло к нему.
Вывод: снег быстрее превращается в воду тогда, когда больше тепла; шарф препятствует поступлению тепла к снегу, поэтому второй ком почти не растаял.
|
|
«Лед — "твердая" вода».
№ 1Цель: дать представление о том, что свойства предметов (лед, вода) меняются при нагревании и охлаждении.
Материал: кубики льда разного размера, по два прозрачных стаканчика для каждого ребенка.
Поместить каждый кубик в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своим кубиком. Дети следят за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? Сравнить, как тает большой кубик льда и маленький.
Вывод: лед — это вода; разные по величине куски льда тают в течение различного промежутка времени.
«Превращение воды в лед».
№ 2 Цель: определить условия, необходимые для превращения воды в лед. Материал: две прозрачные емкости, термометр. Налить из-под крана одинаковое количество воды (до краев) в одинаковые формы. Одну на улице и в комнате (рис. 39). Определить причины замерзания воды. «Съежилась» ли вода при замерзании или «вылезла» из формы?
Рис- |
Вывод: вода превращается в лед при низкой температуре, замерзнув, увеличивается в объеме..
«Свет и тень».
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
Как образуется тень? (На пути солнечного луча находится препятствие.) Все ли тени от предметов одинакового оттенка? (Оттенок тени зависит от плотности предмета-препятствия.) Меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Сравнить положение тени в разное время суток
. Вывод: свойства тени зависят от направления света и предмета.