«Превращение воды в лед».
Цель: определить условия, необходимые для превращения воды в лед. Материал: две прозрачные емкости, термометр. Налить из-под крана одинаковое количество воды (до краев) в одинаковые формы. Одну на улице и в комнате. Определить причины замерзания воды. «Съежилась» ли вода при замерзании или «вылезла» из формы?
Вывод: вода превращается в лед при низкой температуре, замерзнув, увеличивается в объеме.
«Свойства льда».
Цель: познакомить детей со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, холодный, гладкий, скользкий, твердый и т. д.).
1. Посмотреть на лед, замерзшую лужу. Что вы видите
сквозь него? Возьмите льдинки в руки. Если льдинку поло
жить на руку, варежку или другой предмет, то через нее мы
видим эти предметы.
Вывод: лед прозрачный, бесцветный.
|
2.Какая льдинка на ощупь? Погладьте. Она мягкая или
твердая?
Вывод: льдинка гладкая, выскальзывает из рук, твердая. Поэтому зимой мы можем кататься по льду на коньках
3. Попробуйте разломать, разбить лед.
|
|
Вывод: лед непрочный, хрупкий, как стекло, его можно разбить.
4.Замерзли руки? Положите льдинки, погрейте руки.
Вывод: лед холодный.
. «Что легче?»
Цель: сравнить, что легче: вода или лед?
Материал: два стакана с водой, большой и маленький кубики льда.
Взять два стакана с водой. В один положить маленькую льдинку. Во второй — большую. Почему обе льдинки плавают на поверхности воды?
Вывод: лед легче, чем вода.
«Свойства льда».
Цель: выяснить, имеет ли лед форму, может ли быть цветным?
Материал: сосуды разной формы, красители.
1. Заморозить воду в разных сосудах.
Вывод: лед не имеет своей формы. Он принимает форму сосуда, в котором находится.
2. Налить в формочки воду разного цвета и вынести
на мороз. Получились красивые цветные льдинки.
|
Вывод: лед при определенных условиях может быть цветным. Где это используется?
Неделя января «Удивительный мир животных и растений Севера»
Почва и растения
1—2. «Почему снег называют "одеялом"»?
Цель: выявить защитные свойства снега. Материал: пластиковые бутылки с крышками. Загадка. Одеяло бело всю землю одело. (Снег.)
1. Налить воду (в равном количестве) в три пластиковые бутылки, закопать в снег на разную глубину.
Через некоторое время определить причину разного
состояния воды в бутылках.
Вывод: чем толще покров снега, тем теплее под ним.
2. Налить в две одинаковые бутылки горячей воды (одинаковое количество
и закупорить их. Дети убеждаются, что вода в бутылочках одинаковой температуры и в равном количестве. Выбрать сугроб (можно измерить его глубину палкой). Одна из бутылочек закапывается в сугроб, другая помещается на открытом месте В конце прогулки обе бутылки ставятся рядом и сравниваются; устанавливается, в какой из них вода остыла больше. Каково значение снежного покрова для жизни растений?
|
|
|
Вывод: вода в бутылке, находящейся под снегом, остыла меньше, значит, там теплее.
«Теневой театр».
Цель: понять принципы действия теневого театра.
Материал: диапроектор или фильмоскоп, оборудование для теневого театра.
Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Обсуждают, как и почему получается изображение. (Нужен источник света в затемненной комнате и светлый экран на стене, тогда контур тени
«Определение направления и силы ветра».
Цель: учить детей изготавливать простейшие приборы для определения направления и силы ветра.
Материал: кусочки ткани, кольца, бумага, гофрированная бумага, палки, шурупы, бечевка и т. д.
Взрослый демонстрирует изготовление султанчика из гофрированной бумаги, вертушки. Можно сшить в виде треугольника ткань, натянув широкий конец на кольцо. Детям предлагается изготовить султанчики или вертушки (по выбору). Все приборы развешиваются по участку детского сада. На прогулках дети рассказывают о силе и направлении ветра.
Вывод: направление и силу ветра можно определить с помощью приборов.
«Здравствуй, солнечный лучик!»
Цель: дать понятие о том, что источник света может принадлежать к природному и рукотворному миру.
Есть ли в комнате солнечные лучи? Как можно доказать это? Солнечные лучи каждый день освещают комнату, поэтому мы не обращаем на них внимания. Закроем окна плотными шторами. Что изменилось и почему? Солнечные лучи не смогут проникнуть к нам в помещение, и мы оказались в темноте (рис. 9).
|
Вывод: солнце — источник света