Когда отклонения опасных параметров продолжают увеличиваться накапливается их мощность (энергия «зла»), такая ситуация становится аварийной и наступает стадия В. На этой стадии уже не вернуть опасные параметры в регламентные границы и она завершается концом «обвала» (аварии).
На стадии В развития аварии (ЧС) органы надзора РСЧС срочно информируют руководителей всех органов государственной исполнительной власти, потенциально опасных объектов, оповещают население о факте аварии (ЧС). При этом учитывается, что данная стадия самая короткая.
Наконец, стадия Г - так называемого"пораженного состояния" системы (ПОО), затухания аварии (ЧС). Она охватывает период от локализации чрезвычайной ситуации (ограничения источника угроз) до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий. Авария (ЧС) считается закончившейся тогда, когда прекратилось воздействие ее опасных факторов, ликвидирована непосредственная угроза для жизни и здоровья людей, предотвращены условия возникновения эпидемий, эпизоотии и начинается период восстановления.
|
|
Обстоятельства этой стадии обусловливают чрезвычайный режим работы органов исполнительной власти и управления, действий сил РСЧС на всех уровнях. Здесь осуществляются такие экстренные меры:
-оповещение органов управления и населения об аварии (ЧС);
-организация общей и специальной разведки;
-принятие решения по защите персонала объекта и населения по данным прогноза о аварии;
-спасение пострадавших;
-предварительная оценка возможности развития ЧС (поля угроз последствий аварии);
-оперативная локализация последствий ЧС;
-оценка обстановки и уточнение решения по данным разведки на ликвидацию ЧС;
-определение задач органам и силам РСЧС;
-развертывание группировки сил в районе (зоне) бедствия;
-организация управления в районе (зоне) чрезвычайной ситуации.
Основными же мероприятиями по ликвидации ее последствий являются:
-организация защиты населения;
-выдвижение оперативных групп в зону бедствия (аварии) для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами (АСДНР);
-выдвижение сил и средств в эту зону для проведения АСДНР;
-организация АСДНР;
-организация работ по обеспечению устойчивого функционирования ОВП, жизнеобеспечению пострадавшего населения;
-усиление контроля за состоянием на ПОО и прилегающих к нему территориях.
Стадия Г может продолжаться годы, а то и десятилетия. Примеры тому - радиационные аварии в ПО "Маяк" (Челябинская область) и на Чернобыльской АЭС, химическая авария в Савезо (Италия) и др.
|
|
Мероприятия по обеспечению устойчивости работы ОЭ, в т.ч. и по предупреждению рисков (аварий), являются довольно сложными и трудоемкими. Дело в том, что современное промышленное предприятие представляет собой сложный инженерно-технический комплекс, состоящий из многих элементов. Каждый элемент оказывает влияние на устойчивость работы ОЭ. Следовательно, при разработке мероприятий по предупреждению рисков (аварий) необходимо учитывать все элементы ОЭ, производить анализ и оценку рисков на предприятии в целом и отдельных его элементов.
Исходные данные для проведения анализа и оценки рисков:
-характеристика объекта и его защитных сооружений (перечень зданий и сооружений, плотность застройки, наибольшая работающая смена, обеспеченность ЗС и СИЗ);
-характеристика оборудования по цехам, наличие уникальных станков с ЧПУ, гибких производственных модулей и установок АСУ);
-данные о системе управления, состоянии средств связи и оповещения;
-характеристика системы снабжения и сбыта;
-наличие планов, запасов, сил и технических средств для проведения восстановительных работ;
-категория производства по взрывоопасности и степени огнестойкости зданий и сооружений объекта;
-возможность прекращения работы отдельных цехов при переходе к функционированию объекта в условиях ЧС;
-характеристика коммунально-энергетических сетей (КЭС) на объекте;
-характеристика местности (наличие водоемов, лесов и т.п.) и соседних объектов или складов с ЛВЖ, ВВ, ОХВ, ГСМ и другими взрывоопасными, пожароопасными, радиоактивными и ядовитыми веществами.
Мероприятия по предупреждению рисков (аварий) представляют собой комплекс организационных, инженерно-технических, технологических, экономических и экологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин рисков (аварий), максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для проведения АСДНР.
Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГЗ, служб и НАСФ по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.
Инженерно-технические мероприятия – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях, на успешное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очаге поражения.
Технологические мероприятия предусматривают повышение устойчивости работы объекта путем таких изменений технологических процессов, которые способствовали бы обеспечению бесперебойного выпуска продукции, а также исключали бы возникновение вторичных факторов поражения.
Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.
Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работданного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью максимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду и рабочие места работающего персонала.
К предупредительным мероприятиям относятся:
-предупреждение чрезвычайных ситуаций;
-планирование защиты ОЭ и населения от ЧС;
-создание фонда средств защиты, разведки, профилактики и обеззараживания;
-обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС;
|
|
-подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций
Во введении к данному занятию отмечалось, что одной из главных задач системы ГЗ - предупреждение ЧС, это и есть основное предупредительное мероприятие.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения.
Предотвращение чрезвычайных ситуаций — к омплекс мероприятий включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.
Для обнаружения предпосылок возникновения аварий (пожара, выброса ОХВ, РВ и др.) устанавливаются на объекте и его СЗЗ различные датчики, основанные на локальных (контролируемый параметр определяется при непосредственном контакте преобразователя с защищаемой средой) и объемных (преобразователь контролирует пространственную зону) методах. Данные от датчиков поступают на диспетчерский пункт объекта и дежурный диспетчер по системе оповещения информирует о возможных опасностях.
Важное место в предотвращении ЧС занимает прогнозирование возникновения ЧС. Техногенные аварии (катастрофы) с допустимой вероятностью можно спрогнозировать и на основе анализа причин, по которым аварии могут произойти, принять меры по их предотвращению.
Есть определенные наработки в вопросе прогнозирования опасных природных явлений, но их человек (и в целом человечество) полностью предотвратить не может.
Профилактика возникновения источников чрезвычайной ситуации предполагает проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайных ситуаций антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.
|
|
Под подготовкой к чрезвычайным ситуациям понимается комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном объекте условий для защиты населения и материальных ценностей от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайной ситуации, а также для обеспечения эффективных действий органов управления, сил и средств СГЗ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для уменьшения возможных масштабов последствий ЧС заблаговременно проводится подготовка ПОО, территории и населения. Она складывается из планирования и проведения инженерно-технических и специальных мероприятий СГЗ, подготовки материальной базы, подготовки персонала и населения к действиям в ЧС (обучение), подготовки и обучения нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ).
Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях включает комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий ГЗ, осуществляемых на объекте экономики с целью:
-обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситуации;
-создания условий для предотвращения аварий или катастроф;
-противостояния поражающим факторам и воздействиям источников чрезвычайной ситуации;
-предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения;
-оперативного проведения неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации.
2. Основные планирующие документы по предупреждению рисков на предприятии.
На каждом объекте экономики для организации систем управления рисками (авария) и защиты его от чрезвычайных ситуаций разрабатывается перечень различных документов. Основными из них являются:
-декларация безопасности промышленного объекта;
-паспорт безопасности предприятия;
-план (программа) управления рисками;
-план действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
-план гражданской обороны объекта;
-план эвакуации объекта;
-план ликвидации последствий ЧС.
Первые четыре документа определяют порядок предупреждения рисков (аварий) природного и техногенного характера, а также порядок действий руководящего состава и персонала предприятия в чрезвычайных ситуациях различного характера в мирное время. Эти же задачи решаются в планах ГО, эвакуации и ликвидации последствий ЧС, но как в мирное, так и в военное время.
Во всех изложенных документах красной нитью проходят следующие основные цели: анализ и оценка как ранее совершившихся, так и возможных рисков (аварий), оценка достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.