Факторы, влияющие на сплоченность коллектива

Сущность и стадии сплоченности коллектива

Тема 4. Сплоченность и социальное развитие коллектива

Сплоченность трудового колектива определяется через единство поведения членов коллектива. Она построена на единстве интересов, ценностей, норм повеления и является обобщенной характеристикой его уровня развития.

Внутриколлективная сплоченность рассматривается в двух аспектах:

- ценностно-ориентированное единство – объединение индивидуальных и коллективных интересов, ценностей, этнических норм, понимания и оценок по отношению к важным для существования коллектива сфер жизнедеятельности;

- предметно-деятельное единство - объединение поведения членов коллектива в общем трудовом процессе при решении различных задач организации и достижение целей.

По уровню сплоченности коллективы делятся на сплоченные, разъединенные, расчлененные. (Табл. 2.)

Таблица 2

Типы коллективов

Типы коллективов   Характерные признаки
расчлененные -большой диапазон показателей дисциплинированности;
  разъединенные -преимущественно официальные взаимоотношения; -высокая текучесть персонала; -повышенность и сложность конфликтов; -разнотипность конфликтов; -конформизм; -неразвитость социально-психологических отношений
  Сплоченные -стабильность состава работников; -гармоничное объединение официальных и неформальных отношений; -стабильность показателей деятельности организации; -конструктивность и оперативность решения всех типов конфликтов; -взаимопомощь.

Факторы, влияющие на сплоченность коллектива делятся на общие (внешние) и специфические (внутренние).

Общие факторы: экономическое состояние страны; социально-экономическая направленность экономической политики; особенности и вид деятельности предприятия; научно-технический прогресс; социально-культурные особенности.

Специфические (внутренние) факторы: экономические; организационно-технические; социально-психологические.

Основные сферы жизнедеятельности предприятия, ценности, поведение и нормативные характеристики, которые влияют на формирование сплоченности:

· миссия и цели предприятия;

· допустимые средства, которые могут быть использованы для достижения целей предприятия;

· имидж и выбранный образ, который имеет и создает предприятие;

· принципы, правила и нормы, которые обеспечивают отличительные особенности и существование предприятия как единого целого;

· обязанности, которые должен иметь работник, вступая на определенную должность на предприятии;

· поведенческие стандарты, которых должен придерживаться работник, выполняя свои обязанности.

Таблица 3

Типы «вхождения» человека в коллектив

Отказ – не воспринимаются никакие нормы и ценности, которые являются приоритетными для предприятия в целом Мимикрия – основные нормы и ценности не воспринимаются, но придерживаются необязательные, маскируется непринятие норм и ценностей
Конформизм – принимаются все нормы и ценности при условии отказа от личных Адаптивный – обязательные нормы и ценности восприняты, необязательные – частично или не воспринимаются

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: