Сущность и стадии сплоченности коллектива
Тема 4. Сплоченность и социальное развитие коллектива
Сплоченность трудового колектива определяется через единство поведения членов коллектива. Она построена на единстве интересов, ценностей, норм повеления и является обобщенной характеристикой его уровня развития.
Внутриколлективная сплоченность рассматривается в двух аспектах:
- ценностно-ориентированное единство – объединение индивидуальных и коллективных интересов, ценностей, этнических норм, понимания и оценок по отношению к важным для существования коллектива сфер жизнедеятельности;
- предметно-деятельное единство - объединение поведения членов коллектива в общем трудовом процессе при решении различных задач организации и достижение целей.
По уровню сплоченности коллективы делятся на сплоченные, разъединенные, расчлененные. (Табл. 2.)
Таблица 2
Типы коллективов
Типы коллективов | Характерные признаки |
расчлененные | -большой диапазон показателей дисциплинированности; |
разъединенные | -преимущественно официальные взаимоотношения; -высокая текучесть персонала; -повышенность и сложность конфликтов; -разнотипность конфликтов; -конформизм; -неразвитость социально-психологических отношений |
Сплоченные | -стабильность состава работников; -гармоничное объединение официальных и неформальных отношений; -стабильность показателей деятельности организации; -конструктивность и оперативность решения всех типов конфликтов; -взаимопомощь. |
Факторы, влияющие на сплоченность коллектива делятся на общие (внешние) и специфические (внутренние).
|
|
Общие факторы: экономическое состояние страны; социально-экономическая направленность экономической политики; особенности и вид деятельности предприятия; научно-технический прогресс; социально-культурные особенности.
Специфические (внутренние) факторы: экономические; организационно-технические; социально-психологические.
Основные сферы жизнедеятельности предприятия, ценности, поведение и нормативные характеристики, которые влияют на формирование сплоченности:
· миссия и цели предприятия;
· допустимые средства, которые могут быть использованы для достижения целей предприятия;
· имидж и выбранный образ, который имеет и создает предприятие;
· принципы, правила и нормы, которые обеспечивают отличительные особенности и существование предприятия как единого целого;
· обязанности, которые должен иметь работник, вступая на определенную должность на предприятии;
· поведенческие стандарты, которых должен придерживаться работник, выполняя свои обязанности.
|
|
Таблица 3
Типы «вхождения» человека в коллектив
Отказ – не воспринимаются никакие нормы и ценности, которые являются приоритетными для предприятия в целом | Мимикрия – основные нормы и ценности не воспринимаются, но придерживаются необязательные, маскируется непринятие норм и ценностей |
Конформизм – принимаются все нормы и ценности при условии отказа от личных | Адаптивный – обязательные нормы и ценности восприняты, необязательные – частично или не воспринимаются |