Анализ использования транспортных средств

При проведении анализа необходимо проанализировать себестоимость автоперевозок, которая является обобщающим показателем, характеризующим эффективность работы автопарка. Ее уровень непосредственно зависит от полноты использования автомашин. Если машины много времени в году простаивают, совершают холостые пробеги, недостаточно полно загружаются, то себестоимость одного тонно-километра будет высокая, а соответственно хуже и финансовые результаты деятельности предприятия.

Себестоимость 1 тонно-километра рассчитывается делением суммы затрат на содержание и эксплуатацию грузовых машин, за исключением затрат по перевозке людей и стоимости отработанных материалов (масла, автопокрышек), оприходованных на склад, на объем грузооборота.

Следовательно, себестоимость тонно-километра зависит от суммы затрат и от объема грузооборота. Чем экономнее используются средства на содержание и эксплуатацию автомобилей, тем ниже себестоимость автоперевозок.

Увеличение объема грузооборота снижает себестоимость услуг, так как с его ростом возрастают не все затраты, а только переменная их часть (зарплата водителей, работающих на сдельной форме оплаты труда, стоимость нефтепродуктов, износ автопокрышек, амортизация автомобилей, которая начисляется от балансовой стоимости машин по нормам на 1000 км пробега, затраты на ремонт машин).

Зависимость суммы затрат от объема грузооборота можно выразить следующим уравнением:

У=а+в*х

где У – сума затрат на эксплуатацию и содержание грузового автотранспорта;

а – сумма постоянных и затрат (расходы на управление и организацию работы автопарка, затраты на содержание гаража, сторожевой охраны);

в – сумма переменных затрат на 1 ткм;

х – объем грузооборота, ткм.

Тогда себестоимость 1 ткм:

Следовательно, чем больше объем грузооборота, тем ниже себестоимость 1 км, так как меньше постоянных затрат будет приходиться на единицу работ.

Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства или выполненных работ только при условии, если не изменяется производственная площадь предприятия (численность грузовых машин, площадь гаража, ремонтной мастерской и др.).

Также постоянные затраты могут изменяться на протяжении времени в связи с инфляционными процессами, так как растут зарплаты специалистов, сумма амортизации, проценты за кредит.

Изменяются и переменные затраты на единицу работ и услуг по независимым внешним (повышение цен на нефтепродукты, зарплату) и по внутренним причинам (изменение производительность и труда, экономия или перерасход ГСМ и т.д.).

Чтобы установить, как изменилась себестоимость 1 ткм за счет суммы постоянных и переменных затрат и объема грузооборота, методом цепной подстановки нужно сделать расчет.

,

где А – постоянные затраты на 1 автомобиль;

ГВ – среднегодовая выработка автомобиля, ткм;

в – переменные затраты на 1 ткм..

; ; ; .

Общее изменение себестоимости 1 ткм равно:

, в том числе за счет:

- среднегодовой выработки автомобиля:

- суммы постоянных затрат:

- суммы переменных затрат:

.

Затем необходимо изучить причины изменения затрат на содержание и эксплуатацию по каждой статье.

При изучении причин перерасходов нужно иметь в виду, что сумма затрат по оплате труда на 1 ткм зависит от трудоемкости труда (количество человеко-часов на 1 ткм) и уровня оплаты труда за 1 чел.-ч., а сумма зарплаты в расчете на одну машину – еще и от годовой выработки автомобиля.

Сумма затрат по статье «Нефтепродукты» в расчете на одну машину зависит от пробега машины, нормы расхода на 100 км пробега и средней стоимости 1 кг нефтепродуктов, а в расчете на 1 ткм – еще и от коэффициента использования пробега и средней загруженности машин.

Сумма амортизации в расчете на одну машину зависит от балансовой стоимости машин, их пробега и норм амортизации, а в расчете на 1 ткм – и от годовой выработки.

Затраты на ремонт машин, управление и организацию производства по своему составу являются комплексными статьями. Поэтому в процессе анализа необходимо изучить состав данных расходов и выяснить конкретные причины перерасхода средств по каждому элементу, что позволит найти резервы сокращения затрат на содержание и эксплуатацию машин.

В заключении анализа необходимо подсчитать резервы снижения себестоимости 1 ткм за счет увеличения объема грузооборота, сокращения затрат на содержание машин (недопущение перерасхода средств по вине предприятия):

,

где З1 – фактическая сумма затрат на содержание машин в отчетном периоде;

Р¯З – резерв снижения затрат за счет экономного использования средств на содержание и эксплуатацию машин;

Дз – дополнительная сумма затрат, необходимая для освоения резервов увеличения объема грузооборота;

U1 – фактический объем грузооборота в отчетном периоде, ткм;

Р­U – резерв увеличения объема грузооборота, ткм;

Св – возможный уровень себестоимости 1 ткм;

С1 – фактический уровень себестоимости 1 ткм.

-5-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: