1. Специфика научного познания
2. Научная парадигма
3. Ценности и нормы науки
Каждая научная дисциплина обладает собственными предметом и методом исследования, понятийным и методическим аппаратом, которые соответствуют определенным объяснительным принципам. Психология изучает внутренние, скрытые от внешнего наблюдения структуры и процессы, знание которых необходимо для объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей как конкретного человека, так и групп людей.
Психология как многоотраслевая дисциплина включает в себя:
- фундаментальную психологию, цель которой состоит в установлении фактов, механизмов и законов психической деятельности,
- прикладную психологию, изучающую психические явления в естественной обстановке и использующую полученные в фундаментальной науке знания в конкретных ситуациях и условиях,
- практическую психологию, которая использует психологические знания для решения конкретных задач в медицине, педагогике, спорте и т. д.
|
|
Термин «психология» употребляется в нескольких значениях, которые часто смешиваются в обыденном сознании: под ним могут понимать как научное, так и ненаучное психологическое знание. Житейское, религиозное и научное познание.
Проблема специфичности научного познания и его отличия от других практик и традиций познания особенно важна для психологии как относительно молодой дисциплины, поскольку процесс разграничения сферы ее компетенции с обыденным знанием или с паранауками еще продолжается. По его мнению К. Поппера, научное знание в отличие от ненаучного может быть опровергнуто в процессе эмпирической проверки. Принцип потенциальной опровержимости научной теории К.Поппер назвал принципом фальсифицируемости. С этой точки зрения ненаучная теория не может быть опровергнута, а научная должна быть потенциально опровержима. Фальсификация может считаться состоявшейся только в том случае, если надежно установлен воспроизводимый эффект, опровергающий теорию (Поппер К., 1983). Опровержение, как и подтверждение, должно строиться в соответствии со всеми научными нормами и ценностями.
По определении Б.Ф.Ломова научное познание раскрывает существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями. Признак существенности указывает степень связи между явлениями, раскрывающую ее суть. Необходимость раскрывается в 2 аспектах: необходимость, с которой явления протекают, и необходимость познания связей и отношений явлений. Устойчивость связей между явлениями указывает на их стабильность и неизменчивости при повторении. Повторяемость связей между явлениями означает их способность к воспроизведению. Все эти признаки являются необходимыми для научного познания, но недостаточными. Познавательная активность любого организма на любой стадии его развития направлена на:
|
|
- познание именно существенных и значимых для него свойств предметов и явлений окружающей его среды обитания,
- получение знаний о причинно обусловленных связях между явлениями, т.е. являющимся значимыми для него,
- получение знаний об устойчивых и повторяющихся связях между явлениями происходит прежде всего, т.к. представляет для наименьшие трудности в силу их предсказуемости.
Научное познание – специально организованная сфера человеческой деятельности, в результате которой получаются научные знания о действительности. Изучение существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей между явлениями отражает лишь содержание научной деятельности. В характеристику научной деятельности необходимо включить мотивационные и методологические компоненты (для чего и как она осуществляется).
Наука - это социальный институт. Важнейшая цель науки в отличие от житейского познания - приобретение нового знания в соответствии как с уже сформулированными, так и лишь возможными в будущем запросами общества. Чтобы соответствовать этим запросам, знание должно обладать такими свойствами, как обобщенность, надежность, сообщаемость, объективность. Широкая социальная значимость научных знаний, оиентированность научного познания на поучение объективных и достоверных знаний, которыми могли бы пользоваться множество других людей, отличает научное познание.