Предмет, цели, задачи и структура курса «управление качеством»

Реалии современного рынка таковы, что ценовая конкуренция все чаще уступает место неценовой конкуренции. Основу конкурентоспособности сегодня составляет не просто высокое, но еще и стабильное качество продукции (услуг).

Понятие качества продукции регламентировано государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В соответствии с признанным стандартом качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей (покупателей) в соответствии с ее назначением.

Аналогична и трактовка качества Международной организации по стандартизации (ИСО), данная в стандарте ОСИ 8402-1994. Так, в этом стандарте под качеством понимается совокупность свойств объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Для понимания роли и факторов управления качеством в развитии экономики рассмотрим основные понятия и категории этого процесса.

Управление обеспечением качества – это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.

Под управлением качеством продукции (услуг) понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Объектами управления качеством являются показатели и характеристики качества продукции (услуг), факторы и условия, влияющие на

их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.

Управлением качеством могут заниматься органы управления различных категорий или лица, которые исполняют функции на различных иерархических ступенях, в том числе функции управления качеством согласно принятым принципам, критериям и методам управления.

Подсистемамимеханизма управления качеством являются:

1) элементы предвидения, прогнозирования и планирования уровня продукции с технической точки зрения;

2) подсистема регулирования качества продукции в производстве;

3) подсистема контроля качества продукции;

4) подсистема учета и анализа изменения уровня качества.

Управлению качеством посвящен специальный курс «Управление качеством», который представляет собой науку о действиях управляющей качеством системы, сопровождающих проектирование, производство, эксплуатацию или потребление продукции, для того, чтобы определить, обеспечить, а впоследствии и поддерживать необходимый качественный уровень продукции.

Таким образом, предметом курса «Управление качеством» является содержание деятельности управляющей подсистемы (субъекта управления), направленной на решение проблем качества продукции в ходе всех этапов жизненного цикла предприятия, фирмы, продукции, процесса, персонала.

Данный курс преследует цель – сформировать у студентов комплекс знаний и практических навыков, умений в области управления качеством продукции, услуг.

Для осуществления цели курса необходимо решить следующие задачи:

- дать студентам необходимые знания по теоретическим основам курса;

- сформировать у студентов правильное отношение к качеству как важнейшему фактору конкурентоспособности предприятия;

- научить студентов первичным навыкам оценки состояния качества продукции на предприятиях, последовательности проведения стандартизации и сертификации товаров и услуг;

- вооружить студентов знаниями правовых основ управления качеством, на основании которых определяется ответственность за некачественную продукцию;

- сформировать у студентов первичные навыки и умения управления качеством продукции на предприятиях на основе знания современных методов и средств, используемых в этом процессе в России и за рубежом и т.д.

Структура курса «Управление качеством» представлена следующими темами:

1. Качество и конкурентность в условиях рынка.

2. Становление и развитие современных научных основ управления качеством.

3. Управление качеством: основные этапы, методы, средства и инструменты.

4. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и применение в управлении качеством.

5. Стандартизация качества продукции: ее сущность, цели, задачи и организационно-праовые основы.

6. Сертификация продукции и систем управления качеством.

7. Диагностика и самооценка уровня качества продукции. Методы определения и измерения качества продукции.

8. Анализ качества продукции, его основные методы и инструменты.

9. Статистическое регулирование процессов управления качеством продукции (услуг).

10. Выборочный приемочный контроль качества продукции и качество измерений.

11. Экономические проблемы обеспечения качества продукции предприятия.

12. Анализ качества деятельности предприятия и организации.

13. Персонал организации, предприятия в системе менеджмента качества. Методы организации труда по повышению качества продукции.

14. Аудит качества: его цели, типы и методика проведения.

15. Государственное регулирование в области управления качеством: сущность, направления, методы и инструменты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: