Реалии современного рынка таковы, что ценовая конкуренция все чаще уступает место неценовой конкуренции. Основу конкурентоспособности сегодня составляет не просто высокое, но еще и стабильное качество продукции (услуг).
Понятие качества продукции регламентировано государственным стандартом ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В соответствии с признанным стандартом качество продукции – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей (покупателей) в соответствии с ее назначением.
Аналогична и трактовка качества Международной организации по стандартизации (ИСО), данная в стандарте ОСИ 8402-1994. Так, в этом стандарте под качеством понимается совокупность свойств объекта, относящиеся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Для понимания роли и факторов управления качеством в развитии экономики рассмотрим основные понятия и категории этого процесса.
|
|
Управление обеспечением качества – это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Под управлением качеством продукции (услуг) понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Объектами управления качеством являются показатели и характеристики качества продукции (услуг), факторы и условия, влияющие на
их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.
Управлением качеством могут заниматься органы управления различных категорий или лица, которые исполняют функции на различных иерархических ступенях, в том числе функции управления качеством согласно принятым принципам, критериям и методам управления.
Подсистемамимеханизма управления качеством являются:
1) элементы предвидения, прогнозирования и планирования уровня продукции с технической точки зрения;
2) подсистема регулирования качества продукции в производстве;
3) подсистема контроля качества продукции;
4) подсистема учета и анализа изменения уровня качества.
Управлению качеством посвящен специальный курс «Управление качеством», который представляет собой науку о действиях управляющей качеством системы, сопровождающих проектирование, производство, эксплуатацию или потребление продукции, для того, чтобы определить, обеспечить, а впоследствии и поддерживать необходимый качественный уровень продукции.
|
|
Таким образом, предметом курса «Управление качеством» является содержание деятельности управляющей подсистемы (субъекта управления), направленной на решение проблем качества продукции в ходе всех этапов жизненного цикла предприятия, фирмы, продукции, процесса, персонала.
Данный курс преследует цель – сформировать у студентов комплекс знаний и практических навыков, умений в области управления качеством продукции, услуг.
Для осуществления цели курса необходимо решить следующие задачи:
- дать студентам необходимые знания по теоретическим основам курса;
- сформировать у студентов правильное отношение к качеству как важнейшему фактору конкурентоспособности предприятия;
- научить студентов первичным навыкам оценки состояния качества продукции на предприятиях, последовательности проведения стандартизации и сертификации товаров и услуг;
- вооружить студентов знаниями правовых основ управления качеством, на основании которых определяется ответственность за некачественную продукцию;
- сформировать у студентов первичные навыки и умения управления качеством продукции на предприятиях на основе знания современных методов и средств, используемых в этом процессе в России и за рубежом и т.д.
Структура курса «Управление качеством» представлена следующими темами:
1. Качество и конкурентность в условиях рынка.
2. Становление и развитие современных научных основ управления качеством.
3. Управление качеством: основные этапы, методы, средства и инструменты.
4. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и применение в управлении качеством.
5. Стандартизация качества продукции: ее сущность, цели, задачи и организационно-праовые основы.
6. Сертификация продукции и систем управления качеством.
7. Диагностика и самооценка уровня качества продукции. Методы определения и измерения качества продукции.
8. Анализ качества продукции, его основные методы и инструменты.
9. Статистическое регулирование процессов управления качеством продукции (услуг).
10. Выборочный приемочный контроль качества продукции и качество измерений.
11. Экономические проблемы обеспечения качества продукции предприятия.
12. Анализ качества деятельности предприятия и организации.
13. Персонал организации, предприятия в системе менеджмента качества. Методы организации труда по повышению качества продукции.
14. Аудит качества: его цели, типы и методика проведения.
15. Государственное регулирование в области управления качеством: сущность, направления, методы и инструменты.