Сущность, цели, задачи сертификации

Как известно, в практике производства участвуют две стороны: производитель товара и потребитель этого товара. Продавец – это посредник, он обслуживает процесс продажи, т.е. создает услугу, которая тоже может быть оценена, но к качеству продукции это отношения не имеет. Т.е. такой посредник, по разным причинам, не может точно и официально определить качество товара и его соответствие стандартам. Для это необходима третья, незаинтересованная сторона.

Именно поэтому, сертификация исвязана с действием третьей стороны, (кроме производителя и продавца), и ее определяют, как действие третьей стороны, которая путем аккредитации получила право от государства удостоверять качество продукции, товара, услуги, работ, процессов, персонала.

Современное понятие сертификации было предложено специальным комитетом Международной организации по стандартизации (ИСО) в 1982 году в следующей формулировке: «Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие (услуга) соответствует определенным стандартам или другому нормативно-техническому документу».

Значение сертификации имеет внутренний и внешний аспект.

Внутренний аспект значения сертификации заключается в большей конкурентоспособности предприятий и организаций, имеющих сертификат соответствия или знак соответствия по сравнению с другими, не имеющими таких документов или знаков соответствия.

Внешний аспект значения сертификации аналогичен по смыслу, но только речь уже идет не о внутренней, а о внешней конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов, страны в целом.

В России определение сертификации дано в специальном федеральном законе «О сертификации продукции и услуг». Этот закон определяет сертификацию продукции как процедуру подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Говоря про историю сертификации в России, необходимо с сожалением отметить тот факт, что до 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось как на безопасности и техническом уровне продукции, так и на возможностях их экспорта.

В феврале 1992 года был принят ФЗ РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 году ФЗ РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещалось. Что же такое сертификат?

Сертификат – это документ, удостоверяющий качество. Он защищает интересы потребителя товаров, государственные интересы той или иной страны, например, путем отчуждения товаров, которые могут составить конкуренцию своим товаропроизводителям.

Уровни сертификации:

1. Сертификация отдельно взятой продукции.

2. Сертификация производственного технологического процесса.

3. Сертификация производственной системы качества.

То есть, может сертифицироваться отдельная продукция, например, молоток для выполнения слесарных работ, либо напильник и т.п. Изделие, собранное из отдельных узлов и деталей, например, двигатель, может получить сертификат, если сертификаты имеются на все покупные

комплектующие изделия и на технологию, процесс сборки и наладки.

Сертификат можно получить на технологический процесс, вид отдельного производства - совокупность технологических процессов, на систему обеспечения качества товара. Последнее считается высшим уровнем сертификации. Таким образом, объекты сертификации разнообразны.

За нарушение правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность в соответствии со статьей 41 ФЗ РФ «О защите прав потребителей», независимо от того, позволял ли уровень их научных и технических знаний выявит свойства продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья и имущества граждан.

Таким образом, основными целями сертификации являются:

1) защита человека и окружающей среды от потенциально опасной продукции;

2) содействие потребителям в компетентном выборе товаров и услуг;

3) создание условий для деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций) на едином национальном или международных рынках.

Цель государственной системы сертификации – проведение необходимых организационных, технических и экономических мероприятий для обеспечения гарантий, связанных с приобретением и использованием потребителем продукции для собственных потребностей.

Основными принципами построения системы сертификации должны быть:

· создание национальной нормативно-методической базы на основе международных норм и правил сертификации;

· использование действующих в России государственных стандартов и другой нормативно-технической документации, принятой в системе сертификации конкретных видов продукции;

· проведение независимой оценки характеристик и свойств продукции (работ, услуг и систем качества третьей стороной, которая не входит в организационную структуру производителя и потребителя;

· установление правил сертификации конкретных видов продукции;

· внедрение системы сертификации, установленных комитетом Совета ИСО;

· открытость государственной системы сертификации продукции для присоединения систем сертификации других государств и международных систем сертификации продукции.

Сертификация, непосредственно, основывается на следующих принципах:

- государственности – обеспечения государственных интересов при оценке безопасности продукции;

- добровольности – использование сертификации изготовителем в целях рекламы;

- объективности – независимость от изготовителя и потребителя;

- достоверности – использование профессиональной испытательной базы;

- исключение разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;

- демократичности – предоставление изготовителю самому выбрать орган по сертификации;

- установления ответственности участников сертификации;

- многофункциональности использования результатов сертификации (изготовителем, торговлей, потребителем, таможней и т.д.)

- открытости полученной информации;

- разнообразие форм и методов проведения сертификации с учетом спецификации данной продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: