Процесс ПТ

От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

В кабинете психолога, использующего технику песочной терапии, вы увидите множество полок с самыми разнообразными фигурками и два подноса с песком – в одном можно использовать влажный песок, а второй предназначен для работы с сухим песком. Психолог предложит вам пройтись вдоль полок и выбрать те фигурки, которые привлекут ваше внимание – те, к которым потянется рука. Время выбора обычно не ограничивается, каждый выбирает в своем темпе. Выбранные фигурки располагаются в подносе с песком – так, как хочется вам. Вы сможете менять в подносе все, что захотите в соответствии со своей потребностью выразить то, что будет проситься. И только после того, как решите, что закончили, - в подносе уже ничего не должно меняться. Целительным может быть уже и сам процесс построения картины, в присутствии профессионала, который обеспечит необходимые условия. Иногда может захотеться обсудить что-то еще, глубже понять, какое послание несет картина в подносе, поговорить о сопутствующих или откликающихся событиях своей жизни. Предполагается, что этот процесс может продолжаться в течение стольких встреч, сколько необходимо вам в оговоренных с терапевтом рамках, и совсем необязательно, что каждая из них будет посвящена созданию картины в подносе.

Продолжительность одной сессии с подростками и взрослыми в среднем 50-60 минут. Продолжительность одной консультации зависит от возраста клиента и его интеллект развития.

Периодичность зависит от остроты проблемы. рекомендуется 1-2 раза в неделю. Полный курс м.б. 12-15 встреч. На первой консультации – знакомство с организацией процесса.

1 .Демонстрация песочницы. «Посмотрите, песочница заполнена песком не полностью, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Да, борта символ – неба. У песочницы есть еще один секрет. Если мы раздвинем песок, то обнаружим голубое дно – символ воды. Однако если вы почувствуете, что символической воды вам недостаточно, воспользуйтесь кувшином с водой. Сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт – и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии.

Маленькому ребенку имеет смысл показать возможности песочницы: раскопать дно, показать синий цвет — воду, выстроить гору и пр. Однако, перед началом его самостоятельного процесса, необходимо все разровнять.

2.Демонстрация коллекции фигурок. Здесь много разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое др. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки.

Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с “коллекцией” фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание (нравятся или отталкивают). Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Если ребенок берет все подряд и в неограниченном количестве - сейчас ему важно “проработать” имеющееся внутри напряжение.

Взрослый в таинстве выбора не участвует. Он как будто “растворяется”, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок.

3. Построение песочной картины. «Сказочная» инструкция: “Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь”.

Безусловно, это не единственный вариант “введения” в песочную среду. В зависимости от наших целей и возраста (маленький ребенок, как правило, не нуждается в инструкциях, когда видит песок), инструкции будут звучать по-разному: “ Создай то, что хочешь”, “Создай наиболее яркий эпизод твоего сна”, “Создай свою семью и расскажи о ней” и др. Можно дать дополнение к инструкции: “Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает ”.

Как только ребенок начал строить песочную картину, нам важно занять такое место, где нас не видно, но нам видно все.

4.Обсуждение песочной картины. Психолог не дает интерпретаций и рекомендаций. Он только «отзеркаливает» клиенту его собственные переживания.

Основные вопросы психолога:

Если бы поднос был бы картиной, какое бы название имела бы картина?

Каковы ваши впечатления, ощущения от процесса создания песочной картины?

Что является для вас особенно важным ил полезным в этой картине?

Как сюжет или герои вашей композиции могут помочь вам в вашей жизни?

Быть может, вы сделали для себя некое открытие или важное наблюдение: если это так, хотели ли бы вы об этом рассказать?

вопросы ребенку:

- что это за мир, сказочная страна,

- какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке),

- в каких взаимоотношениях они находятся между собой,

- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то, что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить

- какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют ребенка вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять - ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые дети ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все “как есть”. Это может быть связано с переносом на песочный лист “картины”, состояния внутренней стабильности. В этом случае ребенок желает “остановить мгновенье”, полностью прожить свое состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта. Для него сейчас эта песочная “диспозиция” выражает состояние динамического равновесия.

Если ребенок говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашиваем: “А что можно сделать, для того, чтобы ему стало лучше?” Здесь важно, чтобы ребенок не просто фантазировал, а реально разыгрывал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине, мы можем спрашивать: “А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?” и т.п.

Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не попадет в более благополучную ситуацию, или ребенок не скажет: “Теперь всем хорошо ”. Это сигнал того, что имевшееся на начало игры внутреннее напряжение “проработано” на бессознательно-символическом уровне.

Если ребенок говорит: “Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя”, можно предложить ему помощь: “Мы же с тобой в сказке, а в сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим - может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся - их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны.”

Ежели и после этого ребенок удручен, не может найти себе помощника, - это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще “не созрело”. В данном случае, можно построить работу по “защите” страдающего существа. “Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить ”. Таким образом, мы усиливаем психологическую устойчивость, “включаем” бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3—5 игру ребенок уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Один 5-летний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существами, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), он налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди, восстанавливали свою страну. На вопрос: “Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может; им нужно обратиться к Волшебнику?”, мальчик отрицательно качал головой. В течение 5 сеансов, дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень - он был закопан). Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и дракон опять все разрушил. В следующий раз, мальчик заявил, что к камню может подойти только один герой, и когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. “Не победить, а остановить”, - подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке, а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как не просто остановить дракона. Оказалось, что “просто прошептать” заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла мама мальчика и сказала, что с ребенком происходит “что-то странное”. Дома он стал “кукситься”, что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.

Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Образ дракона - это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и конечно же иллюстрирует эффективность игры в песок.

Совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что мы выступаем организатором среды, где ребенок чувствует себя привычно и защищено, где у него есть собственное пространство, где он - Творец. Этим, вы позволяете ребенку самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить “с самим собой”.

По окончании игры ребенок САМ разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный на бессознательном уровне опыт.

Анализ характеристик песочной картины:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: