Группы по месту жительства
Группы по уровню образования
Давно известно по социологическим исследованиям, что чем выше уровень образования, тем активнее потребление СМИ, причем чаще читаются качественные издания. Аналитика – тоже чтение высокообразованной аудитории, которая чаще читает общественно-политические журналы и специальные, отраслевые.
Таблица 24
Ответы подростков и тележурналистов на вопрос: «Какие типы зрительных образов на ТВ, по Вашему мнению, предпочитают подростки?»
(в % к числу опрошенных в каждой группе)
Типы телеобразов | Подростки о себе | Журналисты о подростках |
Образы, максимально приближенные к реальности | ||
Образы в стиле «фэнтези» | ||
Героические, мужественные образы | ||
Добрые, справедливые герои | ||
Эротические образы | ||
Виртуальные образы (изменение физических параметров реальных образов) | ||
Романтические образы | ||
Авантюрные образы | ||
Образы в стиле триллеров | ||
Сказочные, мифологические образы | ||
Мозаичные, клиповые образы |
В потреблении ТВ тоже отличия существенны. Чем выше уровень образования, тем больше интерес к новостям, познавательным передачам, интервью и общественно-публицистическим передачам.
|
|
И наоборот, чем ниже этот уровень, тем охотнее смотрятся сериалы и практические передачи.
Городские жители регулярнее читают газеты, и их отличия от сельских жителей состоят в том, что они чаще листают московские, областные и городские газеты, тогда как селяне предпочитают районные.
Горожане, в отличие от сельчан, чаще смотрят познавательные передачи, а также интервью в прямом эфире и криминал. Зато сериалы чуть чаще смотрят селяне.
Проанализируйте таблицу с результатами опроса общественного мнения Независимым институтом коммуникавистики (1 000 чел., сентябрь 2001 г.)*. Ответы разных групп населения на вопрос: «Выберите из предложенного списка проблемы, которые, по Вашему мнению, сильнее всего волнуют россиян» (табл. 25).
Таблица 25
(в % к числу опрошенных в группах)
Группы | Все | Пол | Возраст | Образование | Доход на члена семьи | ||||||||
Проблемы | М | Ж | 18–35 | 36–50 | ст. 50 | ниже ср. | ср. общ. | ср. спец. | выс. | до 1 000 | 1 000–1 500 | более 1 500 | |
Рост цен | |||||||||||||
Рост преступности | |||||||||||||
Обнищание населения | |||||||||||||
Рост наркомании | |||||||||||||
Военный конфликт в Чечне | |||||||||||||
Рост безработицы | |||||||||||||
Рост тарифов на коммунальные услуги | |||||||||||||
Ухудшение медицинского обслуживания | |||||||||||||
Кризис в промышленности и сельском хозяйстве | |||||||||||||
Коррупция и взяточничество | |||||||||||||
Трудности с получением образования | |||||||||||||
Ухудшение экологической ситуации | |||||||||||||
Задержки выплат зарплат и пособий | |||||||||||||
Нарушение прав человека в России | |||||||||||||
Отток капиталов из России | |||||||||||||
Слабость государственной власти | |||||||||||||
Свободная купля-продажа земли | |||||||||||||
Усиление влияния Запада | |||||||||||||
Уменьшение влияния России на мировую политику | |||||||||||||
Дефицит товаров первой необходимости | |||||||||||||
Уменьшение влияния России на страны СНГ |
|
|