Нарушение непосредственной памяти

Функции памяти

Виды памяти

Конспект лекции.

Программные положения.

Тема. Патология памяти

Патопсихологическая феноменология нарушений памяти.Амнезия - отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Нарушения непосредственной памяти.Гипермнезия - усиление, обострение памяти. Гипомнезия, или дисмнезия - ослабление мнестических функций вплоть до полной их утраты. Фиксационная амнезия. Прогрессирующая амнезия.Закон Рибо. Ретроградная и антероградная амнезии. Парамнезия - извращение, обманы памяти. Конфабуляции. Псевдореминисценции. Динамические расстройства памяти. Нарушение опосредованной памяти. Нарушение мотивационного компонента памяти. Эффект Зейгарник. Забывание как проявление истощаемости. Методы исследования нарушений непосредственной и опосредованной памяти.

Память – психический процесс накопления прошлого индивидуального и общественного опыта.

Память является сложной организованной обобщенной деятельностью, зависящей от многих факторов: уровня познавательных процессов, мотивации, динамических компонентов. Психическая болезнь, нарушая эти компоненты, по-разному нарушает мнестические процессы.

1. По времени

Ø Оперативная

Ø Краткосрочная

Ø Долгосрочная

2. Поанализаторам - Слуховая, обонятельная ит.д.

· Запоминание (фиксация)

· Хранение

· Воспроизведение

Пример – доктор Э. Клапаред, 1911 г. Несколько раз в день здоровался с больными, при этом стал незаметно колоть их иголкой, больные перестали подавать руку (нарушение воспроизведения)

Расстройства памяти являются частым симптомом при психических заболеваниях. Ряд нарушений психической деятельности — нарушение работоспособности, нарушение мотивационной сферы — иногда выступает для самого больного и наблюдающих за ним как расстройства памяти.

В основе нарушений памяти лежат различные факторы. Наиболее важными являются следующие вопросы:

1. проблема строения мнестической деятельности

· опосредованного

· произвольного

· непроизвольного запоминания;

2. вопрос о динамике мнестического процесса;

3. вопрос о мотивационном компоненте памяти.

Амнестические расстройства — органические расстройства, основным симптомом которых является потеря памяти.

Амнезия - Отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.

С раннего детского возраста способности запоминания постепенно совершенствуются (вначале образная, а затем символическая память), достигая своего оптимального развития к 20-25 годам.

На этом уровне память сохраняется до 40-45 лет, после чего постепенно ухудшается, особенно механическое запоминание нового материала.

В пожилом и старческом возрасте заметно страдает запоминание нового и текущих событий, но хорошо сохраняется способность воспроизведения впечатлений детства (закон обратного хода памяти Рибо (Th. Ribot, 1881)).

Мнестические функции колеблются в определенных пределах и под влиянием различных факторов повседневной жизни — утомления, недосыпания, эмоций.

При заболеваниях, особенно в случае поражения центральной нервной системы, можно встретиться с различными нарушениями памяти.

Расстройства памяти могут касаться как всех ее отдельных компонентов, так и ее динамики. В последнем случае оказывается, что больные то подробно, в деталях воспроизводят содержание сложного рассказа, басни, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет (мнемическая деятельность носит прерывистый характер).

В самом общем виде среди нарушений памяти можно выделить три основные группы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: