Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям функциям план работы для организации в целом.
Он состоит их двух основных бюджетов: оперативного и финансового.
Основные составляющие главного бюджета и их взаимосвязи рассмотрим с помощью схемы.
3. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период, то есть прогнозирование денежных потоков. В целом смета показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, на который и разрабатывают. Могут быть выявлены наибольшие и наименьшие наличия денежных средств. Очень большое сальдо означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективностью. Низкий уровень сальдо указывает на то, что организация не в состоянии расплатиться по текущим обязанностям. Ожидаемые поступления определяют на основе бюджета продаж, данных о продаже в кредит, о продажи акций, активов, данных о возможных займах.
|
|
Суммы ожидаемых платежей получают из различных периодов бюджетов. Учитывают также возможные капитальные затраты, возврат займов и т. п.
Сметы формируется в виде таблиц из двух частей, отражающий поступления и распределение денежных средств по месяцам.
Для выполнения задач контроля необходимо корректировать бюджетные данные на соответствующий фактический выпуск и анализировать отклонения корректирующего бюджета и фактических результатов. Этим целям служит гибкий бюджет, который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности.
4. Гибкий бюджет
Главный бюджет обычно рассчитывается для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска. Для выполнения задач контроля необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором сравниваются фактические и запланированные результаты, для чего фактические данные сначала необходимо скорректировать на фактический выпуск. Чтобы более точно измерить и проанализировать выполнение плана, используют гибкий бюджет.
В то время как статичный бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня продаж, и представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на постоянную и переменную составляющие.
При этом если в статичном бюджете затраты планируются, то здесь они рассчитываются. Для составления гибкого бюджета используют формулу:
|
|
Гибкий бюджет = (Зпер*N)+Зпост.бюджет.,
где Зпер – переменные затраты на единицу продукции,
N – объем выпуска,
Зпост.бюджет – постоянные бюджетные затраты.
Гибкий бюджет используют как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При этом при планировании его составляют для определенного диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации.
Рассмотрим пример.
Исходный статичный бюджет и фактические данные без корректировки на фактический выпуск представлены в таблице: