Целых неотрицательных чисел.
Общие вопросы методики изучения нумерации
План:
1.Нумерационные понятия.
2.Цель и задачи изучения чисел.
3.Особенности традиционной системы изучения чисел.
4.Технология изучения нумерации.
5.Виды упражнений по основным направлениям работы.
6.Систематизация знаний по нумерации.
7.Ошибки учащихся и их предупреждение.
Литература: [1], п.9
1. Нумерационные понятия
1) Нумерация (счисление) - совокупность приёмов устного наименования и письменного обозначения чисел.
Следовательно, различают устную и письменную нумерацию.
Т.е. обучение нумерации - это обучение чтению и записи чисел.
В методике это понятие наполняют более широким содержанием и потому точнее говорить вместо "изучение нумерации"- "изучение чисел".
2) Натуральное число - класс конечных равномощных множеств (теория множеств).
3) Цифра - знак для обозначения чисел на письме.
Число 1 и цифра 1 - разные понятия.
Например, увеличьте число 1 в 3 раза; а теперь увеличьте цифру 1 в 3 раза.
|
|
4) Принцип образования натуральных чисел (n±1): Если к натуральному числу прибавить…, или в форме: "Чтобы получить следующее натуральное число, надо…"
5) Разрядная единица - единица счёта, которая может быть:
а) простой единицей - яблоко, счётная палочка, точка, число 1 и т.п.
б) группой единиц предшествующего разряда.
Постоянное число единиц, образующих единицу следующего разряда, называют основанием системы счисления.
1ед. 10с.=1тыс.
10ед.=1д. 10тыс.=1д. тыс. Продолжите!
10дес.=1с. 10д. тыс.=1с. тыс.
6) Разряд - место, занимаемое цифрой в записи числа.
7) Принцип поразрядного счёта - счёт (большой совокупности предметов) группами, разрядными единицами.
Например, денежные купюры в пачке.
а) состав однозначного числа, двузначного и любого другого;
5 10 12 3 136
/ \ / \ / \ / | \ / \
3 2 7 3 5 7 1 1 1 72 64
б) представление заданного числа в виде суммы разрядных слагаемых связано с выделением его десятичного состава:
12 106 136
/ \ / \ / | \
10 2 100 6 100 30 6
Моделируется с помощью карточек вида: [100], [30], [6].
9) Принцип поместного значения цифр - один и тот же знак (цифра) обозначает одно и то же количество единиц различных разрядов в зависимости от того, на каком месте (позиции) в записи числа стоит этот знак (цифра).
10) Класс - объединение трёх последовательных разрядов, начиная с разряда единиц.
11) Принцип ПОР - принцип поклассового объединения разрядов.
Подпишите каждый из обозначенных на рисунке классов.
12) Сравнение чисел - установление отношений "равно",
"больше", "меньше".
Способы сравнения чисел:
|
|
- на основе сравнения множеств;
- по месту в N0: 3<4, a 4>3;
- по составу числа: 4>3, т.к. 4=3+1;
- по десятичному составу числа
37>32, 37>23, потому что…
- по количеству цифр
**<***, 7**<8**, потому что…
13) Свойства N0 - бесконечность, дискретность, упорядоченность.
Числовой луч, лента чисел, масштабная линейка - это модели множества целых неотрицательных чисел.
Число 10 в сотой степени - гугол (американский математик и педагог Кастнер) - граница исчисляемого мира, т.к. во всей Вселенной нет ничего больше, чем гугол.
Например, объём земного шара не превышает 10 в тридцатой степени миллиметров кубических.
Отношение размеров Вселенной и атомного ядра всего лишь примерно 10 в сороковой степени.
2. Цель и задачи изучения чисел
Цель - усвоение нумерационных понятий, способов чтения и записи чисел, т.е. овладевание языком математики.
Задачи: 1-13, а также:
- знакомство с источниками получения натуральных чисел, а значит с различными функциями натурального числа;
- формирование навыка счета по одному и разрядными единицами.
3. Особенности традиционной системы изучения чисел.
1. Понятие числа формируется на теоретико-множественнойоснове (Неявно: понятие "множество", "взаимно-однозначное отображение", "эквивалентность", "равномощность". Используется только на практическом уровне.)
2. Изучение чисел строится по принципу концентричности.
Какие концентры? Возможны ли другие? Почему концентры связаны именно с числом 10?
Это означает:
- перенос уже имеющихся знаний в новую, более широкую область чисел, а значит углубление и обобщение знаний;
- расширение имеющихся знаний (введение принципиально новых знаний).
Как это отражено в ОС №12 "Изучение нумерации"?
Почему одни лучи пронизывают все концентры, а другие нет?
- систематизация знаний.