Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия
Таблица 7
Классификатор инноваций
Классификационный признак | Классификационные группировки инноваций |
Области применения инноваций | Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д. |
Этапы НТП, результатом которых стали инновации | Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные |
Степень интенсивности инноваций | «Бум», равномерная, слабая, массовая |
Темпы осуществления инноваций | Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные |
Масштабы инноваций | Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие |
Результативность инноваций | Высокая, низкая, стабильная |
Эффективность инноваций | Экономическая, социальная, экологическая, интегральная |
Следует остановиться на некоторых видах инноваций, различающихся по областям применения и этапам НТП:
· технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
|
|
· технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
· организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
· информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
· социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.
Различные виды инноваций находятся в тесной взаимосвязи и предъявляют специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия для управленческих инноваций, поскольку вносят изменения в организацию производства.
По своей научно-технической значимости и новизне выделяют базисные и улучшающие идеи, решения и проекты, а также псевдоинновации. К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. Псевдоинновации направлены на частичные, чаще декоративного характера (форма, цвет), изменения устаревших поколений техники и технологии, которые по своей сути тормозят технический прогресс. За этим разделением стоят два типа инновационных процессов: пионерный и догоняющий.
|
|
Стратегия «пионера» или «первопроходца» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый товар или услугу, получая при этом преимущество «первого хода» в данном бизнесе или данном регионе. Новые рынки появляются в результате открытия новых технологий, появления новых знаний, возникновения новых запросов у покупателей, внедрения новой маркетинговой концепции, появления новых финансовых инструментов и т.п. Современный мировой опыт показывает, что стратегия «пионера» связана с высоким риском, так как инновационные технологии сопряжены с неопределенностью как самой разработки, так и реакции рынка на новое изобретение. В то же время данная стратегия может обеспечить устойчивое конкурентное преимущество благодаря монопольной позиции. Стратегия «последователя» менее опасна, но и доходы соответственно у таких компаний тоже ниже.
Яркий пример тому, события на рынке мотоциклов в начале 1980-х годов. Когда компания Yamaha предприняла попытку атаковать компанию Honda, та в ответ вместо традиционного снижения цен выбрала инновационную стратегию и за восемнадцать месяцев выпустила на рынок 113 новых моделей мотоциклов, не оставив сопернику никаких шансов на успех.
Состояние инновационной деятельности является важнейшим индикатором развития экономики и общества. В реализации инновационного пути развития важная роль принадлежит базовому звену экономики – предприятиям, являющимся непосредственными субъектами инновационной деятельности.
Инновационная деятельность и ее результативность рассматриваются в аспекте конкурентных преимуществ и инновативности современного предприятия.
Инновативность предприятия отражает его способность реагировать на изменения внешней среды путем выпуска новой или усовершенствования производимой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования систем организации и управления.
В настоящее время сформировалось два основных подхода к раскрытию содержания инновационной деятельности предприятия.
Традиционно инновационная деятельность предприятия рассматривается в рамках его научно-технической политики, связанной с разработкой и внедрением нового продукта. В этом случае инновационная деятельность предприятия представляется в видепроцесса по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия).
В качестве основных этапов инновационной деятельности выступают: разработка, внедрение, освоение и коммерциализация инноваций. Реализация обозначенных этапов предусматривает следующие виды деятельности:
· проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов техники, новых конструкций и изделий, подбор необходимого сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
· разработка технологического процесса изготовления новой продукции;
· проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления новой продукции;
· разработка и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
· исследование, разработка или приобретение информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
· подготовка, обучение, переквалификация персонала, необходимого для проведения НИОКР;
|
|
· проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
· организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и др.
В современных условиях важное значение в решении проблем коммерциализации инноваций имеет патентно-лицензионная деятельность предприятий, связанная с оформлением патентов и продажей лицензий на промышленное или коммерческое использование объектов промышленной собственности.
Комплексный подход к инновационной деятельности предприятия ориентирован на использование нововведений, затрагивающих все сферы и области деятельности предприятия. В рамках комплексного подхода инновационная деятельность – это деятельность по проведению изменений во всех сферах хозяйственной деятельности предприятия для адаптации к внешней среде с целью достижения эффективности функционирования и обеспечения развития.
Инновационная деятельность предприятий обладает рядом особенностей:
· высокой степенью неопределенности результата и, соответственно, риска;
· значительным отставанием момента получения результата от времени осуществления затрат;
· особым значением человеческого фактора. Успех инноваций во многом зависит от личностных данных участников процесса, их научно-технической компетенции, творческой активности, мотивации труда;
· необходимостью концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;
· высокими затратами на начальных этапах и стадиях освоения нововведений;
· высокой стоимостью новых видов продукции и услуг, что создает трудности для распространения инноваций.
Для отражения участия предприятия в инновационной деятельности используется понятие инновационной активности. Уровень инновационной активности предприятия определяется количеством видов выполняемой инновационной деятельности, ее качественными характеристиками и результативностью.
|
|
Специфика инновационной деятельности требует особых подходов к ее управлению, которые реализует инновационной менеджмент, представляющий особый процесс управления инновационной деятельностью предприятия и ее результатами, включающий функции планирования, маркетинга, организации, контроля и анализа эффективности инновационной деятельности.
Принципы современного инновационного менеджмента:
· комплексность – создание системы (организационной структуры, инновационного маркетинга, планирования, контроля и анализа), позволяющей максимально эффективно использовать преимущества инноваций;
· перманентность, что предполагает создание постоянно функционирующей инновационной базы, позволяющей максимально результативно использовать ресурсы для внедрения инноваций;
· целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для согласования предприятия с целями конкретных инновационных проектов;
· сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследования и разработки, инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами;
· коллегиальность в принятии важнейших решений и обеспечение участие всех звеньев управления и сотрудников в процессе планирования нововведений и инноваций.
В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:
· наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;
· конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;
· эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;
· организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.
В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, т.е. переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии. Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия можно достигнуть за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных проектов, освоения рентабельных бизнес-проектов.
Для оценки инновационной активности коммерческих организаций используются следующие показатели:
1.Коэффициент финансирования инноваций:
Кин = Зин./ А,
где: Зин. – затраты на разработку и внедрение инноваций, руб.;
А – общая стоимость активов организации, руб.
2. Коэффициент самофинансирования инноваций:
Кин.с = Зсс/А,
где: Зсс – величина собственных средств, направляемых на финансирование иннваций, руб.
3.Коэффициент наукоёмкости продукции:
Кнп = Зниокр/З пр,
где:Зниокр – затраты на проведение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, руб.
Зпр - общие производственные затраты по смете, руб.
К наукоёмкой относится продукция, в себестоимости которой затраты на НИОКР составляют не менее 10%.
4. Коэффициент наукоёмкости нового изделия:
Кни = Ана / Спр,
где: Ана – величина амортизации нематериальных активов в производственной себестоимости нового изделия, руб.;
Спр –производственная себестоимость нового изделия, руб.
5.Коэффициент прироста рентабельности продукции после внедрения инноваций:
Кпр = (Rип – Rпр)/Rпр,
где: Rип – Рентабельность инновационной продукции,%;
Rпр – средняя по предприятию рентабельность продукции,%.