Филиалы и представительства

ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЮЛ

Понятие необособленного подразделения

Необособленное подразделение – в месте расположения основного ЮЛ, т.е. подведомственные той же налоговой.

Понятие обособленного подразделения

В ГК есть 2 примера, но нет понятия «обособленное подразделение».

В НК есть определение:

Обособленное подразделение - территориально обособленное подразделение по месту которого оборудованы стационарные рабочие места (т.е. на срок более 1 месяца) (ст. 11 НК) => «филиал de facto» => не зависит от участия в учредительных документах, не зависит от наличиая положения, от отдельного руководителя и т.д.

В т.ч. командировки больше 1,5 месяца, 1 рабоче место, т.к. есть письма ФНС.

Нет закрытого перченя обособленны позразделений + нет императивной нормы, что только филиалы и представительства => можно содавать и другие: например, отделения ЦБ, отделения РЖД (которые отпочковываются от филиалов).

Признаки:

1. НЕ самостоятельное ЮЛ, а обособленные подразделения;

2. вне места расположения ЮЛ (т.к. место нахождения ЮЛ = место государственной регистрации => «вне места расположения» => место регистрации в ином налоговом органе => выработала практика);

3. внутренняя организационная обособленность:

а) положения о филиале или представительстве – часть учредительного документа ЮЛ, (для создания нужно внести изменение в учредительные документы);

б) сделки заключает руководитель Ф и П от имени ЮЛ, на основании генеральной доверенности.

4. внутренняя имущественная обособленность (не обязательно, на практике!!!): имущесвто на отдельном балансе, НО является частью имущества ЮЛ (т.е. часть бюджета ЮЛ);

5. работники + стационарные рабочие места (ст. 11 НК).

Филиалы и представительства

Представительство – обособленно подразделение для постоянного представления интересов ЮЛ и их защиты вне места расположения ЮЛ (п.1 ст.55)

Филиал ­– обособленное подразделение для выполнения всех или частифункции ЮЛ, в т.ч. и представительства вне места расположения ЮЛ (п.2 ст.55)

Представительство – только представительство (например в суде, реклама, заключение договор (не п/д, т.к. само подписание ещё не п/д)).

Филиал – представительство + часть или все функции.

Т.е. п/д осуществляет только филиал.

Создание обособленного подразделения

1) Уполномоченный орган ЮЛ принимает решение о создании обособленного подразделения (в ООО – ОС п.1 ст. 5 ФЗ «Об ООО»; в АО – СД или ОС подп. 14 п.1 ст. 65 ФЗ «Об АО»).

Госрегистрация обособленных подразделений не нужна (раньше регистрировали как ЮЛ - по Закону РСФСР 1990 «О предприятиях и п/д»).

2) В учредительные документы ЮЛ вносятся сведения об обособленных подразделениях (п.3 ст. 55 ГК – только для филиалов и представительств) => вступают в силу момента подачи уведомления о внесении изменений (п.3 ст. 19 ФЗ «О госрегистрации ЮЛ и ИП»), т.е. встаём на учёт. Нужно положение.

3) Далее можно обособить имущ-во => акт приёмки-передачи. Можно вести отдельный учёт. Для АО установлено правило, что учёт ведётся на балансе АО + на блансе обособленного подразделения (п.5 ст. 4 ФЗ «Об АО»).

4) Приказ + доверенность руководителю.

Статус филиала

1) осуществляет п/д от имению ЮЛ;

2) может иметь свои счет в банках;

3) налоги платит ЮЛ по месту учёта обособленного подразделения (ст. 19 НК);

4) имущ-во обособлено, но внутренне => по сути имущ-во ЮЛ => не надо уведолять кредиторов при ликвидации филиала, т.к. обращать взыскание можно на имущ-во ЮЛ;

5) в суде истцом/ответчиком будет ЮЛ, но иски подавать в суд на ЮЛ можно по месту деятельности филиала/представительства, если иск вытекает из деятельности филиала/представительства (п.2 ст. 29 ГПКп.5 ст. 36 АПК) (по обособленные представительства по НК сюда не подходят).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАРИЕ П/Д.

Задачи 1,2 Тесты

Государственное регулирование и государственное управление

1 точка зрения: синонмы.

2 точка зрения:

Государственное регулирование – более широкое понятие: воздействие за счёт эномических и административных мер.

Государственное управление – более узкое понятие: воздействие за счёт административных мер.

Методы регулировния

ПРЯМЫЕ = АДМИНИСТРАТИВНЫЕ (властное воздействие):

а) государственная регистрация субъектов п/д, регистрация прав;

б) лицензирование;

в) установление квот;

г) контроль и надзор

д) госзаказы;

е) меры административного принуждения и т.д.

КОСВЕННЫЕ = ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (стимулы, поощрения, создаёт условие для воздействия):

а) прогнозирование (ФЗ 1995 «О государственном прогнозировании, программах социально-экономического развития РФ») => предпосылка планирования. Краткосрочная, среднесрочная (3-5 лет) и долгосрочная перспективы;

б) планирование:

- директивное (обязательное + обеспечено ответственностью);

- индиктивное (примерное)

в) разработка федеральных целевых программ;

д) налогообложение (?).

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА (исключительное изобретение юписпруденции):

- договор;

- ответственность;

- конструкция ЮЛ;

- особая экономическая зона;

- СРО.

Губин:

Алексеев:

Пугинский:

ст. 156 Губина.

Государственный контроль и надзор

В теории:

КОНТРОЛЬ НАДЗОР
в отношение подчинённых субъектов в отношении неподчинённых субъектов
меры дисциплинарного воздействия меры административного воздействия

На практике часто не отличают.

Закон о защите ЮЛ и ИП при проведении контроля.

ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Проверки только на основании приказа (распоряжения) органа ИСП власти и только уполномоченным в данном приказе ДЛ.

Срок проверки: не может превышать 20 рабочих дней (в исключительных случаях можно продлить ещё на 20 часов)

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Плановые проверки: не чаще 1 раза в 3 года (кроме сфер здравоохранения, образования и социальной сферы).

Внеплановые проверки (если из любых источников стало известно о фактах, кроме аноимов):

а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Для малого и среднего бизнеса внеплановые проверки только после согласования с прокуратурой (ч.5 ст. 10 ФЗ).

Проверяющие не вправе:

а) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, ИП (за исключением случая проведения внеплановой проверки по основаниям причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);

б) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

в) превышать установленные сроки проведения проверки и др.

Карелина Правовое регулирование несостоятельности, 5 задач.

БАНКРОТСТВО

НПА

1) ГК:

- нормы о банкротстве ИП (ст. 25 ГК) и ЮЛ (ст. 65 ГК);

- нормы, содержащие специальные указания по применению положений о банкротстве (ст. 56, 105 – субсидиарная ответственность, т.е. «снятие корпоративных покровов»);

- сопуствующие вопросы: организационно-правовые формы ЮЛ, ответственность за нарушение обязательств.

2) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 => до этого были законы 1992 (очень плохой, т.к. критерий неоплатности), 1998 (продолжниковская направленность);

3) ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999;

Был специальный ФЗ «Об особенностях банкротства субъектов естественной монополии топливно-энергетического комплекса» => отменён.

4) Постановление Правительства РФ от 03.02.2005 N 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих";

5) Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов РФ как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве";

6) Постановление Правительства РФ от 12.08.2009 N 663 "О некоторых вопросах обеспечения интересов РФ как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве".

Понятие и критерии банкротства

Банкротство (с итал. «сломанная скамья» - типа символ прекращения деятельности лавки торговца, с итал. «сломанный стол» - типа кредитор ломал должнику) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ).

В РФ «несостоятельность» = «банкротство».

На Западе:

I «несостоятельность» - неспособность расплатиться с кредиторами;

«банкротство» - УГ преступление, наносящее ущерб кредиторам. Сначал признаётся «несостоятельным», а потом м.б. признан банкротом.

II «несостоятельность» - болезнь.

«банкротство» - смерть.

«Критерии банкротства»:

1) неплатёжеспособность

2) неоплатность => негативное явление, т.к. бремя доказывания сумм долга лежит на кредиторах (Шершеневич Витрянский)

«Признаки» - конкретное содержание критериев.

Признаки банкротства в РФ (ст. 3 ФЗ):

1. Для ФЛ (основание для обращения в суд - сумма 10 000 рублей) (ст. 6 ФЗ):

а) неплатежеспособность => признак: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены,

+

б) неоплатность =>признак: если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ПРОБЛЕМАТИЧНО ДОКАЗЫВАТЬ!!! нужно смотреть бухотчётность, а для ФЛ нужно описывать и считать имущ-во).

2. Для ЮЛ (основание для обращения в суд - сумма 100 000 рублей) (ст. 6 ФЗ) => неплатёжеспособность => признак: обязательства не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Витрянский: увеличить сроки неплатёжеспособности, т.к. почти каждое ЮЛ удовлетворяет признакам банкротства.

Д.б. признаки: временной и материальный.

Иная классификация признаков (Телюкина):

1) внешние (достаточные для возбуждения процедуры банкротства);

2) сущностные (достаточные для признания лица банкротом)

Модели по целям:

1) защита кредиторов, радикально кредиторская (1 система: Англия);

2) умеренно кредиторская;

3) нейтральная (в РФ);

4) умеренно должниковская;

5) радикально должниковская (Франция, США).

В РФ сейчас крен в пользу обеспечения интересов должника.

Нельзя обанкротить:

1) партии;

2) фонды;

3) религиозные организации;

4) казенные предприятия;

5) гокорпорации (можно если в ФЗ об их создании предусмотрено).

Денежные обязательства и обязательные платежи

Для определения признаков банкротства рассчитываются «денежные обязательства» и «обязательные платежи».

Что учитывается:

1. «Денежные обязательства» (п.2 ст. 4 ФЗ) - договорные и внедоговорные обязательства:

а) размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги,

б) суммы займа с учетом %, подлежащих уплате должником,

в) размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения,

г) размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов,

и т.д.

Не включаются:

I неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции.

II «внутренние обязательства»:

а) обязательства перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,

б) обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по ТД,

в) обязательстав по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности,

г) обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

III «текущие платежи» (ст. 5 ФЗ) - денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.

К текущим также относятся обязательства по договорам, заключённым до заявления, но обязанность уплатить возникла после ВУД по банкроству; к периодическим платежам, за периоды после заявлении и т.д. (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве").

2. «Обязательные платежи» - налоги, взносы в бюджет и внебюджетные фонды.

Не относятся штрафы, пени и иные финансовые санкции.

!!! Все денежные обязательства и обязательные платежи д.б. признаны судом либо уполномченным органом (см.п.3 ст. 6, п.2 ст. 7 ФЗ).

Правила определения состава и размера:

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: cостав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на дату обращения в арбитражны суд (абз. 1 п.1 ст. 4 ФЗ).

Специальные правила:

а) обязательства возникли до заявления в суд + заявлены после принятия заявления + решение о признании банкротом и об открытии конкурсного производства не выненсено => определяются на дату введения каждой процедуры (абз. 2 п.1 ст. 4 ФЗ);

б) обязательства возникли до заявления в суд + заявлены после принятия заявления + решение о признании банкротом и об открытии конкурсного производства уже принято => определяются на дату открытия конкурсного производства (абз. 2 п.1 ст. 4 ФЗ).

Если валюта иностранная => переводятся в рубли по курсу ЦБ.

Кто подсчитывает (п.3 и 4 ст. 4 ФЗ):

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: Кредитор до обращения в суд с заявлением.

Исключение: Арбитражный суд в => случаях, если должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств или обязательных платежей.

Инициация процедуры банкротства

Инициируется подачей в арбитражный суд по месту нахождения должника заявления о признании банкротом (ст. 33 ФЗ).

Кто может обратиться (п.1 ст. 7 ФЗ):

1) должник,

2) конкурсный кредитор (все кредиторы по денежным обязательствам, кроме кредиторов, обязательства перед которыми не отнесены к «денежным обязательствам» для целей бакнротства, т.е. все кроме работников, авторов, учредителей и т.д.),

3) уполномоченные органы.

Когда можно обратится:

а) Должник:

1) вправе (ст. 8 ФЗ): в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок => заявление о предвидении банкротства.

2) обязан (ст. 9 ФЗ) => при следующих обстоятельствах (ИП и руководитель ЮЛ не поздее 1 месяца с даты наступления обстоятельства, а ликвидком в течение 10 дней; за нарушение сроков субсидиарная ответственность обязанных лиц по обязательствам, наступившим после истечение срока на подачу заявления – п.2 ст. 10):

а. удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

б. для всех ЮЛ: органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

в. для унитарных предприятий органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

г. обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

д. должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

иные слуаи в ФЗ «О банкротстве»

б) Все требования конкурнсого кредитора д.б. подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда (абз. 1 п. 3 ст. 6, абз. 1 п.2 ст. 7 ФЗ)

в) Все требования уполномоченных органов решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника (30 дней после вынесения решения) либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда (абз. 2 п. 3 ст. 6, абз. 2 п.2 ст. 7 ФЗ).

!!! Все денежные обязательства и обязательные платежи д.б. признаны судом либо уполномченным органом.

Ответственность в деле о банкротстве

Для предотвращения нарушений ФЗ «О банкротстве» может привлекать отдельных лиц к субсидиарной ответственности или к возмещению убыктов.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: если нарушены праила ФЗ «О банкротстве» => возмещают убытки (п. 1 ст. 10 ФЗ).

- руководителем должника

- учредителем (участником) должника,

- собственником имущества должника - унитарного предприятия,

- членами органов управления должника,

- членами ликвидационной комиссии (ликвидатором),

-гражданином - должником

Специальные правила:

1) ИП и руководитель ЮЛ не поздее 1 месяца с даты наступления обстоятельствах (при которых обязательное уведомление), а ликвидком в течение 10 дней => за нарушение сроков субсидиарная ответственность обязанных лиц по обязательствам, наступившим после истечение срока на подачу заявления (п.2 ст. 10 ФЗ);

2) если должник подал необоснованное заявление о банкротстве => возместить кредиторам по оспариванию необоснованное заявление (п.3 ст. 10 ФЗ)

3) если бухотчётность отсутствует или искажена руководитель должника несёт субсидиарную ответственность (п.5 ст. 10 ФЗ);

4) контролирующие должника лица (ликвидком; лицо которое по доверенности могло совершать сделки от ЮЛ; лицо владеющее 50% акция или уставного капитала; см. в определениях), отвечает если в резульате его действий причинён ущерб имущественным интересам кредиторов (п.4 ст. 10 ФЗ).

Взысканные денежные средства включаются в конкурсную массу.

Субъектный состав банкротства

Субъектный состав состоит из:

а) должника

б) конкурсные кредиторы

в) кредитор

г) арбитражный управляющий

д) арбитражный суд

е) государство (у него двойственный статус: I - с одной стороны государство выступает в качестве кредитора в лице своих уполномоченных органов, которые могут инициировать процедуру Б; II - с другой стороны как публичная организация (так например, существуют органы по контролю и надзору за деятельностью саморегулирующихся организациями)

ж) иные участники.

С 2002 года появились представитель трудового коллектива должника; представители учредителей; представитель собственника.

1. Должник

Отличие от должника по 307 ГК: только по денежным обязательствам, кроме внутренних.

Кто м.б. должником:

1) ЮЛ кроме тех, что не могут быть банкротом, например госкорпорации;

2) ФЛ:

- ИП;

-просто ФЛ;

главы КФХ.

Вправе подать заявление о банкротстве (ст. 8), а иногда обязан (ст. 9).

2. Кредитор

Кредитор по ГК VS конкурсный кредитор:

кредитор по ГК конкурсный кредитор
денежные обязательства и иные обязательства об уплате обязательных платежей + о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору; денежные обязательства и обязательства об уплате обязательных платежей
не ЛУД является ЛУД в деле о банкротстве (ст. 34 ФЗ)
не участвуют в Собрании кредиторов участники Собрания кредиторов с правом голоса (ст. 12 ФЗ)
могут только, если соотвтетсвует понятию конкурсный кредитор могут обращаться в суд с заявлением о банкротстве

Можно подать заявление о банкротстве, основанное на объединённой задолженности (п.5 ст. 39 ФЗ)

Собрание кредиторов (СК) (ст. 12 ФЗ) – специальный орган, представляющий интересы кредиторов во взаимоотношениях с должником.

Организует и проводит арбитражный управляющий (п.1 ст. 12 ФЗ).

Есть ещё комитет кредиторов (ст. 17 ФЗ) – специальный орган (от 3 до 11 челове). В СК более 50 кредиторов обязателен.

Участники с правом голоса в СК (п.1 ст. 12 ФЗ):

1) конкурсные кредиторы ребования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов;

2) уполномоченные органы ребования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

Участники без права голоса (т.е. вправе выступать по вопросам повестки дня) (п.1 ст. 12 ФЗ):

1) представитель работников должника,

2) представитель учредителей (участников) должника,

3) представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия,

4) представитель саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий

5) представитель органа по контролю (надзору).

+

6) конкурсные кредиторы, которые не успели попасть в реестр требований, но требования которых обеспечены залогом.

Конкурсные кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника, имеют право голоса на Собраниях кредиторов ещё до процедур банкротства:

1) в ходе наблюдения;

2) в ходе финансового оздоровления и внешнего управления в случае отказа от реализации предмета залога или вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства о реализации предмета залога в ходе соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Исключительная компетенция Собрания кредиторов (п.2 ст. 12 ФЗ).

- вводят процедуры;

- образуют комитет кредиторов;

- избирают представителя собрания кредиторов

- выбирают реестродержателя

и т.д

Кворум: 50% от включённых в реестр кредиторов (п.4 ст. 12 ФЗ).

Для повтороного 30 % от включённых в реест кредиторов.

Инициатива созыва СК (ч.1 ст. 14 ФЗ):

а) арбитражного управляющего;

б) комитета кредиторов;

в) конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов сумма требований которых не менее 10% от требований в реестре (по деньгам).

г) 1/3 от общего количества конкурсных кредиторов и уполномоченных органов (по кол-ву кредиторов, т.е. м.б. 3 кредитора, у 1 – 98%; 2 – 1%; 3 – 1% => 2+3 могут требовать созыва, несмотря на то, что у них всего 2% от реестра).

Срок проведения: 3 недели с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов (п.3 ст. 14 ФЗ).

Если арбитражный управляющий не провёл в срок => проводит лицо/орган требующий созыва (п.5 ст. 12 ФЗ).

У каждого собрания ведётся проткол, который направляется в арбитражный суд через 5 дней после собрания.

За 14 дней до проведения лица, которые имеют право участвовать в проведении д.б. извещены уведомлением о проведении СК (п.1 ст. 12).

3. Арбитражный управляющий

ст. 20 ФЗ

Арбитражный управляющий – гражданин РФ, являющийся членом одной из СРО арбитражных управляющих (п.1 ст. 20 ФЗ).

Его деятельность не является п/д => частная практика. Может занимать п/д и иной деятельностью, если не мешает его основной деятельности (абз.3 п.1 ст. 20 ФЗ)

Требования к арбитражому управляющему для членства в СРО (п.2 и 3 ст. 20 ФЗ):

а) наличие высшего профессионального образования;

б) наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем 1 год + стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем 6 месяцев; либо стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем 2 года;

в) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

г) отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

д) отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

е) договор обязательного страхования ответственности

+

СРО может установить иные требования.

Требования к арбитражому управляющему для участия в конкретном делем (ст. 20.2 ФЗ):

Должны соответствотать общим требованиям + не должны иметь заинтересованность.

Конкурсный кредитор, или уполномоченный орган или СК могут выдвигать дополнительные требования (только 3 вида):

а) наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

б) наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

в) проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве (опыт).

Порядок назначения (ст. 45 ФЗ):

В СРО поступает:

1) опредление суда о принятии заявления о банкротстве/протокол собрания СК с кандидатурой (п.1) => проверяется возможность доступа к гостайне + соотвтествие требованиям => в течение 9 дней СРО направляет в суд/должнику/СК информацию о соответствии требованиям и возможности доступа к гостайне (п.4) => суд рассматривает и утврждает кандидатуру (п.5);

2) определение суда заявления о банкротстве без кандидатуры (п.1) => проверяется возможность доступа к гостайне + соответствие требованиям => в течение 9 дней СРО направляет в суд/должнику/СК кандидатуру арбитражного управляющего (п.4) => суд рассматривает и утврждает кандидатуру (п.5).

Процедуры банкротства

Процедуры банкротства – меры воздействия на должника.

Виды мер воздействия:

1. восстановительные мероприятия: санация.

2. процедуры банкротства:

а) реорганизационные:

- наблюдение;

- финансовое оздоровление (новшество закона 2002);

- внешнее управление;

б) ликвидационные: конкурсное производство.

3. мировое соглашение.

1. Восстановительные мероприятия

Меры по предупреждию банкротства ЮЛ меры, направленные на восстановление платежёспособности должника.

Период: с момента появления признаков – до подачи заявление в суд.

Цель: восстановить платёжеспособность.

Руководитель ЮЛ должен уведомить собственника, учредителей ЮЛ => они должны принять меры по предупреждению банкротства.

Перечень мер:

ФЗ «О банкротстве» предусматривает 1 восстановительную меру => c анацию (досудебная*) - финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника (санация) (п.1 ст. 31 ФЗ).

* - отличать от судебной санациивнешнего управления и финансового оздоровления => иная суть – в них управление передаётся внешенму управляющему.

Учредители, собственник-унитарного предприятия и иные лица могут оказать финансовую помощь в рамках санации.

В ФЗ очень поверхностное регулирование восстановительных мер: нет сроков, нет гарантий того, что при удачной санации дело не будет возбуждено.

(?) является ли санации процедурой банкротства: Витрянский – НЕТ, просто финансовая помощь; Свит – ДА, один из видов восстановительных процедур банкротства, наряду с внешним управлением.

Проблема: практически нет превентивных процедура => у нас банкротство используется как средство ликвидации ЮЛ, а не как крайняя мера.

2.1. Наблюдение

Впервые введена в ФЗ «О банкротстве» 1998.

Цель: установить, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве.

Когда вводится: по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом (ч.1 ст. 62 ФЗ).

Процедура введения: вводит АС после рассмотрения заявления.

Срок: не более 7 месяцев (ст. 51 ФЗ, п.3 ст. 62 ФЗ).

Не применяется к:

1) должникам, в отношении которых принято решение о ликвидации (ст. 225);

2) к отсутствующему должнику (ст. 228)

Последствия наблюдения (ст. 63 ФЗ):

1) особый порядок предъявления требований к должнику (кроме текущих платежей) (см. ст. 71 ФЗ)

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств;

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства (за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда);

4) не допускаются удовлетворение требований учредителя о выделе доли в связи с выходом, выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

5) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов (см. п.4 ст. 134 ФЗ);

6) не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

7) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Ограниечение дееспособности должника:

1) частичное – сделки с согласия временного управляющего (п.2 ст. 64):

а) сделок, связанных с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или с распоряжением таким имуществом иным образом;

б) с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

в) сделок, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника

2) полное – вообще нельзя принимать решение (п.3 ст. 64):

-о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника;

-о создании ЮЛ или об участии должника в иных ЮЛ;

-о создании филиалов и представительств;

-о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками);

-о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций;

-о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее размещенных акций;

-об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц;

-о заключении договоров простого товарищества.

Временный управляющий

Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения.

Назначаеся: АС назначает в общем порядка (см. ст. 45 ФЗ).

Действует наряду с руководителем должника.

Но временный управляющий может ходатайствовать об отстранении руководителя должник, если тот нарушает ФЗ (ст. 69 ФЗ).

Цели деятельности:

1. изучение финансового состояния должника для определения целесообразности реорганизационных и ликвидационных процедур:

- анализ финансового состояния должника (ст. 70 ФЗ);

- устанавливает размер требований кредиторов (ст. 71 ФЗ).

2. контроль за руководителелем должника.

Созыв первого СК:

Временный управляющий определяет дату первого созыва СК (ст. 72 ФЗ). Должен уведомить всех лиц, кто имеет право участвовать не позднее 14 дней до даты созыва (ст. 13 ФЗ).

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.

Окончание наблюдения (ст. 75 ФЗ):

Версии окончания наблюдения на первом СК:

1) СК принимает решение о введении новой процедуры => АС на основании решения вынос опредление о введении финансового оздоровления / внешнего управления / конкурсного производства либо утверждает мировое соглашение (п.1 ст. 75).

2) СК не прнимает решения =>

а) АС откладывает рассмотрения дела и обязывает СК принять решения к определённому сроку (абз. 1 п.2 ст. 75)

б) АС не может откладывать рассмотрении дела => вводит сам 1 из 3 процедур при наличии соответствющих основания ждя этих процедур (абз. 2 п.2 ст. 75).

3) СК принял решение, но АС с ним не согласен => СК принял решение о внешнем управлении/конкурсном производстве, а суд примает определение о введении финансового оздоровления, если предоставлена банковская гарантия (в размере не менее 20% от реестра кредиторов) (п.3 ст. 75 ФЗ)

С введением новой процедура наблюдение прекращается.

2.2. Финасовое оздоровление

НОВАЯ процедура введена 2002 году.

Цель: проведение восстановительных процедур под контролем кредиторов и суда => судебная санация.

(!!!) Обязательное д.б. предоставлен график погашения задолженности

(!!!) График погашения может быть обеспечен мерой обеспечения обязательств (!!!)если 3ьи лица ходатайствуют о финансовом оздоровлении, то обязательно должно быть обеспечение.

Когда вводится: после принятия заявления о признании банкротом, обычно после окончания наблюдения.

Назначается: административный управляющий (п.1 ст. 82 ФЗ).

Действует наряду с руководителем должника.

Но на основании ходатайства СК, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц можно отстраненить руководителя должник, если тот нарушает ФЗ (ст. 69, п.2 ст. 82 ФЗ).

Процедура введения (ст. 80 ФЗ):

а) Вводит арбитражный суд на основании решения СК:

- д.б. ходатайство от учредителей/ собственника-имущества унитарного предприятия/уполномоченного органа/ 3его лица

- если ходатайствует 3ье лицо, то обязательное условие - предоставления обеспечения обязательства (залог, ипотека, банковская гарантия, поручительство и т.д., кроме задатка, удержания и неустойки п.1 ст. 79 ФЗ)

б) Вводит арбитражный суд без решения СК:

а) на первом СК не принято решение о введении процедур + нет возможности отложить рассмотрение дела (п.2 ст. 75 ФЗ) => АС сам принимает решение о введении финансовго оздоровления, если будет предоставлено обеспечение.

б) на первый СК принял решение о внешнем управлении / конкурсном производстве => АС может ввести финансовое оздоровление, если учредители/собственник/уполномоченный орган/3-е лицо предоставит банковскую гарантию размером не менее 20% от реестра кредиторов + график погашения задолженности в течение 1 года (п.3 ст. 75 ФЗ).

В определении суда о введении оздоровления должен содержатся срок оздоровления + график погашения задолженности.

Срок: не более 2 лет (п.6 ст. 80, п.2 ст. 92 ФЗ)

Последствия (ст. 81):

1) особый порядок предъявления требований к должнику (кроме текущих платежей) (см. ст. 71 ФЗ)

2) ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

4) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства (за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда);

5) не допускаются удовлетворение требований учредителя о выделе доли в связи с выходом, выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов (см. п.4 ст. 134 ФЗ);

7) не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;

8) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

9) неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются, за исключением текущих платежей.

Ограничения дееспособности должника:

1) частичное – сделки с согласия СК (п.3 ст. 82 ФЗ):

а) с приобритеним, распоряжением имущ-ва должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

б) сделок, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника

в) новое по сравнению с наблюдением: если долг по обязательствам, возникшим после введения финансового оздоровления, составит более 20% от реестра кредиторов => все сделки, влекущие новые обязательства, с согласия СК (абз. 5 п.3 ст. 82 ФЗ).

2) частиное – сделки с согласия СК или с согласия лица, предоставившего обеспечение (абз. 4 п.3 ст. 82) => решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

3) частичное – сделки с согласия административного управляющего (п.3 ст. 82 ФЗ):

а) влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 % суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

б) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, (кроме реализации продукции, работ, услуг)

в) влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

г) влекут за собой получение займов (кредитов).

Административный управляющий

Временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения.

Назначаеся: АС назначает в общем порядка (см. ст. 45, п.1 ст. 81 ФЗ).

Действует наряду с руководителем должника.

Но на основании ходатайства СК, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц можно отстраненить руководителя должник, если тот нарушает ФЗ (ст. 69, п.2 ст. 82 ФЗ).

Цели деятельности: контроль за руководством должника.

План оздоровления и график погашения

Для введения финансового оздоровления нужно 2 документа:

1) План финансового оздоровления => готовится учредителями либо собственником-унитарного предприятия => утвреждается СК (п.1 ст. 84) !!! нужен, когда не предоставлено обеспечение.

2) График погашения задолженности => очень жёсткие требования (ст. 84 ФЗ):

1. начало погашения не позднее чем через 1 месяц, после введения оздоровления;

2. требования кредиторов д.б. удовлетворены не позднее чем за 1 месяц до окончания оздоровления;

3. кредиторы 1ой и 2ой очереди д.б. удовлетворены не позднее чем через 6 месяцев;

4. погашение должно осуществлятся ежемесячно, равными долями.

5. соблюдение очерёдности в ст. 134 ГК.

Окончание финансового оздоровления

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ (требования кредиторов удовлетворены):

Не позднее 1 месяца должник предоставляет => административному управляющему (п.1 и 2 ст. 88 ФЗ):

1) отчёт

2) баланс должника на последнюю отчетную дату;

3) отчет о прибылях и об убытках должника;

4) документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Административный управляющий рассматривает => выносит заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления (при наличии такого плана) => направляется кредиторам и в АС не позднее 10 дней с даты предоставление отчёта (п.3 ст. 88 ФЗ)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ:

Причины:

1) если отчёт не предоствлен

2) если требования должников не удовлетворены

Тогда административный управляющий созывает СК => принимает решение:

1. ходатайствовать перед АС о внешнем управлении;

2. ходатайствовать перед АС о конкурсном производстве.

АС назанчает заседание, рассматривает дело и вводит 1 и 2 процедур либо прекращает производство (если жалобы кредиторов необоснованны и отсутствует задолженность).

2.3. Внешнее управление


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: