Определение. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд

Пример

Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устанавливается доска дежурств, которая должна быть понятна детям, чтобы каждый знал о своих обязанностях.

Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работы. Особенно он ценит проявление творчества, стремление ребенка доставить своим трудом радость другим детям.

Пример

Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

В дошкольной практике уже стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям. Эта форма организации труда вводится во второй младшей группе в конце второго полугодия. Начиная с 3 лет дети уже способны выполнить несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол, полить цветы и т.д). Вначале воспитатель «дежурит» с двумя детьми и каждому дает лишь одно поручение, которые постепенно усложняются. (Саше предлагает расставить хлебницы на одних двух столах, а Кате на других. Затем задание усложняется - один ребенок должен на всех столах расставит хлебницы, а другой — разложить ложки. И наконец, один ребенок расставляет на столах все, что нужно: хлебницы, салфетки, чашки, раскладывает приборы). И лишь научившись всему этому, дети осваивают умения согласовывать свои действия, договариваться, распределять обязанности самостоятельно.

Дежурство по подготовке к занятиям требует сосредоточенности. Поскольку содержание этого дежурства не так постоянно, как дежурство по столовой, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах. Когда работа завершена, воспитатель предлагает дежурным проверить, все ли на месте.

Дежурство в уголке природы должно быть организовано так, чтобы в течение всего дня дети чувствовали ответственность за живые объекты. Лучше, чтобы воспитатель помогал детям распределять обязанности на весь день (рыбок можно покормить с утра, а растения можно полить позже). Кроме того дежурный должен понимать, что нужно «поговорить» и с попугаем, и с рыбками, и с растениями. Так у дошкольников будут формироваться потребность заботиться о природе, чувство ответственности за ее сохранность.

Продолжительность дежурств бывает разной в зависимости от вида труда, возраста детей; воспитательной цели. Это может быть разовое дежурство (на одно занятие), дневное, т.е. в течение дня дежурство по столовой или в уголке природы, 2-3 дневное (в редких случаях.) В конце дежурства полезно обсуждать с детьми качество выполненной работы. Обсуждение можно проводить как только с дежурными, так и в присутствии всех детей. Такие обсуждения полезны при введении нового вида дежурств, а также в случаях особенно интересного выполнения детьми своих


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: