Применяется как для снижения трения, так и для повышения теплоотвода.
Пластичные (густые) смазки более легки в обслуживании, меньше расходуются, удобны в применении в труднодоступных местах, куда закладываются при сборке, заполняют и герметизируют зазоры [20]. Их недостаток в том, что в конструкции требуется предусматривать специальные полости. Эту полость первоначально заполняют на 2/3 объёма при n £ 1500 об/мин или на 1/2 объёма при n > 1500 об/мин. В дальнейшем обычно через каждые три месяца через специальные устройства (пресс-маслёнки) добавляют свежую смазку, а через год её меняют с предварительной разборкой и промывкой узла. При консистентной смазке необходимо применение щелевых, лабиринтных и центробежных уплотнений.
Жидкие смазки [14, 24, 25, 29, 38] применяются при более высоких температурах, когда густые плавятся и вытекают. Обеспечивают минимальные потери на трение. Обычный способ в случае нижнего расположения червяка – организация масляных ванн (например, картер двигателя и т.п.), в которых масло налито до уровня нижнего тела качения. В зубчатых передачах колёса погружают не более чем на высоту зуба, во избежание больших потерь на перемешивание масла. Уровень масла контролируется щупом-маслоуказателем, как, например, в двигателях легковых автомобилей.
|
|
Разбрызгивание масла внутри корпуса механизмов происходит с помощью специальных лопастей-крыльчаток либо зубчатых колёс и применяется для создания масляного тумана, который способствует выравниванию температуры и теплоотводу от механизма. Однако проектировщику не следует надеяться на то, что разбрызгиванием будут достаточно смазаны подшипники, находящиеся выше уровня масляной ванны.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
s Что является обязательным элементом в конструкции подшипников скольжения?
s Какие поломки наблюдаются у подшипников скольжения?
s Для чего в подшипниках качения применяется смазка?
s Какие режимы трения возможны в подшипниках скольжения со смазкой?
s Что считается критерием работоспособности подшипников качения?
s В чём заключается принцип конструкции подшипников качения?
s Какие тела качения применяются в подшипниках?
s Для чего в подшипниках качения устанавливают сепаратор?
s Каковы достоинства и недостатки подшипников качения?
s По каким признакам классифицируются подшипники качения?
s Какие типы подшипников назначаются в зависимости от действующих в опорах нагрузок?
s Каковы причины поломок и критерии расчёта подшипников качения?
s Что такое долговечность подшипника?
s Что такое грузоподъёмность подшипника?
s Что такое эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник и как она определяется?
|
|
s Как фиксируются внутреннее и наружное кольца подшипника качения?
s Как и зачем регулируется жёсткость подшипника качения?
s С какой целью применяются уплотнения в подшипниковых узлах?
s Какие типы уплотнений применяют для подшипниковых узлов?
s Какие посадки на вал и в корпус назначаются для подшипников качения?
s Как выполняется монтаж и демонтаж подшипников качения?
s Какие виды смазок применяются для подшипников качения?