Лебедки, тали и домкраты

БЛОКИ И ПОЛИСПАСТЫ

Блоки применяются при выполнении такелажных работ для изменения на­правления тяговых канатов (отводные блоки) или для уменьшения силы, необ­ходимой для подъема груза (грузовые или полиспастовые).

Блоки разделяют на блоки для пеньковых, стальных канатов и цепей.

Выбор отводного блока проводят по формуле

Q=PK/9.8

где Q - грузоподъемность отводного блока, кг; Р- усилие, действующее на канат, Н; К- коэффициент, зависящий от угла между направлениями каната.

Полиспастные блоки применяют однороликовые и многороликовые в зави­симости от схемы и расчетного тягового усилия полиспаста.

Полиспастами называют грузоподъемные устройства, состоящие из двух блоков, соединенных между собой канатом, последовательно огибающим все ролики блока. Полиспаст служит для подъема или горизонтального переме­щения грузов, когда необходимое для подъема или перемещения тяговое уси­лие превышает грузоподъемность тягового механизма.

При оснастке полиспаста соблюдают следующие правила:

- если число ниток полиспастов, т.е. сумма чисел роликов неподвижно­го и подвижного блоков, четное, то конец каната необходимо прикре­плять к неподвижному блоку;

- при нечетном числе ниток полиспаста конец канат прикрепляют к

подвижному блоку.

Усилия в сбегающем конце канат полиспаста определяется по формуле:

S=9.8Q/ηn

где S - усилие, Н; Q - масса поднимаемого груза, кг; η - КПД полиспаста; п - количество ниток полиспаста.

Тяговое усилие S не должно превышать грузоподъемность тягового меха­низма. Выбор схемы полиспаста проводится в зависимости от массы подни­маемого груза и грузоподъемности тягового механизма (трактора, лебедки).

Длина каната, необходимого для оснастки полиспаста, определяется по формуле

L=п(l+Зd)+а+10

где L, - длина канат, м; п - количество ниток полиспаста; l - максимальная дли­на полиспаста или высота подъема груза, м;d- диаметр ролика, м; а - расстоя­ние от точки подвеса неподвижного блока до тягового механизма, м; 10 - рас­четный запас длины каната, м.

Лебедки применяют для перемещения электрических машин, их частей и других грузов в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскостях. Лебед­ки выпускают с ручным, механическим или электрическим приводом, выпус­каются также унифицированные лебедки. Длина стального каната, применяе­мого на лебедках, составляет до 200-300 м; его диаметр выбирают по нагрузке, допустимой для данной лебедки. Лебедки устанавливают таким образом, чтобы ведущий конец каната подходил к барабану снизу.

Ручные лебедки рекомендуются к применению при выполнении небольших объемов работ, при отсутствии источника электроэнергии и при отсутствии на площадке механизированных подъемных устройств (автопогрузчики, краны, электролебедки).

Ручная лебедка приводится в движение вращением рукояток с обеих сторон барабана (с шестеренчатым приводом) или качанием рычага (с рычажным при­водом) непосредственным усилием рук. Лебедки с ручным приводом имеют грузоподъемность от 0,5 до 5 т, лебедки с ручным рычажным приводом - 0,75, 1,5, 3 т.

Лебедки с электрическим приводом имеют грузоподъемность от 0,125 до 12,5 т.

Унифицированная лебедка имеет как электропривод, так и ручной привод, Из них распространены лебедки грузоподъемностью 1,5, 3, 5 т.

Таль - подъемник подвесного типа с ручным или электрическим приводом. Состоит из цепного полиспаста с ручным приводом от бесконечной гоночной цепи. Наибольшее применение получили червячные и шестеренчатые (с зубча­той передачей) тали грузоподъемностью от 1 до 3 т. Тяговым органом в чер­вячных и шестеренчатых талях служат сварные калиброванные цепи. Все тали снабжены надежным автоматическим тормозом. Тали различных конструкций изготавливают для подъема груза на высоту до 3 м, а по специальному заказу -на высоту до 12м. Грузоподъемность червячных талей составляет от 1 до 12,5 т, а шестеренчатых - от 0,25 до 8 т.

Таль электрическая (тельфер) предназначена для вертикального подъема ч опускания, а также для горизонтального перемещения грузов вдоль однорель­сового пути. Она снабжена механизмом подъема груза и перемещения тележки с помощью электрического привода. Тельферы изготавливают грузоподъемно­стью до 10 т. Наибольшее применении электротали находят в помещениях ук-рупнительной сборки деталей оборудования в блоки и узлы, а также для реви-

зии частей выключателей и другого оборудования в передвижных инвентарных помещениях и устройствах.

Домкраты - грузоподъемные механизмы, предназначенные для выполнения вспомогательных подъемов и перемещений тяжелого оборудования, в том чис­ле электрических машин, на набольшие расстояния, обычно от 10 до 400 мм.

Домкраты по конструкции разделяются на реечные, винтовые и гидравли­чески;.

Реечные домкраты действуют по принципу перемещения цилиндрической промежуточной шестерни по вертикальной рейке с зубьями. Для подъема груза вращают рукоятку по часовой стрелке. Наибольшее применение получили дом­краты грузоподъемностью 3, 5 и 10 т, максимальная высота подъема- 320 мм.

Винтовые домкраты действуют по принципу перемещения вращающегося грузового винта относительно неподвижной гайки, прикрепленной к корпусу домкрата. Главными достоинствами этих домкратов являются надежность и безопасность (за счет самоторможения) в работе, обеспечение плавного подъе­ма и опускания груза. Грузоподъемность - до 20 т, высота подъема - 380 мм.

Гидравлические домкраты действуют на общем принципе гидравлической системы и состоят из трех основных частей: корпуса, резервуара и насоса. В основном применяются при такелаже и монтаже силовых трансформаторов, синхронных компенсаторов и другого тяжеловесного оборудования, когда эти работы не могут быть выполнены краном. Грузоподъемность - до 200т, высота подъема - 155 мм. По специальному заказу могут быть изготовлены домкраты грузоподъемностью более 200т, например до 750 т.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: