Государственная политика Республики Беларусь в области качества
Государственную политику в области качества декларирует Государственная программа «Качество», одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.98 №1380.
В условиях развития рыночных отношений и обостряющейся конкуренции товаропроизводителей на мировых рынках расширение производства высококачественной промышленной продукции и оказываемых услуг окажет существенное влияние на стабильность экономики республики.
Качество должно стать национальной идеей, консолидирующей усилия государства и производителей в решении проблем повышения авторитета Республики Беларусь в мировом сообществе, повышения качества жизни населения республики.
Управление качеством в республике является составной частью единого комплекса государственного управления экономикой.
Необходимость и значимость государственного управления в области качества обусловлены усиливающейся зависимостью доходов республиканского бюджета от качества производимой в республике продукции.
|
|
Основной целью государственной политики в области качества выпускаемой продукции и выполняемых в республике услуг является создание условий для разработки и производства качественной и конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции и услуг, соответствующих требованиям международных стандартов и стандартов развитых стран мира и удовлетворяющих требования потребителей, содействие повышению экспортного потенциала отечественных товаропроизводителей путем устранения технических барьеров в торговле с зарубежными странами и решение на этой основе проблемы интеграции Республики Беларусь в мировую экономику, а также задач социально-экономического развития страны.
Государственное управление в области качества должно обеспечивать:
- улучшение технико-экономических показателей работы промышленного комплекса республики за счет расширения экспорта продукции и услуг;
- разработку и постановку на производство новых видов конкурентоспособной продукции и оказываемых услуг, развитие экспорта и расширение объемов производства;
- стимулирование деятельности отечественных товаропроизводителей по выпуску конкурентоспособной продукции;
- обеспечение потребности населения продукцией отечественного производства, снижение объема импортных поставок продукции, аналогичной производимой предприятиями республики;
- резкое улучшение потребительских свойств всех видов продукции, повышение качества выполняемых в республике услуг;
- внедрение современных методов управления качеством продукции и услуг;
|
|
создание новых рабочих мест;
- защиту населения и рынка республики от некачественной и небезопасной продукции, защиту окружающей Среды.
Концепция развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015г., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 14.05.98г. № 246, предусматривает следующее:
Одной из главных проблем повышения конкурентоспособности промышленной продукции является обеспечение ее соответствия международным стандартам. Государственная политика в области стандартизации и сертификации направлена на повышение эффективности реформирования промышленного комплекса Республики Беларусь и обеспечение устойчивого его функционирования. С этой целью предусматривается:
• Поэтапный переход на общепризнанную мировую практику государственного регулирования вопросов качества, безопасности продукции, работ и услуг для жизни и здоровья людей, охраны окружающей природной среды в соответствии с принципами ВТО;
• Дальнейшая гармонизация требований государственных стандартов с международными и европейскими нормами и требованиями;
• Оптимизация национального фонда стандартов и применение современых информационных технологий с целью обеспечения доступа пользователей к базам данных национального фонда стандартов, в том числе сети INТЕRNЕТ;
• Совершенствование системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и завершение перехода на принятые в международной практике системы классификации и кодирования информации;
• Развитие национальной эталонной базы и создание системы стандартных образцов состава и свойств веществ, материалов и продукции;
• Обновление технической базы испытательных центров и лабораторий;
• Совершенствование Национальной системы сертификации и систем управления качеством на базе международных стандартов.
Основные законодательные акты и другие нормативные документы по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации
1. Закон РБ "О защите прав потребителей" от 19.11.93г.
2. Закон РБ "О стандартизации" от 05.09.95г.
3. Закон РБ "О сертификации продукции, работ и услуг" от 05.09.95г.
4. Закон РБ "Об обеспечении единства измерений" от 05.09.95г.
5. Указ Президента Республики Беларусь от 14.05.98г. № 246 "Об утверждении концепции и программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы"
6. Указ Президента Республики Беларусь от 20.05.98г. № 268 "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)"
7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.93г. № 635 "О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и услуг".
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.93г. № 517 "О государственной системе гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов, продуктов".
9. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.98г. № 1371 "О государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроля за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь"
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.98г. № 1380 "О государственной программе качества"
11. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.98г. № 1705 "Об учреждении премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества".
Основными функциями управления качеством на государственном уровне являются: стандартизация, обеспечение единства измерений, аттестация испытательных лабораторий, сертификация продукции и систем качества, маркетинг.
|
|
Используются следующие методы управления:
· Организационные:
Государственная система стандартизации;
Система аккредитации проверочных и испытательных лабораторий;
Национальная система сертификации;
Государственная система гигиенической регламентации и сертификации.
· Экономические:
Ценообразование, налоги, штрафные санкции, льготы, дотации.
Улучшение планирования, управления и контроля - 86%;
Улучшенный сервис - 73%;
• Постоянность во всех видах деятельности и процессах - 73%;
• Повышенная эффективность и производительность - 69%;
• Более эффективная подготовка, оформление и предложение контрактов - 69%;
• Объективные экстерные оценки - 67%;
• Улучшение маркетинга на предприятии - 63%;
• Сокращение расточительности - 53%;
• Повышение мотивации сотрудников - 50%;
• Уменьшение затрат - 40%;
• Повышение экспорта - 31%.
ТЕМА 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ ИСО СЕРИИ 9000:2000, ИСО 14000.
5.1. Структура международных стандартов ИСО серии 9000:2000 по системам менеджмента качества
В структуру стандартов ИСО серии 9000:2000 входят:
· ИСО 9000:2000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь".
ИСО 9000:2000 заменяет ИСО 8402:94 и ИСО 9000-1:94 и описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.
Основные положения включают:
- обоснование необходимости систем менеджмента качества, предназначенныхдляприменения организациями, заинтересованными в повышении удовлетворенности потребителей. При этом организации должны удовлетворять требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей;
- процессный подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества;
- оценку процессов системы менеджмента качества;
- взаимосвязь между системой менеджмента качества, другими системами управления и моделями совершенствования.
· ИСО 9001:2000 "Системы менеджмента качества. Требования"
|
|
ИСО 9001:2000 заменяет ИСО 9001:94 - ИСО 9003:94 и определяет требования к системам менеджмента качества в тех случаях, когда организация демонстрирует свою способность поставлять продукцию или оказывать услугу, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям.
Стандарт ИСО 9001:2000 имеет следующие особенности:
- новую философию подхода к менеджменту качества;
- содержит меньше обязательных требований к документированию:
- является более гибким в применении (заменяет ИСО 9001,ИСО 9002,ИСО 9003);
- существующие требования изменились незначительно;
- добавлено несколько новых требований, из которых некоторые окажут заметное влияние на систему менеджмента качества организации.
Стандарт направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
В стандарте вместо понятия "система обеспечения качества" используется "система менеджмента качества".
Стандарт направлен также на достижение постоянного улучшения и рекомендует применять принцип "процессный подход" при создании, внедрении и совершенствовании системы менеджмента качества.
Стандарт имеет новую структуру:
- в нем отсутствует деление на 20 элементов, но их требования содержатся в стандарте.
Новая структура основывается на процессном подходе и включает четыре блока процессов:
Ответственность руководства (раздел 5);
Менеджмент ресурсов (раздел 6);
Процессы жизненного цикла продукции (раздел 7);
Измерение, анализ и улучшение (раздел 8).
При описании терминов и определений в стандарте ИСО 9001 применено новое определение цепипоставки.
Поставщик (ранее | Организация (ранее | Потребитель | |||
•подрядчик) | поставщик) | ||||
· ИСО9004:2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности"
ИСО 9004:2000 заменяет ИСО 9004-1:94 и содержит рекомендации по улучшению деятельности организаций, удовлетворенности потребителей, а также всех других заинтересованных сторон по результативности и эффективности систем менеджмента качества.
Стандарты ИСО 9004:2000 и ИСО 9001:2000 разработаны как пара стандартов, дополняющих друг друга, но они могут использоваться и независимо. Для удобства использования они имеют аналогичную структуру, чтобы представлять собой согласованную пару.
Стандарт ИСО 9004 предназначен для организаций, которые желают выйти за рамки требований ИСО 9001 и повысить эффективность системы менеджмента качества, обеспечить увеличение дохода, доли на рынке, прибыли, уменьшения затрат.
В ИСО 9004 большое внимание уделено достижению целей организации наиболее эффективным способом, установлены положения по достижению удовлетворенности персонала, имеется основа для проведения самооценки и содержится методология процесса улучшения деятельности.
· ИСО 19011: "Руководящие указания по проверке систем менеджмента качества и охраны окружающей среды".
ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту систем менеджмента качества и окружающей среды.
До официального утверждения МС ИСО 19011 действует МС ИСО 19011 МС ИСО 10011, содержащий рекомендации по аудиту систем качества.
ИСО 9001 применяют в следующих случаях:
При заключении контрактов между организацией и покупателем с целью обеспечение качества;
Регистрация / одобрение потребителями с целью улучшения качества;
Улучшение качества.