Угрозы экономической безопасности предпринимательской деятельности могут быть весьма разнообразными

1. По источнику возникновения все угрозы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним могут относиться такие, например, как хищение материальных средств и ценностей лицами, не работающими в данной фирме, промышленный шпионаж, незаконные действия конкурентов, вымогательство со стороны криминальных структур. Внутренние – разглашение собственными сотрудниками конфиденциальной информации, низкая квалификация специалистов, разрабатывающих деловые документы (договоры), неэффективная работа службы экономической безопасности и лиц отвечающих за проверку контрагентов.

2. По степени тяжести последствий : угрозы с высокой, значительной, средней и низкой тяжестью последствий.

Высокая тяжесть означает, что эти угрозы могут привести к резкому ухудшению всех финансово-экономических показателей деятельности субъекта предпринимательства, что вызывает немедленное прекращение его деятельности либо наносят такой непоправимый вред, который приведет к этим же последствиям позднее. В этом случае происходит ликвидация фирмы.

Значительная степень тяжести последствий реализации угроз предполагает возможность нанесения фирме таких финансовых потерь, которые окажут негативное воздействие на основные финансово-экономические показатели фирмы, на ее деятельность в будущем и преодолеваются в течение длительных сроков времени.

Средняя степень тяжести означает, что преодоление последствий осуществления этих угроз требует затрат (наносит потери), сопоставимые с текущими затратами фирмы и не требует значительного времени.

Последствия реализации угроз с низкой степенью последствий не оказывают какого-либо существенного воздействия ни на стратегические позиции фирмы, ни даже на ее текущую деятельность.

Вообще, что касается количественной оценки угроз, то существуют различные подходы и мнения. Наиболее простая методика оценки ущерба от возникающих угроз предлагается В.В. Шлыковым. Методика основана на расчете коэффициента ущерба (Ку), величина которого позволяет принять решение о более эффективной защите собственных экономических интересов.

Для расчета коэффициента ущерба используются следующие данные:

· фактические убытки (ФУ);

· затраты на снижение убытков (ЗСУ);

· затраты на возмещение убытков (ЗВУ).

Сумма этих величин характеризует действительную величину потерь (ДВП), то есть ДВП = ФУ + ЗСУ + ЗВУ.

Соотношение действительной величины потерь и собственных ресурсов предприятия (фирмы) представляет собой коэффициент ущерба:

Ку = ДВП / Q, (1.1)

где Ку - коэффициент ущерба;

Q – объем собственных ресурсов.

3. По степени вероятности угрозы могут быть маловероятными и реальными.

К маловероятным угрозам относится, например, посещение лицом без определенного места жительства помещений фирмы с требованием о выдаче ему денег с использованием нецензурной брани. Факторы малой вероятности данной угрозы:

· угрожает один человек (а не организованная группа);

· отсутствуют реальные возможности приведения угрозы в исполнение;

· существуют достаточно простые способы защиты (путем физического выдворения данного лица, либо сдача его правоохранительным органам).

К реальным угрозам относятся, например, те, которые:

· сопровождаются физическим насилием, повреждением имущества фирмы, похищением работников (руководителей);

· осуществляются организованной группой, выдвигающей конкретные требования и определенные суммы;

· осуществляются с участием “квалифицированных” криминальных “специалистов”.

4. Угрозы могут различаться по воздействию на стадии предпринимательской деятельности. Наиболее вероятны и опасны угрозы на стадии создания фирмы и на стадии ее функционирования.

В первом случае это могут быть незаконные действия со стороны должностных лиц, препятствующие организации фирмы, либо вымогательство со стороны преступных группировок. На стадии функционирования угрозы могут возникать на подготовительном этапе (воспрепятствование нормальному снабжению сырьем, материалами, оборудованием), собственно производственном этапе (уничтожение или повреждение имущества, оборудования, кража “ноу-хау”), на этапе заключительном (воспрепятствование сбыту, ограничение конкуренции, незаконное ограничение рекламы).

5. Угрозы могут различаться по объекту посягательств. Объектом посягательств выступают прежде всего ресурсы: трудовые (персонал), материальные, финансовые, информационные. Угрозы персоналу – шантаж с целью получения конфиденциальной информации, похищение сотрудников, вымогательство и пр. Угрозы материальным ресурсам – повреждение зданий, помещений, систем связи, кража оборудования. Угрозы финансовым ресурсам – мошенничество, фальсификация финансовых документов, валюты, кража денежных средств. Угрозы информационным ресурсам – несанкционированное подключение к информационной сети фирмы, изъятие конфиденциальных документов и пр.

6. По субъектам угроз:

· угрозы со стороны криминальных структур;

· угрозы со стороны недобросовестных конкурентов;

· угрозы со стороны контрагентов;

· угрозы со стороны собственных сотрудников.

7. По виду ущерба – угрозы, реализация которых несет прямой ущерб и угрозы, реализация которых приведет к упущенной выгоде.

8. По характеру ответственности лица (юридического или физического), несущего (или реализующего) угрозу экономической безопасности предпринимательства можно выделить:

· угрозы, в результате реализации которых к лицам их осуществляющим могут быть применены нормы гражданско-правовой ответственности;

· угрозы, в результате попытки или реализации которых к лицам их осуществляющим могут быть применены меры уголовно-правовой ответственности.

Существуют, следовательно, самые различные угрозы, которые могут одновременно относиться к различным группам классификации.

Вопросы для самопроверки студентами знаний по теме конспекта:

1. Сущность предпринимательства. Формы и виды предпринимательской деятельности

2. Экономико-правовая характеристика стадий предпринимательской деятельности

3. Сущность и основные составляющие экономической безопасности предпринимательства

4. Понятие и классификация угроз экономической безопасности предпринимательства. Факторы, их формирующие

Перечень использованных источников:

[2], [5], [8], [16[, [18], [20], [22], [24], [37], [38].


ТЕМА 2
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Договоры и договорные отношения

В условиях рыночной экономики у предпринимателей возникает объективная потребность во взаимодействии с другими субъектами хозяйственного оборота: поставщиками, потребителями, партнерами, кредитными организациями, посредниками, страховщиками и т.д. Это взаимодействие осуществляется, как правило, в форме сделок.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Каждый участник сделки принимает на себя определенные обязательства и получает определенные права. Эти права и обязательства предпринимателя закрепляются в договоре.

Договор есть соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В договоре закрепляются предмет договоренности, взаимные права и обязанности лиц, последствия нарушения договора. (Стаття 626 ЦКУ. Поняття та види договору).

Виды договоров:

а) наделенность правами и обязанностями):

- односторонний;

- двухсторонний;

- многосторонний;

б) особенности формирования условий:

- публичный (ст. 633);

- присоединения (ст. 634);

- договор о намерениях, предварительный и основной (ст. 635);

- в пользу третьей стороны (ст. 636).

Украинское законодательство предусматривает весьма разнообразные типы договоров. Все многообразие предпринимательских договоров можно распределить на несколько групп:

- обязательства по передаче имущества в собственность (договора купли-продажи (гл. 54 ГКУ), дарения (гл. 55), поставки товаров, контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости и предприятия, мены);

- обязательства по передаче имущества в пользование (договора аренды транспортных средств, зданий, сооружений, предприятий, лизинга(гл. 56, 58, 59));

- обязательства по оказанию услуг (доверительного управления (гл. 57), договоры перевозки (гл. 64), транспортной экспедиции (гл. 65), займа (гл. 60), кредита, банковского вклада (гл. 71, 72), хранения (гл. 66), страхования (гл. 67), поручения (гл. 68), комиссии (гл.69), агентского договора);

- обязательства по реализации творческой деятельности (договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 62)).

2.2. Минимизация угроз экономической безопасности при заключении договоров

Для обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности при заключении договоров необходимо учитывать ряд положений гражданского законодательства и соблюдать определенные правила (ст. 628-637, гл.53 ГКУ – содержание, типичные условия, срок, цена договора и т.д.).

Процесс заключения договора может быть разделен на три этапа, каждый из которых имеет свою специфику в обеспечении ЭБПД:

- подготовительный этап: основная задача предпринимателя на данном этапе – определить свое отношение к предполагаемому договору, или – точнее – к потенциальному партнеру.

Здесь следует учитывать, что предпринимателя никто не может принудить к заключению договора - он сам волен выбирать партнера при заключении договора, вид и условия договора.

Для обеспечения собственной экономической безопасности, прежде всего, следует собрать предварительные сведения о предполагаемом партнере:

а) организационно-правовая форма партнера, предусмотренная учредительными документами (поскольку все они имеют разную степень ответственности);

б) подтверждаются ли сведения о государственной регистрации партнера (поскольку возможно, что это лицо является фиктивным);

в) разрешена ли подобная деятельность в уставе партнера, имеется ли лицензия на осуществление данного вида деятельности (так как в противном случае сделка может быть признана недействительной).

Далее необходим сбор и анализ общей информации о партнере:

а) финансово-экономической - экспресс-анализ бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату (см. Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются: коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. и т.д.);

б) организационной (количество работающих, структура фирмы, система управления, степень самостоятельности фирмы, наличие филиалов, территориальный охват деятельности);

в) рыночной (контролируемая доля рынка, имидж фирмы, возможность конкуренции с ней, постоянные контрагенты);

г) специфической (наличие “теневого оборота”, участие в нелегальных сделках, связи с преступными группировками и т.п.);

д) сведения об управленческом персонале фирмы (образование, наличие судимости, компетентность, деловая репутация).

После сбора и анализа полученных сведений определяется степень надежности фирмы как потенциального контрагента. Для этого используются методы рейтинговой оценки, либо принимается решение на основании положительной информации по всем (или большинству) аспектам деятельности потенциального партнера.

В самом общем виде все потенциальные партнеры по степени надежности могут быть разделены на три группы:

Первая группа – наиболее надежные партнеры - вся собранная информация по вышеназванным критериям является положительной - это позволяет сделать вывод о том, что данный партнер выполняет свои обязательства и имеет высокую исполнительскую дисциплину по совершаемым сделкам.

Вторая группа – партнеры средней степени надежности - информация свидетельствует, что в большинстве случаев партнер старается выполнять свои обязательства, хотя имели место единичные нарушения условий сделок.

Третья группа – контрагенты с низкой степенью надежности - как правило, не выполняют взятых на себя обязательств, используют нелегальные методы в своей деятельности, зачастую занимаются запрещенными видами деятельности, либо связаны с организованными преступными группировками.

Отнесение потенциального партнера к одной из групп позволяет в конце данного (предварительного) этапа принять одно из возможных решений:

– отказ от подписания договора с данным контрагентом;

– подписание протокола о намерениях – это может быть использовано в случае, когда собранной информации оказалось недостаточно и необходима дополнительная проверка для определения надежности потенциального партнера;

– согласие на подписание основного договора.

- основной этап (процесс определения условий договора): после принятия решения о выборе контрагента стороны приступают к обсуждению условий соглашения, которые составляют содержание договора.

Все условия по своему юридическому значению делятся на:

1) существенные (которые необходимы и достаточны для заключения договора и требуют согласования сторон, например - предмет договора, цена товара или оценка залога),

2) обычные (которые не нуждаются в согласовании сторон)

3) случайные (которые изменяют либо дополняют обычные условия, например, если при согласовании условий договора купли-продажи стороны не решили каким видом транспорта будет доставлен товар покупателю, то договор считается заключенным и без этого случайного условия).

Каждый предпринимательский договор должен иметь ряд обязательных элементов. Так, типичный договор включает:

– преамбулу – в которой указывается наименование договора (например, купли-продажи), место и время его заключения, наименование сторон;

– основную часть – предмет договора, цена, форма платежа, сроки, односторонний отказ от договора, ответственность сторон. Сюда же относятся общие условия договора – порядок рассмотрения споров и форс-мажорные обстоятельства;

– заключительную часть – юридические адреса сторон, все приложения, подписи сторон.

- заключительный этап (подписание договора): договор может заключаться в устной или письменной форме.

Следует иметь в виду, что сделки, которые должны совершаться в простой письменной форме – это сделки юридических лиц между собой и с гражданами. Для некоторых же видов сделок требуется нотариальное удостоверение, либо государственная регистрация. Для того чтобы сделка не могла быть признана недействительной, следует соблюдать требуемую законодательством форму.

Затем стороны приступают к подписанию договора. В процедуре подписания договора необходимо проверить правоспособность лица, которое подписывает договор с противоположной стороны. Часто способом, который применяют недобросовестные контрагенты для ухода от выполнения обязательств, является заявление о том, что лицо, которое подписало договор с их стороны, соответствующих полномочий не имело. Договор должен быть подписан директором, либо – полномочными лицами, определенными уставом.

2.3. Гражданско-правовая ответственность предпринимателей по договорам

Предприниматель должен иметь в виду, что он обязан выполнить условия договора. К нему применяются меры гражданско-правовой ответственности, на него ложится вина за неисполнение договорных обязательств, даже если это произошло из-за нарушения обязанностей со стороны его поставщиков, перевозчиков, отсутствия на рынке нужных товаров. Освободиться от ответственности предприниматель может только вследствие непреодолимой силы (стихийные явления, военные действия и т.д.).

В соответствии с украинским законодательством по обязательствам предпринимателя - юридического лица взыскание может быть обращено на любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности, либо хозяйственного ведения.

В практике хозяйствования для обеспечения экономической безопасности предприниматель может также использовать предусмотренные гражданским законодательством меры оперативного воздействия на предпринимателя-нарушителя договорных обязательств без обращения в судебные инстанции.

Сам предприниматель-потерпевший также может возбудить требование о взыскании санкций с партнера по хозяйственному договору. Если ответчик не удовлетворяет его требований, то спор передается в суд путем предъявления иска, в случае если договором не определен другой порядок разрешения разногласий.

В случае нарушения договорных обязательств ответственность за это возможна в двух формах:

· взыскание неустойки (штраф, пени), предусмотренной законом либо договором. Неустойка – это определенная договором (или законодательством) сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора;

· возмещение убытков. Убытки могут быть как прямыми (непосредственный ущерб), так и упущенной выгодой (недополученными доходами), которые предприниматель получил бы при соблюдении другой стороной договора.

·

2.4. Недобросовестная конкуренция

Важнейшим направлением обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики и усиливающейся конкурентной борьбы является защита предпринимателей от недобросовестной конкуренции.

Основными источниками гражданско-правового регулирования пресечения недобросовестной конкуренции являются Конституция, Закон Украины "О защите экономической конкуренции", Закон Украины "Об Антимонопольном комитете Украины", Закон Украины "О внешнеэкономической деятельности", и другие акты законодательства, выданные на основании законов или постановлений Верховной Рады Украины.

Согласно Конституции не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Действующее законодательство определяет недобросовестную конкуренцию как любые действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и иным честным обычаям в предпринимательской деятельности. (ЗАКОН УКРАИНЫ О защите от недобросовестной конкуренции).

Различают следующие формы недобросовестной конкуренции:

- неправомерное использование деловой репутации хозяйствующего субъекта (Глава 2 З-на: неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки, товара другого производителя, копирование внешнего вида изделия, сравнительная реклама);

- создание препятствий хозяйствующим субъектам в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции (Глава 3: дискредитация предпринимателя, купля-продажа товаров, выполнение работ, предоставление услуг с принудительным ассортиментами, склонение к бойкоту предпринимателя, склонение поставщика к дискриминации покупателя; склонение к расторжению договора с конкурентом; подкуп работника поставщика; достижение неправомерных преимуществ в конкуренции);

- неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны (Глава 4: неправомерный сбор, разглашение, склонение к разглашению коммерческой тайны; неправомерное ее использование).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: