Тема 15. Финансовая система и фискальная политика

1)Сущность финансовых отношений и функции финансов.

Финансы - денежные средства, денежные обороты.

Очевидно, поэтому понятие “финансы” зачастую отождествляют с понятием “деньги”. Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа; средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период (чаще всего на год), составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.

Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.

Роль бюджета в национальной экономике значительна:

1.Госбюджет является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы.

2.Бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.

3.Наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи (TR), инвестиции (I).

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг.

Принципы построения госбюджета:

-Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

-Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

-Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

-Сбалансированность бюджета (нет дефицита.).

-Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

-Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

-Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

- Гласность.

-Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Тема 16. Государственное регулирование экономики

1)Преимущества и недостатки рыночной системы хозяйства и необходимость вмешательства государства. Участие государства в экономической жизни общества. Государство и рыночная экономика.

Рыночный механизм как экономическое явление имеет определенные преимущества и недостатки.

Важнейшими преимуществами рынка являются:

· функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;

· эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;

· высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих техноло­гий, поиск альтернативных источников энергии;

· возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информа­цию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономиче­ских ресурсов для нормального хозяйствования);

· рыночная экономика - бездефицитная экономика. В лю­бых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;

· создание рынком мощной системы стимулов;

· широкое использование достижений НТП. В погоне за при­былью товаропроизводители внедряют в производство но­вейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным;

· обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

· способность быстро и эффективно удовлетворять разнооб­разные потребности людей.

К недостаткам рынка относятся:

· автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общест­во может нести существенные потери;

· рынок не создает стимулы для производства товаров и ус­луг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

· игнорирование рынком возможных негативных для обще­ства последствий принимаемых решений;

· рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономи­ческих ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство долж­но решать социальные проблемы;

· отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

· нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъ­юнктуры чередуются с ее падением.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо. Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики многообразны, но их можно сгруппировать на основании определённого критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем.

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами:

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является монополизирование экономики. В свою очередь, развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование. Чтобы экономика оставалась рыночной и динамично развивалась, необходимы определенные усилия со стороны государства, направленные на поддержание конкурентного начала, борьбу с монополизмом. Эта борьба осуществляется посредством антимонопольного законодательства. Как правило, оно обеспечивает регламентацию такой организационной структуры производства, которая бы позволяла ей оставаться конкурентной. Контроль за соблюдением данного законодательства осуществляют специальные административные органы при правительстве.

Государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.

Отличительные признаки государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; неразрывная связь государства и права.

Правовое государство – это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого – обеспечить свободу и благосостояние граждан.

В экономической теории выделяют четыре основные рыночные структуры: совершенная конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая монополия.

2)Экономические функции государства. Рост государственного вмешательства в экономику, правительственные закупки и трансферные платежи.

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

* стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;

* распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;

* аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;

2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных - стабилизационная.

Причинами роста государственного вмешательства в экономику являются:

а) рост расходов на оборону;

б) рост населения;

в) решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;

г) решение социальных проблем: безработицы, образования, здравоохранения, бедности, социального равенства и справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: