История развития экономической мысли. Основные экономические школы. Международная валютная система

Международная валютная система. Валютный курс и факторы, его определяющие.

Последствия миграции рабочей силы

Миграция рабочей силы может быть выгодна как для стран, экспортирующих рабочую силу, так и для стран, ее принимающих. В то же время пересылаемые в страну переводы позволяют семьям повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства.

Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используют при возвращении на родину, повышая результативность труда.
Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать:

  • тенденции роста потребления заработанных за границей средств,
  • желание скрыть получаемые доходы,
  • «утечку мозгов»,
  • в некоторых случаях понижение квалификации работающих мигрантов.

Социально-экономические аспекты международной трудовой миграции можно рассматривать с трех точек зрения: мигранта, страны выбытия и страны прибытия.

Есть еще демографический и политический аспекты. Так, повышение плотности населения усложняет отношения в системе человек - природа.

Международная валютная система (МВС) - совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции.

Валютный курс - цена (котировка) денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Факторы:

1. Темп инфляции.

2. Состояние платежного баланса.

3. Разница процентных ставок в разных странах.

4. Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции.

5. Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах.

6. Уско­рение или задержка международных платежей.

7. Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках.

8. Валютная политика.

1-ая школа экономики – это школа Меркантилистов (16-17века) А. Монкретьен, Томас Мэн.

Под экономической теорией понимали науку о богатстве. Основу богатства считали деньги (золото, серебро).

Осн. черты 1-ой школы:

Торговля – основной способ обогащения.

Государство должно ввозить, импортировать золото и серебро, а вывозить товар на экспорт.

Государство должно производить протекционизм, (т. е. обслуживать своего клиента).

2-ая школа экономики – это школа Физиократа (17-18 века) Ф. Кене.

Осн. черты 2-ой школы:

Основа богатства общества – Земля.

Приоритет должен отдаваться владельцам и пользователям земли.

Государство должно поддерживать развитие сельского хоз-ва.

3-яя школа экономики – это Классическая школа (18-19 века) Адам Смит, Давид Рекардо, Виллиам Петти.

Осн. черты 3-ей школы:

Основа богатства – это труд.

Обмен благами, ресурсами в обществе происходит на основе стоимости, а управляет этим процессом, так называемая “невидимая рука” (законы свободного рынка).

Распределение благ происходит между собственниками трёх основных факторов производства (труд, земля, капитал).

Государство не вмешивается в экономику и ограничивает своё участие только сбором налогов и изданием законов.

Классическая школа обосновала и сформулировала основные принципы развития свободного рынка или рынка совершенной чистой конкуренции.

После Адама Смита развитие основной экономической школы пошло по двум основным направлениям:

Марксистская школа. Маркс и Энгельс.

Немецкая и австрийская экономические школы. Кларк, А. Маршал.

Наиболее распространённая трактовка предмета эк. теории:

Экономическая теория – это наука, которая изучает поведение людей в процессе производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Цель экономической теории как науки – объяснить данное поведение людей.

Исследования экономических явлений с точки зрения масштабов изучаемого объекта может осуществляться на разных уровнях, которым соответствуют следующие разделы экономической теории – микроэкономика, макроэкономика, Мезо, мега.

Микроэкономика (микро - малый) – это часть экономической теории, изучающая поведение малых рыночных единиц (участников рынка), таких как частные фирмы, государственные предприятия, группы людей или отдельные люди. Родоначальник микроэк – А. Маршал. Это устоявшаяся наука.

Макроэкономика (макро - большой) – раздел экономической теории, который рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, исследует экономическую жизнь общества на уровне целых государств. Макроэкономика анализирует такие крупномасштабные экономические явления как проблемы безработицы, бедности, инфляции, экономического роста и спадов.

Это молодая наука. Её родоначальник – Джон Мэйнор Кейнс.

Мезоэкономика раздел, который изучает проблемы на стыке микро и макро экономики. Иначе называется региональная экономика.

Мегаэкономика – изучает закономерности взаимодействия национальных экономик и международных экономических организаций, то есть изучает экономику всех стран. Иначе называется международная или мировая экономика.

Экономическая теория это фундамент для других экономических дисциплин (например, бухучёт)

Экономическая теория тесно связана с др. науками (юриспруденция, статистика, математика, социология, демография, психология)

Метод экономической теории.

Методы экономической теории – это методы познания экономических явлений.

Экономический метод – это совокупность приёмов и правил, используемых при изучении экономических явлений и процессов.

Экономисты формулируют экономические принципы или теории, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экон. проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: