Субъекты корпоративного инфорсмента

Корпоративный инфорсмент - это система принудительного продви­жения, организационного и инструментального обеспечения исполнения участниками корпоративной сферы ее регулятивных норм.

В качестве субъектов корпоративного инфорсмента выступают универ­сальные или специализированные организационные структуры, принудительно реа­лизующие правила корпоративного поведения в случаях исчерпания возможно­стей их добровольного и взаимосогласованного использования участниками корпо­ративных отношений, т.е. при возникновении между этими участниками соответ­ствующих разногласий или даже конфликтов.

Субъекты корпоративного инфорсмента:

1. гос. судебная система;

2. единая гос. система оценки квалификации судей;

3. гос. система исполнительного производства;

4. правоохранительные органы;

5. «кризисные штабы»;

6. гос. регуляторы;

7. гос. мониторинг корпоративной сферы;

8. международные судебные и третейские структуры (сейчас широко задействован Стокгольмский арбитраж);

9. российские третейские суды;

10. институты медиации

11. специализированные службы корпораций (корпоративный секретариат, служба безопасности акционерных обществ и служба экономической безопасности интегрированных корпораций);

12. акционеры.

5.Рынок IPO в РФ: апробация института и кризисные тенденции

Первичное публичное размещение акций (Initial Public Offering / IPO) – первое публичное размещение обыкновенных (голосующих) акций компании, имеющей листинг на бирже, среди широкого круга инвесторов. Основной целью проведения IPO является получение так называемой "учредительской прибыли" - прибыли учредителей акционерных обществ в виде разницы между суммой от продажи выпущенных акций и капиталом, действительно вложенным ими в акционерное предприятие. Однако появление публичных компаний в определенной отрасли производства в дальнейшем приводит к тому, что капитал в этой отрасли приносит не среднюю прибыль, а только процент. Данный процесс вынуждает частные компании либо также становиться публичными, либо применять свой капитал в другой отрасли[37].

В общих чертах, первичное публичное размещение включает в себя следующие этапы:

- Предварительный этап - на данном этапе эмитент критически анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов, информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить первичное публичное размещение; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.

- Подготовительный этап - если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива публичного размещения оценивается эмитентом положительно, то процесс переходит на новый этап - подготовительный, во время которого:

1. Подбирается команда участников (выбирается торговая площадка, партнеры (консультанты, брокеры, андеррайтеры), с которыми окончательно согласовывается план действий и конфигурация процесса.

2. Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права) и составляются формальные документы

3. Запускается рекламная кампания (в том числе, «гастроли» (роадшоу) - рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.

- Основной этап - во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг - определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).

- Завершающий этап - начало обращения ценных бумаг и, в свете него, окончательная оценка успешности состоявшегося предложения акций. Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением: инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров и организаторов размещения; юридических компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов; аудиторских компаний; коммуникационных агентств в качестве PR консультантов размещения.

- публичное объявление о размещении. В российской практике первичное публичное предложение включает и вторичные размещения на рынке пакетов акций (например, публичная продажа пакетов акций действующих ОАО широкому или ограниченному кругу инвесторов).

Рисунок 2 - Механизм выхода компаний на рынок IPO

Как показано на рисунке 2, проведение IРО требует подготовки соответствующих корпоративных меро­приятий и решений, в том числе разра­ботки эмиссионных документов, докумен­тации по сделке, проектов официальных заявлений в регистрирующие органы. При этом необходимо организовать внут­ренние корпоративные одобрения и со­гласования, в частности одобрение андеррайтингового соглашения, соглаше­ния о заверениях и гарантиях по сделке, а также в качестве крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Проблема должных корпоративных одобрений является одной из наиболее острых в ходе дискуссий участников про­ектов IРО.

Проведение IРО требует приведения структуры корпоративного управления и документов о корпоративном управлении в соответствие с требованиями листинга. Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержден­ным Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. №07-102, установлены пе­речни требований, соблюдение которых является условием включения в котиро­вальные списки биржи, при этом фондовая биржа вправе устанавливать дополнитель­ные требования к ценным бумагам, вклю­чаемым в котировальные списки.

Проведение публичного предложения сопровождается подробным раскрытием информации. Эмитент обязан предостав­лять информацию на всех этапах процеду­ры эмиссии ценных бумаг (если структура сделки предполагает проведение допол­нительной эмиссии). После регистрации российского проспекта ценных бумаг эми­тент также становится субъектом обязан­ности раскрывать информацию, не свя­занную с выпуском дополнительных ак­ций, в форме сообщений о существенных фактах, о сведениях, которые могут ока­зать значительное влияние на стоимость ценных бумаг акционерного общества, а также в форме ежеквартальных отчетов. Раскрытие информации - неотъемле­мая часть жизнедеятельности публичной компании. Особое значение имеет со­блюдение норм о раскрытии на этапах процедуры эмиссии ценных бумаг, пред­лагаемых к публичному размещению. При совершении регистрационных действий орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет правовую экспертизу документов, подтверждающих раскрытие эмитентом информации на этапах процедуры эмиссии.

В настоящее время привлекатель­ность проведения IРО осознана многими организациями. Бесспорно, существова­ние публичного бизнеса обременено не­обходимостью соблюдения специфичес­ких правил, например норм о раскрытии информации. Однако преимуществ гораз­до больше. Публичная компания облада­ет большей прозрачностью, ее «качество» как объекта инвестиций неизмеримо воз­растает. Выход на публичный рынок - это стратегическое решение, которое влияет на эффективность бизнеса в долгосроч­ной перспективе и не сводится к баналь­ному финансированию сиюминутной по­требности.

Если в 2004 году российскими компаниями было проведено 5 IPO, то в 2005 году их число достигло 15, а за второе полугодие 2006 года было проведено еще 5. Всего за период с 2002 по 2007 год в результате проведения около 30 IPO на мировых и российских биржах российские компании увеличили капитализацию на 8,5 млрд. долл.[38]

В начале 2008 года рынок IPO в России продолжал стремительный рост[39] (таблица 2).

В первом полугодии состоялось на четыре размещения больше, чем за аналогичный период 2007г. При этом в абсолютном исчислении компании привлекли с рынка больше средств, чем за весь 2007 год – 24,4 млрд. долл. против 16,5 млрд. долл. Однако львиная доля этих денег приходится на размещение акций госкомпаний. Если в 2006г. 60% рынка пришлось на IPO «Роснефти», то в 2008г. 70% обеспечили ВТБ и Сбербанк. Следует отметить своего рода «диверсификацию» размещений по секторам. В 2007 году инвесторам были предложены акции компаний IT-сектора («Армада», «Ситроникс»), розничной сети («Дикси групп»), металлургии («Полиметалл», ММК), пищевой («Нутритек») и фармацевтической промышленности («Фармстандарт») и даже экзотические для России акции ресторанной сети («Росинтер Ресторантс холдинг»). Особого внимания заслуживает активный выход на рынок девелоперов. Строительный сектор был и остается одним из самых закрытых в России. Но примеры роста капитализации ПИКа, AFI Development и РТМ могут побудить остальных его участников к большей прозрачности.

Таблица 2 - Самые крупные размещения IPO до кризиса

Эмитент Год размещения Объем размещения, $ млн.
Роснефть    
Сбербанк    
ВТБ    
ПИК    
АФК Система    
AFI Development    
ТМК    
Северсталь    
Комстар ОТС    
ММК    

Никто пока не привлекал больше средств, чем государственная нефтяная компания Роснефть, которая сумела выручить от продажи своих акций 10,7 млрд. долл. Комбинат по производству соков «Лебедянский» стал одним из первых, кто успешно провел IPO исключительно на российских площадках. Тогда как многие компании, проходя листинг в РТС и на ММВБ, все же выпускали часть акций в виде депозитарных расписок на западные биржи, «Лебедянский» отказался от такой возможности. И это не воспрепятствовало успеху IPO. Компания отнюдь не жаловалась на отсутствие спроса на акции, в том числе со стороны иностранных инвесторов. Акции были проданы всего на 3% ниже верхней границы ценового диапазона – по 37,23 долл. за бумагу. В результате инвесторы вложили 151 млн. долл. в 20% акций, а компания по капитализации сравнялась на тот момент с «Вимм-Билль-Данном». С той поры акции «Лебедянского», пережив спад летом 2006г., выросли до 89 долл. До IPO компания считалась непрозрачной, в ходе размещения ей пришлось раскрыть информацию об акционерах[40].

В целом, как показывают данные таблицы 3, доходность практически всех российских IPO была до кризиса положительной.

Таблица 3 - Доходность IPO (до кризиса 2008г.)[41]

Эмитент Цена размещения Изменение цены с момента размещения, % Доходность с момента размещения, % годовых Торговая площадка – источник данных
ВТБ 0,136 руб. -12,5 -37,4 ММВБ
Роснефть 203,24 руб. 5,1 4,3 ММВБ
Лебедянский 1022,969 руб. 115,7 45,6 ММВБ
Пятерочка $13 154,7 64,7 LSE
ОГК-5 2,4 руб. 61,4 67,7 ММВБ
Росинтер Ресторантс 828,94 руб. 29,7 95,1 РТС
Amur Minerals 0,33 фунта -40,8 -27 LSE
Открытые инвестиции 1453,2 руб. 396,7   РТС
Ситроникс 6,37 руб. -52,6 -83 РТС

Российские компании в 2009 году вряд ли могут рассчитывать на пополнение своих бюджетов за счет публичных рыночных займов. Несмотря на то, что мировой рынок IPO открылся и публичные займы уже проходят и в Америке, и в Европе, и в Азии, российские компании вернутся к этому способу привлечения средств не раньше следующего года, из-за чего отечественные компании недополучили не менее 39 млрд. долл. инвестиционных средств. Всего подготовкой к IPO в 2008-2009 году занималось не менее 100 компаний. Еще 122 предприятия планировали размещение корпоративных облигаций общим объемом около 360-370 млрд. руб.

Как показывает исторический опыт, фондовые рынки начинают восстанавливаться приблизительно за шесть месяцев до восстановления роста ВВП. А рынки IPO восстанавливаются примерно через шесть месяцев после начала восстановления фондовых рынков. Поэтому для России прогнозируется открытие рынка вторичных размещений (SPO) на первую половину 2010 года, а во второй половине 2010 года российские эмитенты начнут выходить на IPO. Первыми посткризисными эмитентами должны стать компании из сектора телекоммуникаций, оказания коммунальных услуг, фармацевтики, розничной торговли. В дальнейшем, по мере восстановления отечественной экономики, интерес инвесторов будет расти к компаниям сырьевого сектора: нефтегазовым, металлургическим и др. Они выйдут с публичными займами "во втором эшелоне".

Сегодня, когда рынок публичных займов для наших компаний закрыт, у них все же остаются возможности для привлечения инвестиций путем выпуска ценных бумаг. Это так называемые частные (закрытые) размещения, когда бумаги продаются определенным инвесторам. И если раньше в таких размещениях участвовали 10-20 инвесторов, то сегодня переговоры о частном размещении ведутся с двумя-тремя инвесторами. Сегодня инвесторы очень внимательно смотрят на историю компании, ее устойчивость к кризису и потенциал роста. Изменилось и инвестиционное сообщество - в настоящее время это ограниченное число фундаментальных инвесторов (фонды) с долгосрочными инвестициями.

Более 60 компаний из развивающихся стран отказались проводить IPO из-за неудачной ситуации на фондовых рынках в 2008 году, в этом числе 37 компаний из СНГ, решивших отложить размещение своих акций до лучших времен, 7 компаний из стран Содружества все же отважились на этот шаг. Сумму, которую им удалось собрать в целом, уже назвали смехотворной – 1,7 миллиарда долларов США. К слову, 33 IPO компаний из СНГ в 2007 году принесли эмитентам 34,3 миллиарда долларов.

Таким образом, с началом 2008 года завершилась эпоха уверенного роста. На смену ей пришло время общей волатильности фондовых рынков и осторожного интереса инвесторов. В данной ситуации лучшим вариантом для компаний, отложивших IPO, будет оптимизация бизнеса. Это позволит им в момент выхода на рынок убедить потенциальных покупателей акций в их привлекательности, а в итоге получить за ценные бумаги большую цену. Другой приметой времени является вполне вероятное в ближайшей перспективе смещение финансовых центров. В поисках новых инвестиционных баз потенциальные эмитенты готовы к тому, чтобы отказаться от традиционных площадок размещения акций, таких, как Лондон и Нью-Йорк, в пользу Гонконга, Дубаи или Сингапура.

Лучший результат 2008 года показала российская компания ТГК-7. Она привлекла 466,1 млн. долл. Худший результат продемонстрировал российский производитель удобрений – компания «Акрон». Ей удалось выручить за свои акции всего 2,7 млн. долл. Это стало самым маленьким размещением акций за всю историю IPO компаниями из стран СНГ. До этого последнее место занимала компания «Хлеб Алтая», заработавшая на своих акциях в 2005 году 8 млн. долл. «КАМАЗ» может выйти на IPO в конце 2009-начале 2010 года. Группа «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации, она входит в первую десятку производителей грузовиков полной массой свыше 14 тонн и занимает 8-е место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей.

Во втором квартале 2009 года число компаний, вышедших на IPO, возросло на 50%. За этот период на рынке зафиксировано 78 IPO, принесших компаниям 10,5 млрд. долл. Основной объем сделок пришелся на фондовые рынки Китая, Бразилии и Индии. Несмотря на некоторое оживление, общий объем IPO в мире в первом полугодии 2009 года оказался на 90% меньше аналогичного показателя прошлого года. И это при том, что прошлый год был не самым лучшим в истории IPO. По итогам 2008 года объем проведенных размещений на биржах уменьшился на 71,6% по сравнению с 2007 годом.

Тема 3. Развитие конкуренции и конкурентоспособность экономических субъектов микро-, мезо- и макроуровнях

3.1. ПРОГРАМНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ

Конкуренция. Административные барьеры развития конкуренции на отраслевых рынках и механизмы их деблокирования.

Конкурентоспособность как экономическая категория.

Конкурентоспособность российской экономики: направления и пути ее повышения. Антимонопольная политика (Федеральный закон «О защите конкуренции»). Модернизация антимонопольной политики в России.

Конкурентоспособность региона. Факторы конкурентоспособности Ростовской области.

Конкурентные стратегии фирмы: от стратегии выживания к стратегии развития в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Аутсорсинг. Конкурентная политика в условиях кризиса.

ПЛАН

1. Конкурентоспособность российской экономики: направления и пути ее повышения.

2. Конкурентоспособность российских регионов (на примере Ростовской области).

3. Модели экономического поведения фирм: от выживания в условиях мирового кризиса к стратегии развития.

4. Административные барьеры развития конкуренции на отраслевых рынках и механизмы их деблокирования

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: