Основные положения
Кадровая политика — система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией организации, составная часть политики организации.
Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями организации.
Основная задача эффективной кадровой политики предприятия — обеспечение учета интересов всех категорий работников и социальных групп коллектива.
Основные методы управления персоналом:
1. Экономические — приемы и способы воздействия с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов.
2. Организационно-распорядительные — методы прямого воздействия, носящие директивный и обязательный характер.
3. Социально-психологические (мотивация, моральное поощрение, социальное планирование).
Три направления активизации человеческого ресурса:
1.Внедрение систем управления и поощрения за конечные результаты работы.
2.Изучение и внедрение лучших практик, разработка организационной или управленческой культуры.
Организационная культура:
- моральные нормы и ценности;
- принятые нормы поведения;
- укоренившиеся ритуалы;
- установленные стандарты качества продукции;
Основные типы организационной культуры:
а) коллективистская;
б) индивидуалистская.
Специальные инструменты:
- традиции;
- мифология;
- гуманистическое отношение к работнику;
- введение новых терминов, принятых к использованию внутри организации;
- адаптация или наставничество;
- культура внутриорганизационных отношений (обряд перехода с одной должности на другую, обращение коллег друг к другу);
- поддержание социально-психологических традиций в коллективе (отношение к ветеранам, прием новых сотрудников).
Культура организации — один из факторов прибыльности и конкурентоспособности коммерческих организации, а также фактор успеха, эффективности деятельности, а подчас и выживания некоммерческих организаций.
Типология индивидуальных стилей руководства:
- авторитарный (директивный);
- демократический (коллегиальный);
- нейтральный (либеральный) или анархический (попустительский).
Эффективность управления
1. Понятие, сущность и содержание эффективного управления организацией.
2. Управление нововведениями.
Эффективность - достижение целей при минимальных нежелательных последствиях или издержках.
Три вида организационной эффективности:
1.Индивидуальная эффективность.
2.Групповая эффективность.
3.Эффективность работы в целом.
Виды эффективности:
1. Эффективность ресурсная — отношение результата к затраченным на его получение ресурсам (экономическая эффективность, рентабельность).
2. Эффективность целевая — правильность выбора и степень достижения цели (результативность).
3. Эффективность средства — действенность выбранного средства и его адекватность поставленным целям.
Эффективность управления — это результативность функционирования системы и процесса управления, то есть интегрированный результат. Важно - показатели, отражающие индивидуальное и групповое удовлетворение.
Показатели, используемые при оценках эффективности:
1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления (объем, прибыль, себестоимость, объем капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.).
2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления (текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию технических средств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления).
3. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационной уровень (звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности).
Нововведение (инновация) - новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Сопротивление — это сознательные действия человека (иногда бездействие), направленные на затягивание принятия и реализации тех или иных решений в организации.
Универсальные методы преодоления сопротивления:
- информирование и общение;
- участие и вовлеченность;
- помощь и поддержка;
- переговоры и соглашения;
- манипуляции и кооптации;
- явное и неявное принуждение.
Управление в публичном (общественном) секторе экономики
1. Социально-экономические процессы как объект управления.
2. Изменение роли государства как субъекта управления социально-экономическими процессами.
3. Эффективность публичного управления.
4. Государственная служба, управление и этика.