Штатив – это приспособление, которое служит для устранения или уменьшения сотрясений фото- и видеотехники при съемке.
В зависимости от конструкции различают: триподы (трехногие штативы), моноподы (одноногие), струбцины (прикручиваются к чему либо) и приклады.
Трипод – обеспечивает жесткую установку съемочной техники и за это его справедливо считают самой надежной системой стабилизации изображения.
А то, что фотоизображение может быть нестабильно, вы уже могли убедиться на собственном опыте, когда удивлялись: «Куда же делась резкость? При съемке все было таким четким!».
Чаще всего смазанность изображения проявляется, когда съемка ведется с рук на достаточно длинных выдержках. Точно определить, какая выдержка является длинной и, следовательно, может привести к нерезкости, а какая нет, можно более-менее достоверно только, если вы обладаете существенным опытом практической съемки и знаниями в области оптики. К тому же свою лепту в мутное дело нерезкости в случае съемки зеркальными камерами может привнести удар зеркала в момент его поднятия при спуске затвора. Чувствуете, насколько все серьезно? Но, вас это совершенно не будет касаться с того момента, как в арсенале вашей фототехники появится штатив. Именно он – надежная опора фотографа в его нелегком, но увлекательном творчестве.
Следует отметить, что с темой штативов связано большое количество мифов и заблуждений. Вот только несколько из них.
Штатив – совершенно избыточный аксессуар, если вы следите за своей физической формой и не злоупотребляете алкоголем.
Дрожание камеры в руках («шевеленка»), что приводит к нерезкости (смазу) фотоизображений, отнюдь, не признак дряблости мышц. Это – следствие физиологического тремора, свойственного всем людям без исключения.
Штатив не нужен, если ваша камера оснащена системой стабилизации изображения.
Мы готовы разделить ваше восхищение Anti-Shake-системой, которую для вашего любимого фотоаппарата создали светлые головы японских конструкторов, но, увы, мы совершенно откровенно готовы поделиться с вами информацией, которую по понятным причинам не спешат оглашать маркетологи: возможности таких систем стабилизации ограничены, как правило, всего двумя дополнительными ступенями экспозиции. Чтобы не вдаваться в технические подробности, поверьте нам на слово: однозначно, системы стабилизации изображения – это большое благо, но, как для реальных фотографических ситуаций, этого еще так мало! И здесь пока остается только одно средство, чтобы исправить ситуацию – трипод.
Без штатива нельзя снимать вообще.
К счастью, есть сюжеты и жанры, которые не предусматривают использования штатива. Однако случаев, в которых без штатива не может быть гарантированно достигнут высокий фотографический результат, еще больше.
К примеру, это – пейзаж и архитектурная съемка, анималистика и макро, натюрморт и реклама, репродуцирование и научная фотография, множество репортерских и других сюжетов требуют помощи «трехногого друга». Монопод поможет оперативно устранить сотрясение камеры в большинстве случаев динамичных репортажных сюжетов (спорт, театр), в научной съемке. Особенно критичным становится вопрос использования штатива, если вы работаете зеркальными камерами с длиннофокусными объективами или увлекаетесь «длинным зумом» в случае аппарата с несменной оптикой. А уж если вы хотите снять панораму, ночной пейзаж, освоить астрофотографию или технику световой кисти, то без штатива уж точно не обойтись!
Итак, коротко подытожим первую часть нашей статьи.
Штатив – носить не очень приятно, но, если вам хочется, чтобы было очень приятно потом, когда родственники и знакомые не смогут сдержать своего восхищения при просмотре ваших снимков, его придется приобрести и частенько брать с собой на съемку.