Философия Нового времени. Становление науки и механистического мировоззрения

Ее направленность и вклад в духовную культуру человечества.

Социально-экономические предпосылки философии Возрождения,

Начиная с XV века, происходит ряд изменений в социально–экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменующей начало новой эпохи, которая вошла в историю как Возрождение или РЕНЕССАНС.

В эпоху Возрождения философия вновь, как в Античности, обращается к изучению природы. Философию, предметом которой является природа, называют НАТУРФИЛОСОФИЯ.

Специфической чертой философии Средневековья является ПАНТЕИЗМ - философское учение, в котором Бог понимается не как личность, не как сущность, стоящая над миром. Бог как бы растворен в природе, совпадает с ней, а сама природа здесь обожествляется. (Бруно, Кардано, Парацельса).

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возрастает интерес к познанию человека. Наряду с природой, он становится главным центром философии. Мировоззрение, в котором акцент делается на человеке, называют АНТРОПОЦЕНТРИЗМ. Внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана тому подтверждение.

Величайшим достижением Возрождения является открытие личности.

ГУМАНИЗМ – центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Мыслители и художники Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось, что наиболее полно духовный мир человека развивают литература, философия, история, риторика. Уже в XIV в. эти знания и виды творчества стали называть гуманитарными, а тех, кто учил этим знаниям – гуманистами (Петрарка, Эразм Ротердамский, Мишель Монтень).

Таким образом, философия Ренессанса, обращенная к природе и человеку, гуманистичная и оптимистичная по своей сути, стала новым этапом развития западноевропейской философии. Она подготовила идейную почву для развития философских достижений Нового времени.

Развитие нового буржуазного общества в западной Европе XVII века порождает изменение не только в экономике, политике, социально-политической жизни, но и в мировоззрении людей. Меняет свою ориентацию и философия. В Новое время она стала опираться, преимущественно, на науку. Главным предметом философии теперь становятся проблемы гносеологии и, в частности, проблема метода научного познания. Критика старого схоластического метода привела к появлению двух основных направлений в методологии научного познания – эмпиризма и рационализма.

ЭМПИРИЗМ - направление в теории познания (гносеологии), признающее чувственный опыт главным источником знаний (Френсис Бэкон). Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой.

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. рацио –разум) – философское направление, признающее разум основой познания и главным мотивом поведения людей. (Рене Декарт). Метод познания Декарта – дедуктивный.

Яркими представителями философии Нового времени, кто продолжал традиции рационализма, были Б.Спиноза (1632-1677) в Нидерландах и Г.Лейбниц (1646-171) в Германии. Спиноза выработал учение о единой субстанции (монизм), которую он назвал Богом или природой. Г.Лейбниц в основании мира полагал множество начал (субстанций), которые он называет монады. Монада сама по себе проста, она не состоит из частей, а потому неделима. В ысшая монада – Бог.

Из всех наук того времени наибольшее развитие получила механика (небесная и земная). Мир уподоблялся большому механизму, однажды сотворенному и запущенному творцом, и в котором человек не в силах что-либо изменить. Такое понимание природы и человека принято называть МЕХАНИЦИЗМОМ. Это одна из существенных характеристик философии Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: