В экономическом пространстве существует большое разнообразие форм организации хозяйства и расселения.
Элементарный объект пространства — локалитет — местность ("малая территория") с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация и т.п., т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.
Промышленный узел — это сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.
Транспортный узел — пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.
Территориально-производственный комплекс (ТПК) — сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специализацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке, а также ряд других ТПК Сибири и Севера.
Агломерация — территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения. Примерами являются Московская и Санкт-Петербургская агломерации.
Формы расселения подразделяются на городские и сельские.
Городские населенные пункты различаются прежде всего по численности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) — не менее 2 тыс. чел. Большие города имеют численность населения не менее 100 тыс. чел. (в том числе сверхкрупные — свыше 500 тыс., крупные — от 100 до 500). Средние города — от 50 до 100 тыс. чел. Полусредние — от 20 до 50 тыс. чел. Малые города — от 10 до 20 тыс. чел.
Городские населенные пункты выполняют разнообразные функции в пространственной организации хозяйства (эти функции называют градообразующими). Монофункциональные города концентрируют какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность, транспортные услуги, оздоровительные учреждения (курортный город) и т.п. Некоторые города обслуживают только одно предприятие (оборонный завод, рудник, гидроэлектростанцию, морской порт и т.д.). Гораздо более распространены многофункциональные города, которые одновременно концентрируют промышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п.
Типы сельских поселений в большей степени, нежели городские, отражают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения, сложившийся при общинной форме землепользования. На Северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке — лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере — оленеводческие и охотничьи поселки.
Происходящий на протяжении нескольких веков процесс концентрации населения и производства в городах — урбанизация — имеет своим результатом образование систем городов, поглощающих значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.
Развивающиеся города образуют агломерации. Крупнейшая в России Московская агломерация с населением около 9 млн. чел. включает город Москву и городские поселения, подчиненные администрации г. Москвы, в том числе город-спутник Зеленоград. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по нескольку десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и др.).
Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (процессы субурбанизации и дезурбанизации). В России эти процессы находятся пока в начальной стадии.
Рассмотренные формы пространственной организации хозяйства и расселения неравномерно распределяются по территории больших стран (России, США, Канады, Бразилии, Китая и др.).
Различные части таких стран (крупные регионы) могут относиться к разным типам пространственной структуры. Для России характерны следующие типы пространственной структуры:
· очаговая и рассеянная (значительная часть европейского и азиатского Севера, а также южные регионы Сибири и Дальнего Востока, удаленные от железных дорог);
· равномерно-узловая (Центрально-Черноземный район, значительные территории других экономических районов в европейской части);
· агломерационно-узловая (наиболее промышленно развитые части Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири).
Развитие регионов меняет соотношение указанных типов пространственной структуры: уменьшается территория с преобладанием первого типа, увеличивается распространение третьего типа.
Говоря об экономическом пространстве, следует разделять единое и общее экономическое пространство.
Единое экономическое пространство — это единая структура национальной экономики. Внутри этой структуры каждый элемент зависит от структуры совокупности и законов, ею управляющих, с одной стороны, с другой стороны — это взаимозависимость и интеграция этих элементов, которые не приобретают смысла иначе как один посредством другого. Так, например, происходит взаимодействие рынка и государства в пространстве. Можно сказать, что рыночные и государственные процессы происходят и движутся друг относительно друга в пространстве.
Следовательно, можно утверждать, что всех агентов экономики объединяет единое экономическое пространство страны, где одинаковые для всех правила отслеживают и поддерживают особые государственные институты.
Единое экономическое пространство (ЕЭП) предполагает существование на территории страны единой национальной валюты, единой законодательной базы, единого национального банка, единых условий перемещения людей и товаров по территории.
Единое экономическое пространство лежит в основе формирования общего экономического пространства (ОЭП), которое подразумевает достижение «равновесной и сбалансированной экономики», примерно одинакового уровня жизни на всей территории страны, равенство доходов, опирающееся на самодостаточность регионов и бюджетное выравнивание.
К экономическим условиям, характеризующим движение к ОЭП, относятся:
- выравнивание доходов на основе имеющихся ресурсов (трудовых, финансовых и т.д.), которое предполагает не равенство доходов, а соответствие, исходя из возможностей;
- равновесие и баланс цен (достигается за счет конкуренции, одинаковых издержек);
- равновесный уровень безработицы в регионах (за счет мобильности ресурсов);
- примерно одинаковый уровень жизни в регионах;
- единые правовые нормы и налоговая политика на территории страны (путем реализации бюджетного механизма).
Состояние экономического равновесия характеризуется тем, что ни один из экономических агентов не заинтересован в его изменении с помощью средств, которыми он располагает. Итальянский экономист В. Парето сформулировал принцип оптимальности, который гласит, что максимальное благосостояние, или общая полезность, достигается при условии, что стремление к благополучию отдельных лиц не ведет к снижению уровня жизни любого члена общества. По его мнению, этот принцип может быть реализован в условиях неограниченной конкуренции.
Впервые теоретическая модель общего экономического равновесия в условиях классического рынка была разработана швейцарским экономистом Л. Вальрасом как теория общего конкурентного равновесия. Модель Вальраса основана на использовании равновесных цен, обеспечивающих равенство спроса и предложения по каждому товару.
Принято различать частичное, общее и реальное равновесие. В дальнейшем мы будем исходить из определения общего равновесия, которое выступает как единая взаимосвязанная система, образованная всеми рыночными процессами на основе закона свободной конкуренции. С точки зрения Вальраса, общее предложение конечных продуктов в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них как сумме доходов, приносимых всеми факторами производства их собственникам. При этом равновесие считается достигнутым лишь тогда, когда существует не только равновесие спроса и предложения, но и равное благосостояние участников рыночных отношений, которое предполагает рост благосостояния всех участников. Данные положения отражены на схеме общего экономического пространства (рис. 1.5).
Рыночное равновесие достигается через механизм конкуренции. Предположим, что общий рынок — это совершенный рынок, когда в одном рыночном пространстве на один и тот же продукт конкуренция установила одну цену. Сегодня в России межтерриториальная разница в ценах составляет 1:3 (соответственно, по уровню жизни 1:6).
Рис. 1.5. Схема общего экономического пространства
Этим можно объяснить трудность вхождения Сибири, Севера, Дальнего Востока, Северного Кавказа в общероссийский рынок, хотя эти территории находятся в едином экономическом пространстве.
Как говорилось выше, когда перестают действовать рыночные механизмы, в национальной экономике возникает дисбаланс и становится необходимым государственное регулирование. Роль государства в экономике предполагает взаимодействие государства и рынка как двух взаимодополняемых способов координации отношений между экономическими агентами и их группами. Таким образом, целесообразно рассматривать в качестве главных регулирующих сил достижения экономического равновесия, а соответственно и путей достижения общего экономического пространства, рынок и государственное регулирование.
Взаимное влияние государства и рынка реализуется следующим образом: государство регулирует и стимулирует экономику и способствует организации общества, экономика определяет возможности и мощь государства и формирует экономические интересы общества. Одна сфера оказывает влияние на другую через разнообразные коммуникационные каналы, каналы движения материально-финансовых и информационных ресурсов, а также воздействуя на функционирование объектов, находящихся на их пересечении.
Моделированием пространственной конкуренции занимались Г. Хотеллинг, А. Лернер, X. Зингер, Т. Паландер, А. Смит. Классическая теория размещения производства основывается на предпосылках совершенной конкуренции, но если фирмы конкурируют между собой в пространстве, используя цену ФОБ, то это означает, что они действуют в условиях монополистической, а не совершенной конкуренции.
Поддержание и стимулирование конкуренции в ОЭП является функцией государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной работы соответствующих государственных институтов зависят социальный климат в стране, устойчивость финансовой системы, прозрачность фондового рынка, оптимизация открытости национальной экономики в мировом хозяйстве, расширение значимости общественных благ (особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры), а также создание правового поля на предпринимательской арене в связи с развитием рынка интеллектуальной собственности в условиях бурной экспансии новых средств информации и коммуникации и многое другое. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль сохранения самого экономического пространства путем выражения общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достигнул, по своей природе не может проигнорировать свои собственные интересы и взвалить на себя интересы всего общества.
Оставаясь в рамках экономической теории, трудно представить действующую рыночную модель, если не указать для этого множество различных предпосылок. В действительности любая рыночная модель реализуется под воздействием как экономических, так и неэкономических факторов. По мере возрастания сложности экономического развития той или иной страны роль неэкономических факторов возрастает, поскольку достижение ОЭП — это не самоцель, а средство повышения благосостояния людей и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, так и во всех сферах человеческой деятельности.
В СССР на всей его территории функционировал единый народнохозяйственный комплекс, базировавшийся на общегосударственной собственности'и планово-распределительной системе управления. В переходном периоде существенную роль в функционировании экономического пространства начинают играть рыночные отношения, а государство выступает в качестве непосредственного участника рынка (как собственник) и его внешнего регулятора и координатора.
Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи и т.д.).
Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные (общероссийские) рынки товаров и услуг, труда, капиталов.
Следует иметь в виду, что единое экономическое пространство охватывает не только всю территорию страны, но и ее экономическую морскую акваторию (территориальные воды, исключительную экономическую зону с национальными правами на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых с морского дна) и аэроторию (с национальными правами на деятельность воздушного транспорта, экологическую защиту и экологические квоты воздушного бассейна).
В Конституции Российской Федерации зафиксированы главные требования, обеспечивающие единство экономического пространства страны, в том числе:
· гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);
· недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74);
· запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля (ст. 75).
Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. В этом отношении особенно отличается Россия (см. гл. 5). Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части — анклавы и эксклавы.
Анклав — обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (экономическими, финансовыми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и оффшорные экономические зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности.
Эксклав — это отделенная от основной территории страны ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область, окруженная территориями Польши и Литвы. В определенном смысле эксклавами являются объекты за границей, находящиеся в собственности, в аренде или под юрисдикцией России (территории посольств, база Черноморского флота в Севастополе, космодром Байконур, угольные шахты на Шпицбергене и т.д.).