Формы пространственной организации хозяйства и расселения

В экономическом пространстве существует большое разнообразие форм организации хозяйства и расселения.

Элементарный объект пространства — локалитет — местность ("малая территория") с каким-то одним объектом. Это может быть компактный населенный пункт, предприятие, коммуникация и т.п., т.е. локалитет может быть поселенческим, промышленным, транспортным, рекреационным и т.д. Сочетания локалитетов образуют конкретные формы пространственной организации хозяйства и расселения.

Промышленный узел — это сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории.

Транспортный узел — пересечение транспортных коммуникаций, как правило, сочетающееся с концентрацией производства и населения.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) — сочетание различ­ных технологически связанных производств с общими объектами производст­венной и социальной инфраструктуры. ТПК имеют производственную специа­лизацию в масштабах межрегионального, национального и даже мирового рынков. ТПК являются типичной формой хозяйственного освоения новых территорий с богатыми природными ресурсами. Например, это Братско-Усть-Илимский и Саянский ТПК, специализированные на электроэнергетике, цветной металлургии и лесопереработке, а также ряд других ТПК Сибири и Севера.

Агломерация — территориальное образование, интегрирующее промы­шленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населен­ные пункты. Агломерации характеризуются особо высокой концентрацией хозяйства и населения. Примерами являются Московская и Санкт-Петер­бургская агломерации.

Формы расселения подразделяются на городские и сельские.

Городские населенные пункты различаются прежде всего по числен­ности населения. В России численность населения города должна быть не менее 10 тыс. чел., а других городских образований (поселков городского типа) — не менее 2 тыс. чел. Большие города имеют численность населения не менее 100 тыс. чел. (в том числе сверхкрупные — свыше 500 тыс., крупные — от 100 до 500). Средние города — от 50 до 100 тыс. чел. Полусредние — от 20 до 50 тыс. чел. Малые города — от 10 до 20 тыс. чел.

Городские населенные пункты выполняют разнообразные функции в пространственной организации хозяйства (эти функции называют градо­образующими). Монофункциональные города концентрируют какую-то одну отрасль хозяйства или деятельности: промышленность, транспортные услуги, оздоровительные учреждения (курортный город) и т.п. Некоторые города обслуживают только одно предприятие (оборонный завод, рудник, гидро­электростанцию, морской порт и т.д.). Гораздо более распространены многофункциональные города, которые одновременно концентрируют про­мышленность, строительство, транспорт, торговлю, финансы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, науки, управления и т.п.

Типы сельских поселений в большей степени, нежели городские, отра­жают природные, исторические, национально-культурные особенности народонаселения. Для исторического ядра России характерен деревенский тип расселения, сложившийся при общинной форме землепользования. На Северном Кавказе это казачьи станицы и горные аулы. В Сибири и на Дальнем Востоке — лесопромышленные и горнопромышленные поселки. На Крайнем Севере — оленеводческие и охотничьи поселки.

Происходящий на протяжении нескольких веков процесс концентрации населения и производства в городах — урбанизация — имеет своим результатом образование систем городов, поглощающих значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

Развивающиеся города образуют агломерации. Крупнейшая в России Московская агломерация с населением около 9 млн. чел. включает город Москву и городские поселения, подчиненные администрации г. Москвы, в том числе город-спутник Зеленоград. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по нескольку десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и др.).

Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (процессы субурбанизации и дезурбанизации). В России эти процессы находятся пока в начальной стадии.

Рассмотренные формы пространственной организации хозяйства и расселения неравномерно распределяются по территории больших стран (России, США, Канады, Бразилии, Китая и др.).

Различные части таких стран (крупные регионы) могут относиться к разным типам пространственной структуры. Для России характерны следующие типы пространственной структуры:

· очаговая и рассеянная (значительная часть европейского и азиатского Севера, а также южные регионы Сибири и Дальнего Востока, удаленные от железных дорог);

· равномерно-узловая (Центрально-Черноземный район, значительные территории других экономических районов в европейской части);

· агломерационно-узловая (наиболее промышленно развитые части Северо-Запада, Центра, Поволжья, Урала, юга Сибири).

Развитие регионов меняет соотношение указанных типов пространст­венной структуры: уменьшается территория с преобладанием первого типа, увеличивается распространение третьего типа.

Говоря об экономическом пространстве, следует разделять единое и общее экономическое пространство.

Единое экономическое пространство — это единая структура национальной экономики. Внутри этой структуры каждый элемент зависит от структуры совокупности и законов, ею управляющих, с одной стороны, с другой стороны — это взаимозависимость и инте­грация этих элементов, которые не приобретают смысла иначе как один посредством другого. Так, например, происходит взаимодействие рын­ка и государства в пространстве. Можно сказать, что рыночные и госу­дарственные процессы происходят и движутся друг относительно друга в пространстве.

Следовательно, можно утверждать, что всех агентов экономики объединяет единое экономическое пространство страны, где одинако­вые для всех правила отслеживают и поддерживают особые государ­ственные институты.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) предполагает суще­ствование на территории страны единой национальной валюты, еди­ной законодательной базы, единого национального банка, единых усло­вий перемещения людей и товаров по территории.

Единое экономическое пространство лежит в основе формирова­ния общего экономического пространства (ОЭП), которое подразумевает достижение «равновесной и сбалансированной экономики», примерно одинакового уровня жизни на всей территории страны, равенство дохо­дов, опирающееся на самодостаточность регионов и бюджетное вырав­нивание.

К экономическим условиям, характеризующим движение к ОЭП, относятся:

  1. выравнивание доходов на основе имеющихся ресурсов (трудо­вых, финансовых и т.д.), которое предполагает не равенство доходов, а соответствие, исходя из возможностей;
  2. равновесие и баланс цен (достигается за счет конкуренции, оди­наковых издержек);
  3. равновесный уровень безработицы в регионах (за счет мобиль­ности ресурсов);
  4. примерно одинаковый уровень жизни в регионах;
  5. единые правовые нормы и налоговая политика на территории страны (путем реализации бюджетного механизма).

Состояние экономического равновесия характеризуется тем, что ни один из экономических агентов не заинтересован в его изменении с помощью средств, которыми он располагает. Итальянский экономист В. Парето сформулировал принцип оптимальности, который гласит, что максимальное благосостояние, или общая полезность, достигает­ся при условии, что стремление к благополучию отдельных лиц не ведет к снижению уровня жизни любого члена общества. По его мнению, этот принцип может быть реализован в условиях неограниченной кон­куренции.

Впервые теоретическая модель общего экономического равнове­сия в условиях классического рынка была разработана швейцарским экономистом Л. Вальрасом как теория общего конкурентного равнове­сия. Модель Вальраса основана на использовании равновесных цен, обеспечивающих равенство спроса и предложения по каждому товару.

Принято различать частичное, общее и реальное равновесие. В дальнейшем мы будем исходить из определения общего равновесия, которое выступает как единая взаимосвязанная система, образованная всеми рыночными процессами на основе закона свободной конкурен­ции. С точки зрения Вальраса, общее предложение конечных продуктов в денежном выражении должно быть равно общему спросу на них как сумме доходов, приносимых всеми факторами производства их соб­ственникам. При этом равновесие считается достигнутым лишь тогда, когда существует не только равновесие спроса и предложения, но и рав­ное благосостояние участников рыночных отношений, которое пред­полагает рост благосостояния всех участников. Данные положения отражены на схеме общего экономического пространства (рис. 1.5).

Рыночное равновесие достигается через механизм конкуренции. Предположим, что общий рынок — это совершенный рынок, когда в одном рыночном пространстве на один и тот же продукт конкурен­ция установила одну цену. Сегодня в России межтерриториальная раз­ница в ценах составляет 1:3 (соответственно, по уровню жизни 1:6).


Рис. 1.5. Схема общего экономического пространства

Этим можно объяснить трудность вхождения Сибири, Севера, Даль­него Востока, Северного Кавказа в общероссийский рынок, хотя эти территории находятся в едином экономическом пространстве.

Как говорилось выше, когда перестают действовать рыночные механизмы, в национальной экономике возникает дисбаланс и стано­вится необходимым государственное регулирование. Роль государства в экономике предполагает взаимодействие государства и рынка как двух взаимодополняемых способов координации отношений между экономическими агентами и их группами. Таким образом, целесооб­разно рассматривать в качестве главных регулирующих сил достиже­ния экономического равновесия, а соответственно и путей достижения общего экономического пространства, рынок и государственное регулирование.

Взаимное влияние государства и рынка реализуется следующим образом: государство регулирует и стимулирует экономику и способ­ствует организации общества, экономика определяет возможности и мощь государства и формирует экономические интересы общества. Одна сфера оказывает влияние на другую через разнообразные комму­никационные каналы, каналы движения материально-финансовых и информационных ресурсов, а также воздействуя на функциониро­вание объектов, находящихся на их пересечении.

Моделированием пространственной конкуренции занимались Г. Хотеллинг, А. Лернер, X. Зингер, Т. Паландер, А. Смит. Классиче­ская теория размещения производства основывается на предпосылках совершенной конкуренции, но если фирмы конкурируют между собой в пространстве, используя цену ФОБ, то это означает, что они действу­ют в условиях монополистической, а не совершенной конкуренции.

Поддержание и стимулирование конкуренции в ОЭП является функцией государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гаранти­руя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной работы соответствующих государственных институтов зависят социальный климат в стране, устойчивость финансовой систе­мы, прозрачность фондового рынка, оптимизация открытости нацио­нальной экономики в мировом хозяйстве, расширение значимости общественных благ (особенно в сфере услуг, образования, науки, здра­воохранения, культуры), а также создание правового поля на предпри­нимательской арене в связи с развитием рынка интеллектуальной соб­ственности в условиях бурной экспансии новых средств информации и коммуникации и многое другое. Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль сохране­ния самого экономического пространства путем выражения обществен­ных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских разме­ров он ни достигнул, по своей природе не может проигнорировать свои собственные интересы и взвалить на себя интересы всего общества.

Оставаясь в рамках экономической теории, трудно представить действующую рыночную модель, если не указать для этого множество различных предпосылок. В действительности любая рыночная модель реализуется под воздействием как экономических, так и неэкономи­ческих факторов. По мере возрастания сложности экономического развития той или иной страны роль неэкономических факторов возрастает, поскольку достижение ОЭП — это не самоцель, а средство повышения благосостояния людей и укрепления демократических принципов как в обществе в целом, так и во всех сферах человеческой деятельности.

В СССР на всей его территории функционировал единый народнохозяйственный комплекс, базировавшийся на общегосударственной собственности'и планово-распределительной системе управления. В переходном периоде существенную роль в функционировании экономического пространства начинают играть рыночные отношения, а государство выступает в качестве непосредственного участника рынка (как собственник) и его внешнего регулятора и координатора.

Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транс­порта, связи и т.д.).

Важнейшими составляющими единого экономического пространства являются национальные (общероссийские) рынки товаров и услуг, труда, капиталов.

Следует иметь в виду, что единое экономическое пространство охва­тывает не только всю территорию страны, но и ее экономическую морскую акваторию (территориальные воды, исключительную экономическую зону с национальными правами на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых с морского дна) и аэроторию (с национальными правами на деятельность воздушного транспорта, экологическую защиту и экологические квоты воздушного бассейна).

В Конституции Российской Федерации зафиксированы главные требования, обеспечивающие единство экономического пространства страны, в том числе:

· гарантируемое единство экономического пространства, свободное пере­мещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (ст. 8);

· недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74);

· запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля (ст. 75).

Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. В этом отношении особенно отличается Россия (см. гл. 5). Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части — анклавы и эксклавы.

Анклав — обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (эконо­мическими, финансовыми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и оффшорные экономические зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности.

Эксклав — это отделенная от основной территории страны ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область, окруженная территориями Польши и Литвы. В определенном смысле эксклавами являются объекты за границей, находящиеся в собственности, в аренде или под юрисдикцией России (территории посольств, база Черно­морского флота в Севастополе, космодром Байконур, угольные шахты на Шпицбергене и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: