Формы развития экономики в рыночных условиях хозяйствования

Частные предприятия Общества капитала С дополнительной ответственностью (особые формы общества)
Личное общество Открытое общество Коммандитное общество Расширенное коммандитное общество Негласное общество Общество гражданских прав Акционерное общество Коммандитное общество на акциях Общество с ограниченной ответственностью Товарищество Страховое общество Объединение

По мнению некоторых экономистов, наиболее эффективной организационной формой для восточноевропейских стран в условиях становления рыночной экономики и острой необходимости развития в регионах среднего предпринимательства являются так называемые зарегистрированные кооперативные товарищества (ЗКТ), главная задача которых — не столько извлечение собственной прибыли, сколько стимулирование хозяйства и доходности его участников. Примерами могут быть кооперативы по сбыту продукции, создаваемые с целью централизованного сбыта продукции, закупочные кооперативы — для закупки сырья и исходных материалов, получения кредитов и т.д. Первые ЗКТ возникли в европейских странах с тем, чтобы помочь сельскохозяйственным производителям и мелким предпринимателям, ввиду их невысокой платежеспособности, нехватки средств производства и невыгодного положения на рынке, что в настоящее время чрезвычайно актуально и для России. Как правило, ЗКТ ряда отраслей -обычно сельского и лесного хозяйства — пользуются стимулирующими их развитие налоговыми льготами.

Проведенное немецкими экономистами исследование правовых форм позволило сделать вывод о том, что «кооперативные товарищества возникали всегда в трудные времена и успешно переживали их.

Более того, правовая форма ЗКТ прошла через испытания чрезвычайных положений, нужды и ситуаций выживания».

Кооперативные товарищества появились сто лет назад, но их способность приспосабливаться к постоянно меняющимся внешним условиям позволяет им оставаться эффективными и в настоящее время, в условиях развития социально-рыночной экономики и углубляющейся международной кооперации. Не случайно достаточное внимание им уделяется и в рамках Европейского Сообщества, ведь «кооперативные товарищества подготовлены к работе в условиях Европейского рынка. Они отвечают духу нашего времени в силу своей правовой формы, демократической структуры, своего укоренения в населении и в регионе, умения взять дело в свои руки, отсутствия удаленных инстанций, где принимаются решения, неприятия необозримых процессов принятия решений — не в этом ли признаки нашего времени?»

Особенно высокое значение кооперативных товариществ для региональной экономики объясняется тем, что они позволяют согласовывать частные цели и интересы общественного блага, удовлетворять возросшее желание людей участвовать в хозяйственных процессах и стимулировать тем самым развитие в регионах малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем нельзя забывать существенного отличия ЗКТ от кооперативов, работавших в условиях командно-административной плановой экономики. Последние руководствовались в своей организационной и хозяйственной деятельности директивами центра, для выполнения которых государственные и партийные органы имели право контролировать и вмешиваться в деятельность предприятий. В странах «советской зоны влияния» следует вернуться к первоначальной кооперативной идее, к основным принципам кооперативного товарищества — взаимопомощи, самоуправлению и самоконтролю, что позволит этой форме предпринимательства и в конце XX века снова стать важным элементом в процессе реформирования и дальнейшего развития экономики.

Для развития региональной экономики в последние годы особое значение стали приобретать формы производственно-хозяйственной деятельности партнеров двух или нескольких стран, содержанием которой является (в зависимости от региональной специфики) кооперация в сферах производства и обращения, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях. Совместные предприятия могут заниматься как одним видом деятельности, так и несколькими — например, производством и разработкой новой технологии.

Совместное предпринимательство может осуществляться в таких формах, как концессии, консорциумы, акционерные общества, международные товарищества, международные страховые общества и т.д. В форме СП могут выступать не только промышленные предприятия, снабженческо-сбытовые, торговые, транспортные или иные организации, но и их совокупность.

В России на начало 1997 года действовало 16079 совместных предприятий с общим объемом привлеченных иностранных инвестиций 6,5 млрд. долларов США. Влияние региональной специфики на развитие совместного предпринимательства показывает разброс объема иностранных инвестиций на 1000 человек населения — от 4 тыс. долларов в Курганской области до 578702 долларов в Магаданской.

Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласовывать экономические интересы всех участников такого рода связей, поскольку в основе партнерства лежит конфликтная ситуация несостыковки их позиций, и в этом смысле важное значение приобретают особые территории на уровне регионов (свободные экономические зоны, налоговые гавани и оффшорные зоны).

Специфика территорий, обычно называемых свободными зонами (в настоящее время в мире их насчитывается около 400), определяется в первую очередь их региональными особенностями. Если государство при создании такого рода экономического образования недостаточно учитывает региональную специфику, выдвигая на первый план только общенациональные интересы, свободная зона либо вообще не станет развиваться, либо приобретет латентную роль, и результаты ее функционирования будут в значительной степени отличаться от запланированных.

В России региональная специфика создаваемых свободных зон представлена достаточно четко.

Свободная экономическая зона «Янтарь» в Калининградской области максимально отвечает основному признаку свободной таможенной зоны; таможенный режим не распространяется на товары, произведенные в этом регионе, и на товары, потребляемые на его территории, В Калмыкии льготами пользуются только те компании, которые не используют ее сырьевые и природные ресурсы — налицо отраслевая направленность. Под определение свободной производственной зоны ближе всего подпадает эколого-экономический регион «Алтай», где налоговыми льготами пользуются предприятия приоритетных отраслей и инвестирующие в их развитие.

Организационные структуры региональной экономики отражают устойчивые к различным преобразованиям системы региональной экономики и взаимоотношения между элементами этой системы.

Основными типами организационных структур являются:

· линейные;

· линейно-штабные;

· функциональные;

· функционально-линейные;

· программно-целевые;

· матричные.

Особенностью наиболее простых организационных структур -линейных, линейно-штабных, функциональных — является их принадлежность к различным сферам экономики на микроуровне, что характерно для подразделений с небольшим объемом выполняемых работ.

Особенностью организационных структур более высокого порядка является формирование этих структур (функционально-линейных, программно-целевых, матричных) на уровне микроэкономических звеньев со средним и большим объемом работы, а также в сфере макроэкономики (на уровне региона и страны в целом). Их отличительным признаком является синтез управленческих функций: по вертикали — по сферам деятельности, по горизонтали — на основе разработки программ соотнесения целей и ресурсов на уровне линейных звеньев.

На Западе революция в управлении на уровне отдельных предприятий, заключающаяся в переходе от административно-централизованных к финансовым методам управления, продолжается уже 40 лет, в России же она только началась. В определенном смысле выбор между линейно-функциональной и дивизиональной структурами — это выбор между административно-централизованным управлением и управлением с выделением хозрасчетных центров.

Дивизиональные структуры, в свою очередь, делятся в зависимости от степени децентрализации на следующие виды объединений:

· концерн;

· консорциум;

· промышленные и коммерческие группы;

· финансово-промышленные группы;

· синдикат;

· картель;

· холдинг.

Концерн использует все компоненты менеджмента — структуры, экономику, финансовые и человеческие ресурсы, маркетинг, бизнес-планирование, учет, организацию и логистику. Консорциум отличается от концерна временным характером объединения. Предприятия, объединенные в коммерческую или промышленную группу, характеризуются общим линейным управлением и, как правило, связаны в рамках общего производственного и технологического цикла. Финансово-промышленные группы управляются методами и средствами финансовых институтов и обычно принадлежат им через систему участия. Синдикат предполагает общую структуру маркетинга и связанное с ним общее бизнес-планирование, картель — просто координацию бизнес-планов. В случае образования холдинга центрами ответственности становятся юридические лица, управляемые через систему финансового участия.

Организационные структуры на уровне региона существуют в различных сферах деятельности (производственной, торговой, финансовой и т.д.) и при различных формах собственности (государственной, частной, смешанной и т.д.). Однако для полноценного финансирования региональной экономики особое значение приобретает развитие финансовой сферы, так как именно она, с одной стороны, является как бы «передаточным механизмом» между сферой материального производства и сферой государственного управления в условиях рынка, а с другой — сама испытывает на себе влияние фискальной государственной политики и колебаний деловой активности в сфере материального производства. И в этом контексте создание и функционирование организационных структур финансового рынка вызывает вполне оправданный интерес.

Отличительной особенностью этих структур является то, что в основном эти структуры высокого порядка (как правило, матричные) и то, что характер их деятельности является уно- или полифункциональным. Необходимость создания матричных организационных структур в финансовой сфере объясняется прежде всего потребностями освоения провинциального финансового рынка и создания на данной территории региона с целью привлечения незадействованных средств вкладчиков.

Уно-, полифункциональный характер деятельности организационных структур финансового рынка вызван прежде всего тем, что в социалистической монобанковской системе другие финансовые посредники не существовали и их создание в регионах требуют много времени и усилий. Уже существующие небанковские финансовые посредники в лице частных инвестиционных фондоь свою задачу не выполняют, а потому вызывают мало доверия21. Однако опыт функционирования стран развитой экономики доказывает необходимость создания организационных структур как банковских, так и небанковских сфер (финансовых посредников).

Преимущества столичных банков перед региональными, обусловливающих отток региональных финансовых ресурсов и их концентрацию в крупных центрах, заключаются в первую очередь в их финансовой мощи и более легком доступе на рынок государственных казначейских обязательств. В то же время уменьшение доходности ГКО заметно сокращает преимущества столичных кредитных организаций. Кроме того, для ряда стран, в частности, в настоящее время и для России, характерно более равномерное географическое распределение природных и промышленных ресурсов, чем финансовых потоков. Это приводит к созданию избыточного предложения на столичном рынке финансовых ресурсов и их оттоку в регионы. В регионах же при кредитовании и инвестировании средств определенные преимущества получают местные банки, что обусловлено лучшим знанием местной клиентуры, близостью органов управления банка и кредитуемых организаций, большей оперативностью принятия решений, чем в филиалах иногородних банков.

На практике это может привести к тому, что столичный банк даёт кредит региональному, а тот, в свою очередь кредитует предприятия региона. Таким образом, региональная банковская система получает возможность вернуть часть финансовых ресурсов, устремившихся в свое время в центр.

Стержнем эффективно региональной стратегии столичных банков может быть заключение с местными администрациями специальных соглашений о долдгосрочном партнерстве и экономическом сотрудничестве. Банки получают в этом случае серьезную поддержку на местах, а регионы – возможность получения современных технологий по использованию бюджетных счетов, оптимизации финансовых потоков и контролю за движением средств, льготных кредитов на развитие социальной сферы и производства. Кредиты, предоставляемые на льготных условиях местным администрациям для решения региональных социальных проблем, рассматриваются в данном случае как рисковые стартовые вложения капитала, позволяющие стабилизировать обстановку в регионе, куда будут сделаны последующие кредитные вложения, включая инвестиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: