Ступени развития технополиса

№ п/п Экономическая форма (точка роста) Выполняемые функции(содержание деятельности) Территориальное построение (функциональные составляющие)  
  Исследовательский парк (центр) ■ Разработка высоких технологий; ■ прикладные технологии Обычно парковые территории, где располагается комплекс научно-производственных малых предприятий, связанных с местным университетом, и обслуживающие их фирмы. Для (1): модули со сменной планировкой и оборудованием  
  Технологический парк (центр) К предыдущим добавляется: ■ разработка технологий внедрения; ■ появление венчурных фирм Для (2—4) добавляются: ■ офисы консультативных и венчурных фирм; ■ юридические учреждения  
  Грюндерский центр К предыдущим добавляется:    
    ■ консультирование предприятий по использованию разработок;    
    ■ соучредительство производства и поиск партнеров. Как правило, специализируются на перерабатывающих предприятиях    
  Промышленный парк (центр) К предыдущим добавляется: ■ комплекс услуг: ■ социально-культурные и бытовые; ■ информационные, консультации, венчурное финансирование; ■ аренда оборудования, помещений, земли для размещения офиса; ■ банковские услуги; ■ обучение и переподготовка персонала для работы в условиях НТП Для (4) добавляется: ■ комплекс из нескольких исследовательских центров и примыкающая компактная наукоемкая «производственная зона». В се состав входят: ■ гостиница, конференц-зал, столовая, бытовые помещения, зоны отдыха; ■ библиотека, офисы с лабораторным оборудованием; компьютерный центр с выходом в международные сети; информационный центр; ■ офисы юридических, менеджерских фирм и представительства компаний; ■ финансовые учреждения; ■ центр по подготовке кадров  
  Технополис Тип «А»: город — технологический центр новых технологии  
    Тип «Б»: «размытый» центр технологий, когда основные компоненты структуры разбросаны и связаны в систему телекоммуникационными видами связи  
5.1 ■«Ядро» ■ маркетинг, разработка программы развития  
  Финансовый блок ■ контроль, регулирование осуществления программы Холдинговая компания  
  Блок НИОКР ■ научно-технические и прикладные разработки +  
  Центр научно-технической информации и выставочный павильон ■ реклама, маркетинг, поиск партнеров, обучение и переподготовка персонала Территориальный комплекс типа промышленного парка («промышленный блок»)  
  бизнес-инкубатор ■ селективная политика в сфере малого и среднего бизнеса +  
5.2 «Периферия» Производство Социально- культурный и бытовой блок ■ обеспечение связи науки с производством; ■ производство товаров Комплекс предприятий, инженерная и информационная инфраструктура, обслуживающая блоки 5.1 и 5.2  
5.3 Экономическая политика ■ внутренний и внешний механизмы функционирования и развития тсхнополиса и его блоков (5.1 и 5.2)  
               

Совокупность названных свойств делает экономическую форму источником положительных изменений ситуации на той территории, где она действует, что позволяет назвать ее «центром роста» территории. Переходя от одного «центра роста» к другому, власти получают возможность регулировать и процесс развития территории, и процесс постепенного накопления предпосылок для преодоления кризисных явлений в регионе. В случае удачи методика обобщается и начинает применяться в других регионах. Так создается механизм «цепной реакции» положительных изменений. Для того чтобы сформировать на выбранной территории политические, морально-психологические и экономические предпосылки к переходу региона на более высокий уровень развития, власти постепенно усложняют экономические формы.

Роль государства и местных властей предполагает создание особого экономического механизма, стимулирующего развитие территории в заданном направлении, а также прямое участие органов власти в формировании точек роста.

Экономический механизм состоит из нескольких «блоков» стимулов и льгот, набор которых приспособлен к конкретной экономической форме. Это:

· финансовые и налоговые стимулы и льготы;

· регулирование условий приложения иностранного капитала и валютного обращения, экспортно-импортных операций;

· меры поддержки предпринимательства;

· создание особой схемы управления процессами, протекающими на территории.

В центре России формируются технополисы, которые являются эффективной формой территориальной научно-технической интеграции. Один из них расположен в пределах Зеленограда (г. Москва) и преследует цель создания благоприятного развития социальной сферы и экономики города, расширения и диверсификации производства наукоемкой высокотехнологичной продукции, в том числе производимой на экспорт. Приоритетным направлением деятельности являются разработки высоких технологий, направленных на развитие микроэлектроники, информатики и связи, промышленной и бытовой радиоэлектронной аппаратуры, специального технологического оборудования, создание материалов электронной техники и биотехнологических материалов.

В январе 2003 г. на заседании Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ обсуждались вопросы сохранения и развития потенциала отраслевой науки и главным образом наукоградов. Совет признал целесообразным создать на базе четырех из них пилотные инновационные зоны, в которых ученым и инвесторам будут предоставлены привилегии для работы в сфере высоких технологий. В стране уже действует Союз развития наукоградов России, который готов предложить потенциальным партнерам привлекательные инновационные проекты.

Конкретным примером успешной деятельности отечественных наукоградов служит г. Дубна Московской области. Ранее город получал 75% дотаций в свой бюджет, теперь он обходится без них за счет то, что разработал и развил у себя несколько десятков производств •'а основе высоких современных технологий. Здесь производится лучшее в мире оборудование для контроля перемещений радиоактивных материалов. На основе технологий авиационного комплекса создано производство изделий из композиционных материалов, отличающихся высокой прочностью, легкостью и способных заменить дорогостоящие материалы из специальных сталей.

На упомянутом заседании обсуждалась также задача формирования национальной инновационной системы, которая подразумевает организацию так называемого национального технологического брокера, т.е. структуру, находящуюся первое время под патронажем государства. Национальный технологический брокер уже насчитывает несколько фирм, специализирующихся на отборе технологий по заказу иностранных фирм; в ближайшее время он должен стать законченной системой.

Наряду с указанными организационными мероприятиями государство увеличило финансирование оборонного заказа: его объем в 2003 г. был на треть выше по сравнению с 2002 г. При этом на разработку и закупку новой военной техники выделяется примерно 1,4 млрд руб. по текущему валютному курсу.

Показательным является рассмотрение в марте 2002 г. на совместном заседании Госсовета и Совета безопасности проблем научно-технического развития страны и принятие документа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки, технологий и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В нем, в частности, определены государственные приоритеты в научно-технической сфере. Но они плохо увязываются со структурной политикой государства. Например, из списка первоочередных приоритетов неправомерно исключены атомная энергетика и электроника, которые сравнительно успешно действуют на мировом рынке и позиции которых следовало бы и дальше всячески там закреплять.

Одним из обязательных элементов инфраструктуры инновационного рынка являются так называемые инновационные посредники, занимающиеся продвижением инноваций на рынок. К ним относятся организации, занимающиеся патентованием, лицензированием, коммерциализацией разработок, консалтингом и маркетингом инноваций. До сих пор цивилизованный рынок таких посредников в России отсутствует. За последние годы появились, например, в Сибирском отделении РАН специалисты, которые освоили основные операции, необходимые для вывода научной продукции на рынок. Однако это очень узкий контингент.

В конце 80-х годов прошлого столетия были созданы различного рода внебюджетные фонды, задача которых заключалась в финансовой поддержке инноваций. К их числу относится Межотраслевой внебюджетный фонд «Инновация», созданный при Научно-технической ассоциации «Технопол-Москва», а также некоммерческий Международный координационный фонд «Развитие высоких технологий», учрежденный частными лицами из России и США.

Уже сегодня Россия располагает рядом уникальных технологий. Так, разработки в области сверхадиабатического горения позволили создать чрезвычайно эффективные системы для сжигания бытового мусора и малокалорийного топлива. Причем использование новых аппаратов решает все проблемы, связанные с вредными выбросами в атмосферу, а коэффициент полезного действия в них достигает 95%, тогда как у западных образцов он не превышает 70%. В области химической промышленности Россия обладает лучшими пиротехническими продуктами для фейерверков, а созданное на их основе новое оружие для полицейских с эффектом светового ослепления, шумового оглушения, не опасное для жизни человека, как полагают специалисты, способно осуществить настоящий переворот на мировом рынке. Разработки оборонного комплекса позволяют наладить производство полимерных контейнеров с длительным хранением газированных напитков в пластиковой таре, что может иметь широчайшее распространение на мировом рынке.

Кроме того, имеются новые разработки высокоэффективного инсулина на базе современных методов генной инженерии, уникальные системы очистки воды с помощью ультрафиолетовых воздействий, образцы уникальных фильтров и мембран для различных химических процессов, осуществлены новые разработки, предусматривающие значительное увеличение стойкости асфальтового покрытия для северных регионов за счет специальных добавок. В сфере медицинских технологий Россия предлагает уникальные противошоковые костюмы для людей, находящихся после аварии в тяжелом состоянии, и для компенсации последствий детского церебрального паралича. Применение данного ноу-хау показало феноменальную эффективность: из 100 летчиков, совершавших катапультирование, 97 немедленно возвращались в строй, тогда как аналогичные американские системы приводили к гибели 40 летчиков из 100.

Необходимо отметить, что за годы реформ положение осложнилось тем, что произошел спад в самой сфере разработок высоких технологий. И сегодня появляются совсем не оптимистические прогнозы заокеанских экспертов. Россия к 2015 г., по их оценке, не будет играть никакой роли в развитии высокотехнологичной продукции. Основой российской экономики, по их мнению, останется экспорт необработанного минерального сырья. Эта оценка базируется на нескольких американских исследовательских программах. По данным американских исследователей, число патентных заявок, поданных российскими специалистами за 7 лет (с 1992 по 1999 г.), уменьшилось с 33 666 до 19 900. В США эта цифра за те же годы выросла с 98 000 до 150 000. По числу научных публикаций на миллион жителей Россия занимает 36-е место в мире (после Эстонии, Кувейта и Польши).

Что касается Томской области, то здесь сформировалась рациональная институциональная структура научно-образовательного комплекса, выражающаяся прежде всего в создании правовой основы, определяющей деятельность субъектов-инноваторов и инвесторов, а также формы государственной помощи и поддержки инновационной активности. Принят закон об инновационной деятельности в Томской области, аналогичное городское положение, реализуется межведомственная программа «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области».

Инфраструктура поддержки инновационной деятельности представлена Координационным советом по инициативной деятельности при администрации Томской области. Еще в 1997 г. был создан научно-технический совет, координирующий научную и инновационную деятельность в городе. На его базе в рамках Ассоциации сибирских и дальневосточных городов образована секция «Наука, вузы, инновации: промышленная и инвестиционная политика», включающая в себя административный потенциал всех крупных сибирских и дальневосточных городов.

В Томске действует уже несколько инновационно-технологических центров (ИТЦ), прошедших аккредитацию и вошедших во Всероссийский союз ИТЦ. Принципиальное отличие их от любого научно-исследовательского института заключается в том, что они следуют требованиям рынка, мобильность и конкурентоспособность товара заложена там изначально, а НИИ отталкивается от своего технологического задела. Очевидно, следующим этапом будет создание инновационно-промышленных комплексов, в частности, на базе Научно-исследовательского института полупроводниковых приборов, что обеспечит возможность развития венчурного финансирования.

Конкретное применение тех или иных экономических стимулов оправдывается задачей подготовки на территории условий для интенсивного предпринимательства, вовлечения в хозяйственный оборот максимально возможного количества местных ресурсов с целью наращивания потенциала местного сообщества и обеспечения дополнительных источников решения местных проблем. Прямое участие властей выражается в предоставлении кредитов (например, государство дает кредит размером до 30—40% общего объема затрат на создание технополиса) и непосредственном участии в инфраструктурном обустройстве территории (дорог, средств связи, социально-бытовых условий).

16 марта 1996 г. было принято Постановление Правительства РФ № 290 «О создании научно-технологического парка „Новосибирск"», в целях обеспечения условий для рационального и эффективного использования научно-образовательного и технологического комплекса в Новосибирской области, развития малого бизнеса в научно-технической сфере, освоения новых конкурентоспособных наукоемких технологий и развития на этой основе промышленности региона. Статистические данные о работе технологического парка «Новосибирск» свидетельствуют о том, что он функционирует с эффективностью вдвое меньшей, чем аналогичные образования в КНР.

В ряде регионов действуют инновационные программы и создаются соответствующие инновационные центры. Например, с 1996 г. на территории Хабаровского края функционирует инновационная программа «Техноэкополис „Комсомольск — Амурск — Солнечный"», организован технопарк на базе Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, выполняющий в основном экспертные и консультационные функции.

И хотя многие предприятия реализуют проекты по этой программе, предполагающей бюджетное финансирование, основными источниками финансирования инновационной деятельности для большинства предприятий остаются собственные средства. Опросы руководителей предприятий показывают, что среди многих факторов, препятствующих инновациям, большинство опрошенных на первое по значимости место ставят недостаток собственных денежных средств. Поэтому возникает необходимость в получении внешних финансовых ресурсов, в частности, средне- или долгосрочного кредита. Цель такого кредитования — обрести возможность распоряжаться материальными ресурсами в течение значительного времени до создания рыночной стоимости, которая может выступить покрытием данного кредита. Эта стоимость будет создана по истечении определенного периода времени, необходимого для разработки и коммерциализации новшества. Но возможности кредитных организаций по отвлечению средств ограничены. Банки не могут надолго расставаться со своими деньгами из-за недостаточности аналогичных по срокам ресурсов. Поэтому только одного кредитования недостаточно для формирования финансовой базы инновационных процессов.

Помимо проблемы с длительностью срока кредитования для финансирования инновационных мероприятий, существует проблема с обеспечением кредита. Осуществляя инновационный процесс, особенно если он основан на радикальных инновациях, предприятие производит затраты, но не имеет замещения этих затрат реальным продуктом или услугами в течение длительного времени. Большинству производственных процессов для своего бесперебойного осуществления требуется подпитка кредитными ресурсами в течение краткосрочного периода. Но обеспечением этого кредита является создаваемый или находящийся на складе продукт. То есть появляющиеся в хозяйственном обороте кредитные деньги имеют товарное покрытие. В инновационном процессе такого покрытия нет. В этом заключается основное различие кредитования производственного и инновационного процессов.

Соответствующей инновационным потребностям формой привлечения заемных средств является выпуск облигаций. Их особенность заключается в длительном (до нескольких десятков лет в зарубежной практике) сроке обращения. Можно утверждать, что для рассматриваемых процессов финансирование на основе облигационных займов наиболее предпочтительно.

Хотя для каждой страны меры по использованию местных особенностей отличаются большим разнообразием форм и особенностей, можно выделить четыре наиболее типичные группы.

1. Укрепление региональной базы подготовки кадров для наукоемких предприятий и научных центров. На основе правительственных заказов, учитывающих потребности развития науки и производства региона, военные учебные и исследовательские учреждения используются как центры по разработке гражданских технологий и переподготовки кадров для гражданской промышленности. Введением новых предметов и программ обучения расширяются действующие вузы, стимулируется строительство новых научных учреждений и проводится активная политика по возвращению выпускников, уехавших из региона и получивших хорошую подготовку (квалификацию) на других предприятиях. Наконец, меняется система дошкольного воспитания и среднего образования. Создаются «магнитные школы», призванные закрепить основную массу выпускников в регионе и сформировать у них способность гибко реагировать на перемены, уметь находить выход из любой ситуации.

2. Создание условий для мелкого и среднего предпринимательства предполагает два направления деятельности:

· разработку и применение системы стимулов и льгот в сферах наиболее эффективного использования потенциала территории местного сообщества;

· организацию бизнес-инкубаторов, призванных «выращивать» предпринимателей и оказывать им помощь в промышленном освоении научных разработок.

3. Модернизация и всестороннее использование традиционных отраслей хозяйства предполагает:

· строительство новых и реконструкцию старых сетей телекоммуникаций и связи на основе новейших технологий;

· создание единой информационной сети региона, последовательное подключение ее к информационным сетям страны и мира;

· реконструкцию и расширение транспортной сети, модернизацию аэропортов, организацию системы складских комплексов, способных принять и обработать необходимое количество грузов;

· модернизацию традиционных сельскохозяйственных видов производства (опытные хозяйства превращаются в центры биотехнологии и селекции; бойни, пивоваренные и спиртовые заводы — в базу для биотехнологических экспериментов и выпуска ферментов, мед-препаратов);

· использование химических производств как базы для изготовления продукции с заранее заданными свойствами, в том числе и для нужд пищевой промышленности;

· восстановление храмов, музеев, открытие широкой системы туристического бизнеса там, где нет производственных возможностей.

4. Создание инфраструктуры поддержки и реализации проекта технополиса означает учреждение специальной организации (юридического лица), ответственной за связь с правительством и организующей все работы, а также системы специализированных инвестиционных фондов.

Одновременно проводится активная работа с населением, выражающаяся в использовании местных и национальных культурных традиций с целью изменить массовое сознание и адаптировать его к новым условиям, преодолеть замкнутость и достигнуть большей открытости к восприятию иной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: