Международное сотруничество и национальные интересы
Международное экологическое сотрудничество — это совокупность норм и мероприятий в области охраны окружающей среды, предусматривающих принципы международного экологического сотрудничества, деятельность международных организаций и заключение международных договоров (соглашений, конвенций).
Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества. Предпосылкой международного сотрудничества является острая необходимость решения глобальных проблем биосферы, обеспечения ее единства, потребность совместных действий как при воздействии на нее, так и при ее охране.
Объекты охраны окружающей среды, находящиеся вне юрисдикции государства, делятся на:
— находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой атмосферы);
— используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);
— используемые двумя государствами, как правило пограничные объекты, (реки Амур, Уссури, Чудское озеро).
Международное сотрудничество в области охраны таких объектов проводится с XIX в. Одними из первых международных конвенций и соглашений были Конвенция по ловле устриц, заключенная в 1839 г. между Францией и Великобританией, и Соглашение об охране морских котиков, заключенное в 1867 г. между Россией, США и Японией.
Наиболее быстро международные отношения стали развиваться после окончания Второй мировой войны. Они охватили самые различные природные объекты и окружающую среду.
В настоящее время более ста международных организаций активно занимаются охраной окружающей среды. Они подразделяются на международные правительственные союзы и международные неправительственные объединения.
Наиболее авторитетной международной межправительственной организацией является ООН, рассматривающая экологические проблемы на Генеральной Ассамблее. По инициативе нашей страны в 1981 г. ООН приняла резолюцию "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений", в которой отмечалось пагубное последствие гонки вооружений для природной среды.
В состав ООН входят следующие объединения:
— Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), которая одобрила программы "Человек и биосфера", "Человек и его окружающая среда";
— Всемирная метеорологическая организация (ВМО), которая занимается климатической программой, службой погоды;
— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), которая осу-ществляет работу по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, загрязнения воздуха;
— Всемирная организация продовольствия (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН);
— Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
В целях исследования значения океана для человечества в 1960 г. была создана Межправительственная океаническая комиссия (МОК).
В связи с широким применением атомной энергии в мирных целях возникла необходимость международного сотрудничества в этой области. Для изучения и использования атомной энергии в 1957 г. было создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), которое осуществляет программу "Ядерная безопасность и защита окружающей среды".
Важную роль в решении экологических проблем играет международная неправительственная организация Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), которая включает правительственные и неправительственные организации, содействует сотрудничеству между национальными и международными объединениями, между гражданами.
Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы (ВВФ).
Громадный вклад в осмысление современного кризисного состояния биосферы внес "Римский клуб" - международная научная неправительственная организация, созданная в 1984 г. и объединяющая около 100 ученых более чем из 30 стран. Мировую, славу этой организации принесли работы по математическому моделированию будущего развития человечества, его взаимоотношений с биосферой и поиску путей, которые помогли бы избежать грозящей экологической катастрофы.
Самой известной международной общественной организацией является "Гринпис" — "Зеленый мир", главным направлением деятельности которой является противодействие радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Существуют региональные организации:
— Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);
— Экономическая комиссия ООН для Европы (ЭКЕ);
— Программа арктического мониторинга и оценки. Активно развивающееся международное экологическое
сотрудничество привело Россию к необходимости создания двусторонних организаций со своими соседями, иным формам двустороннего контактирования по проблемам озера Байкал (с Монголией), подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США), строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов, удаления серы и внедрения экологически чистых технологий (с Финляндией), утилизации отходов свинокомплекса и очистки сточных вод (с Данией), системы радиологического мониторинга (с Германией), комплексного управления качества воды (с Канадой), охраны вод и защиты от паводков (с Китаем), использования водоохранных зон Истринского района Московской области и очистки воздуха в Волгограде (с США).
В целях охраны фауны и флоры учреждена Международная Красная книга, в которую включаются редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающихся в особой охране, такие книги заведены в России и во многих ее субъектах.
Российская Федерация (как правопреемник бывшего СССР) является одним из инициаторов и участников подписания договоров:
- о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой;
— о принципах деятельности государства по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела;
— о нераспространении ядерного оружия.
Результатом международного экологического сотрудничества является заключение международных договоров, соглашений, конвенций. Среди них такие важные, как:
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их утилизации (1989 г., Базель, Швейцария).
Цели: обязательства сторон по сокращению трансграничного перемещения отходов, включенных в перечень Конвенции; максимальное снижение объема и токсичности опасных отходов, обеспечение экологичного использования; оказание помощи'развивающимся странам в утилизации опасных отходов;
Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г, Вена, Австрия).
Цели: установление некоторых минимальных норм для обеспечения финансовой защиты от ущерба, возникающего в результате определенных видов мирного использования ядерной энергии, а также развитие дружеских отношений между нациями независимо от различий их конституционных и социальных систем;
Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г., Вена, Австрия).
Цели: защита и охрана здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятных воздействий, связанных с изменениями в озоновом слое;
Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г., Рио-де-Жанейро, Бразилия),
Цели: сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование компонентов биологического разнообразия, справедливое распределение преимуществ от использования генетических ресурсов;
Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсарская конвенция).
Цели: приостановка нарастающего освоения и утраты водно-болотных угодий; признание их экологической, экономической, культурной, научной и рекреационной ценности;
Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г., Женева, Швейцария).
Цели: упрочение мира, прекращение гонки вооружений, достижение всеобщего и полного разоружения под строгим международным контролем, устранение опасности для человечества военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду;
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и природы, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС, 1973 г., Вашингтон, США).
Цели: охрана отдельных видов, находящихся под угрозой исчезновения, от переэксплуатации, ввод системы таможенного контроля;
Конвенция о трансграничном воздействии промышлен-иых аварий (1992 г., Хельсинки, Финляндия).
Цели: защита людей и окружающей среды от промышленных аварий путем предотвращения таких аварий насколько это возможно, уменьшения их частоты и серьезности, смягчения их воздействия;
Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г., Женева, Швейцария).
Цели: защита людей и окружающей среды от загрязнения воздуха; ограничение, постепенное сокращение и предотвращение загрязнения воздуха, включая трансграничное загрязнение;
Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе (1979 г., Берн, Швейцария).
Цели: сохранение дикой фауны и флоры и их природных сред обитания, особенно тех видов и местообитаний, охрана которых требует сотрудничества ряда государств; содействие такому сотрудничеству;
Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г., Бонн, Германия).
Цели: охрана видов диких животных, мигрирующих че-! рез национальные границы;
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду; в трансграничном контексте (1991 г., Финляндия).
Цели: содействие устойчивому экономическому развитию; использование оценки воздействия на окружающую среду качестве предупредительной меры против трансграничной деградации окружающей среды;
Конвенция ООН по морскому праву (1982 г., Монтего Бей, Ямайка).
Цели: создание нового правового режима в отношении окружающей среды морей и океанов, принятие правил природоохранных стандартов и положений, касающихся загрязнения морской среды;
Конвенция по борьбе с опустыниванием (1994 г., Париж, Франция).
Цели: борьба с опустыниванием и ликвидация последствий засухи в странах, которые подвергаются опустыниванию, использование засушливых земель;
Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (1992г., Бухарест, Румыния).
Цели: решение экологических и природоохранных проблем на международном уровне по предотвращению и уменьшению загрязнения морских вод Черного моря;
Межправительственное соглашение государств — участников Содружества Независимых Государств о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды (1992 г., Москва, Россия).
Цели: принятие согласованных правовых актов в области экологии и охраны окружающей среды, а также согласованных стандартов и экологических нормативов, обеспечивающих экологическую безопасность и благополучие каждого человека;
Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г., Нью-Йорк, США).
Цели: стабилизация концентрации в атмосфере парниковых газов на уровне, который предотвратит антропогенное вмешательство в систему формирования климата;
Соглашение о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов (1997 г., Москва, Россия).
Цели: развитие взаимодействия в экономической и научно-технической сферах, совершенствование механизма научных, производственных и экономических связей; эффективное решение проблем изучения, разведки и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов, геоэкологии и охраны окружающей среды;
Соглашение по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г., Хельсинки, Финляндия).
Цели: принятие национальных и международных мер по охране, рациональному использованию трансграничных вод;
Стратегия защиты окружающей среды Арктики (1991 г., Рованиеми, Финляндия).
Цели: сотрудничество в области научных исследований по уточнению источников, путей переноса, выпадений и влияния на регион основных загрязнителей; осуществление и усиление мер контроля за загрязняющими веществами; оценка потенциального воздействия на окружающую среду региона, охрана арктической флоры и фауны, биоразнообразия и местообитаний, интегрирование арктических интересов в глобальный природоохранный процесс.
В условиях ухудшающегося экологического состояния различных территорий и стран, нарастающего глобального потепления климата на Земле должны получить дальнейшее развитие направления и формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Международные форумы. Одним из важнейших направлений международного сотрудничества является организация различных встреч, совещаний и конференций, как научных, так и практических, с участием не только ученых, но «и руководителей соответствующих государственных структур вплоть до премьер-министров и президентов. На этих встречах обсуждаются научные идеи в области экологии, происходит обмен опытом управления природопользованием, принимаются программы дальнейшего развития и заключаются международные соглашения.
Впервые проблема охраны окружающей природной среды как комплексная глобальная проблема охраны биосфер! в целом, а не только отдельных видов растений и животных, была рассмотрена в ООН на Межправительственно! конференции в 1968 г. Результатом этой Конференции был(принятие одной из крупнейших научных программ "Человек и биосфера".
Наибольшее влияние на охрану окружающей среды оказали такие международные форумы, как Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.), день открытия которой — 5 июня — был объявлен Всемирным днем окружающей среды, и Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) (КОСР-92). Первая способствовала переходу к интенсивному комплексному изучению взаимодействия биосферы и человечества и созданию ЮНЕП, а вторая подвела некоторые итоги и приняла программу действий по достижению устойчивого, экологически приемлемого развития цивилизации в XXI в.
Первым международным документом, использующим рыночный механизм для решения глобальных проблем изменения климата, был Протокол о сокращении выбросов парниковых газов, подписанный в 1997 г. в Киото главами 55 государств. На сегодня среди стран — участниц Киотского протокола доля выбросов Японии составляет 6,7%, России — 16,75%, стран ЕС — 23%, США — 33,6%.
В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный саммит, посвященный проблемам глобального развития планеты. Позиция России на нем включала три основных положения:
— предложения к странам Западной Европы и США реструктурировать внешний долг стран "третьего мира" и стран с переходной экономикой на условиях внедрения в этих странах экологически чистых технологий производства;
— предложения по развитию рынка экологических услуг, которые могут оказать страны "третьего мира";
— намерение России ратифицировать Киотский протокол. С присоединением России к Киотскому протоколу должна быть создана российская законодательная база и начаты широкомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов. За счет сокращения выбросов Россия сможет сэкономить до 40% электроэнергии, а за счет продаж квот модернизировать свою промышленность.
Важнейшим итогом всей этой деятельности должен стать переход на путь устойчивого развития, обеспечивающего коэволюцию, т, е. совместную эволюцию природы и человека. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов, поэтому оно жизненно заинтересовано в ее сохранении.
Однако из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека — очень быстро, многие процессы деформируются, в частности многие виды, не успевая приспособиться, вымирают, нарушая устойчивость экосистем. Человечество должно сознательно ограничить свое воздействие на природу, чтобы сохранить возможность дальнейшей коэволюции.