Охраны окружающей среды

Особенности экономического механизма

Основы экономики природопользования

Лекция 17

Контроль загрязнения почвы.

Загрязнение почвы связано с образованием бытовых и промышленных отходов, с выпадением атмосферных осадков, загрязненных вредными примесями, с нерациональным использованием пестицидов и удобрений в сельскохозяйственном производстве.

Для почв действуют нормы ПДК на 109 веществ, и ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) на 69 вредных веществ.

Процесс разработки ПДК почвы сложен в силу непостоянного характера этой среды, многообразия возможных путей неблагоприятного действия на человека (непосредственно, через воздух, воду, пищевые продукты).

ПДК для почвы разрабатывается с учетом поведения вредного вещества в этой среде. Часть веществ хорошо растворяются и фильтруются. В этом случае обязательно проводится изучение скорости миграции в грунтовые воды. Другие вещества, обладая летучестью, легко попадают в атмосферный воздух. Третьи активно поглощаются корневой системой растений, в связи, с чем изучается их способность накапливаться в растениях. Изучается и токсическое действие вещества при непосредственно контакте человека с почвой. По аналогии с ПДК воды водоемов устанавливается лимитирующий признак вредного действия: воздушный, водный, транслокационный (через растения), санитарно-токсикологический.

Особенностью установления ПДК является то, что в качестве модели почвы используется песок, обладающий наименьшими способностями к самоочищению. Тем самым уже в методике разработки ПДК заложен коэффициент запаса.

Разгосударствление подавляющего большинства предприятий, создание различных форм собственности, включая частную, не привели в целом по России к снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ. Из этого следует, что в период продолжающегося реформирования политической и социально-экономической системы в целях успешного осуществления природоохранной деятельности необходимо: 1) сочетать методы прямого государственного управления с методами экономического регулирования; 2) проводить замену действующих элементов административной системы управления на рыночные механизмы в сфере природопользования только после того, как будут введены в действие соответствующие нормативно-правовые акты (В. Д. Ермаков и др., 1997 г.).

Ныне в России реализуется экономический механизм охраны ОПС, соответствующий критериям переходного периода к рыночной экономике. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а в основном на экономические методы его регулирования и стимулирования.

Новый экономический механизм, тем не менее, не отвергает элементы административного управления. Так, в качестве обязательных элементов предусматриваются включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений, нормирование качества ОПС (ПДК, ПДУ, ПДВ, НДС), ведение природо-ресурсовых кадастров, проведение государственного и ведомственно­го контроля, юридическую ответственность за допущенные экологи­ческие правонарушения. Но наряду с этим внедряются и новые экономические стимулы: плата за пользование природными ресурса­ми, плата за загрязнение ОПС, экологические фонды, экологические льготы, экологическое страхование и др.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил основные задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России: 1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

2) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

3) внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию (поощрению) охраны ОПС; 4) реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обязательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: