Заключение и прекращение брак. Недействительность брака.
Структура
Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.
Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:
· Преамбула
· Раздел первый
o Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
o Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
o Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
o Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
o Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
o Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
o Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
o Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
o Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)
· Раздел второй. Заключительные и переходные положения
Брак – это союз между мужчиной и женщиной, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Условия заключения:
· Взаимное согласие
· Достижение брачного возраста
Отсутствие родственных связей
Отказ в регистрации брака может быть обжалован в судебном порядке.
Расторжение брака. Расторгаются в ЗАГСе и в суде.
В ЗАГСе расторгается при: взаимном согласии супругов, если нет несовершеннолетних детей. Или по заявлению одного из супругов, если: второй супруг признан безвести пропавшим, если другой супруг осужден лишением свободы на 3 и более лет.
В суде решаются вопросы: о разделе имущества, с кем будут проживать малолетние дети, алименты: на одного ребенка 20%, на двух – 50%, более – 2/3
Брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния, может быть признан недействительным по основаниям, предусмотренным законом, и только по решению суда. Перечень оснований, по которым брак может быть признан недействительным является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. К ним закон относит:
1) отсутствие взаимного добровольного согласия на заключение брака;
2) брак может быть признан недействительным, если он заключен без разрешения органов местного самоуправления лицом (лицами), не достигшим брачного возраста;
3) брак признается недействительным, если был заключен лицом (лицами), уже состоящим в другом не расторгнутом, зарегистрированном браке;
4) недействительным признается брак, заключенный между близкими родственниками;
5) признается недействительным брак между лицами, находящимися в отношениях усыновителя и усыновленного;
6) недействителен брак с лицом (лицами), признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;
7) основанием для признания брака недействительным служит сокрытие одним из вступающих в брак от другого наличия у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции;
8) основанием для признания брака недействительным служит фиктивность брака, т. е. если супруги либо один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Нарушение каких-либо иных требований, в частности процедуры регистрации заключения брака (регистрация брака до истечения месячного срока или органом ЗАГСа не по установленному законом месту регистрации брака и т. п.), не является основанием для признания брака недействительным.
Статья 29 СК РФ предусматривает основания, по которым недействительный брак может быть впоследствии признан действительным, т. е. устраняющие недействительность брака. Установление таких обстоятельств производится в судебном порядке.
Во-первых, брак может быть признан действительным, если условие, при наличии которого брак признается недействительным, отпало. Это случаи, когда брак был заключен: с нарушением условий о брачном возрасте, если супруг достиг совершеннолетия; с недееспособным лицом, если это лицо выздоровело и восстановлено судом в дееспособности; с нарушением добровольности его заключения, если «потерпевшая сторона» впоследствии добровольно выражает согласие с этим браком; при наличии другого брака, если предыдущий брак прекращен или признан недействительным; при наличии отношений по усыновлению, если усыновление отменено судом.
Признание брака действительным невозможно, если брак заключен между близкими родственниками.
При этом признание брака действительным в случаях, когда основания для признания его недействительным отпали до рассмотрения дела в суде, — это право, а не обязанность суда. Суд может признать брак недействительным и при отпадении указанных обстоятельств.
Что касается браков, совершаемых несовершеннолетними, то здесь закон ставит вопрос о признании брака недействительным в зависимость от интересов самого несовершеннолетнего. В интересах несовершеннолетнего суд может отказать в принятии искового заявления о признании брака недействительным. Суд обязан выяснять согласие несовершеннолетнего супруга на признание его брака недействительным. При отсутствии согласия суд также вправе отказать в принятии и рассмотрении искового заявления о признании брака недействительным независимо от того, кем такое требование было предъявлено.
Суд не может признать брак фиктивным и на этом основании — недействительным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью, т. е. между ними возникли подлинные семейные отношения.
Местное (территориальное) самоуправление осуществляется в интересах всех, кто проживает в границах территориальных единиц, на которые разделяются субъекты федерации. Оно осуществляется территориальными общностями через образуемые ими местные законодательные (представительные) органы самоуправления (советы, земства, думы, собрания и т.п.), а также местную администрацию, иные их органы, местные референдумы, собрания и сходы граждан, другие формы непосредственной демократии.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. Вмешательство в законную деятельность местного самоуправления не допускается, однако акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также актам субъектов федерации.
Ведению самоуправляющихся территориальных общностей подлежат местный бюджет, местные налоги и сборы, собственность, любые хозяйственные, социальные, культурные, природоохранные и другие вопросы местного значения.
Правовое регулирование местного самоуправления осуществляется федеральным законом «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995 года, а также соответствующими актами субъектов федерации. Глава VIII Конституции РФ, посвященная местному самоуправлению, состоит всего из четырех статей, что говорит о том, что государство определяет только основные принципы и идеи местного самоуправления. Более детальное его регламентирование отнесено к ведению самих субъектов федерации, которые на основе Конституции РФ и соответствующего законодательства должны принять собственные законы и нормативные акты.
Органы местного самоуправления представляют собой специфический уровень власти, на котором могут решаться местные проблемы способами, характерными для осуществления государственно-властных полномочий.
В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется гражданами:
· путем референдума, выборов;
· через собрания, сходы;
· посредством выборных и других органов местного самоуправления (дума,— глава администрации, мэр
Под функции местного самоуправления:
· Обеспечение участия населения в решении местных дел, что
· Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
· Обеспечение развития соответствующей территории
· Охрана общественного порядка
· Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ.
· Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.
Принципы местного самоуправления — это основополагающие идеи, начала, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления.
К ним относятся:
· самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения
· организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и -государством
· многообразие организационных форм осуществления местного
· соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.
К органам местного самоуправления относятся:
· Представительные органы местного самоуправления — собрание представителей, которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п.
· Собрание, сходы граждан, посредством которых население непосредственно осуществляет местное самоуправление в небольших населенных пунктах.
· Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр,). Они могут избираться или назначаться.
· Глава местного самоуправления руководит деятельностью местной администрации.