Вопрос 4. Логистические виды деятельности и логистические системы

Логистика отвечает за перемещение и хранение материалов по мере их продвижения по цепи поставок. Если проследить перемещение материалов по организациям, то можно выделить следующие виды деятельности, включаемые в логистику:

1. Снабжение и закупки. Материальный поток, проходящий через организацию, обычно начинается с того, что отдел снабжения отправляет поставщику заказ на закупку. Это означает, что отдел снабжения отыскивает подходящих поставщиков, обговаривает с ними условия выполнения заказа, организует доставку, занимается страхованием и платежами, а также выполняет все необходимое, чтобы материалы своевременно поступили в организацию.

2. Приемка. Это процесс, в ходе которого устанавливается соответствие поступивших материалов заказу, отправляется подтверждение об их получении, осуществляются разгрузка прибывших транспортные средств, проверка материалов на сохранность и последующая их сортировка.

3. Складирование. Это отправка материалов на хранение и уход за ними до тех пор, пока они не потребуются.

4. Контроль запасов определяет основную политику работы с ними. Эта политика учитывает характер материалов, находящихся на хранении, общие инвестиции, уровень обслуживания потребителей, объем заказов и запасов, время выполнения заказов и т.д.

5. Комплектация заказов связана с отбором материалов, находящихся на хранении, и их объединением в заказы, готовящиеся для отправки потребителям.

6. Грузопереработка материалов связана с перемещением этих ресурсов в ходе операций, выполняемых в организации. Цель грузопереработки – обеспечить эффективное перемещение по коротким маршрутам на складе, используя наиболее подходящее для этого оборудование с минимальным ущербом для продукции и там, где необходимо – специальную упаковку и особые виды грузопереработки.

7. Внешние перевозки – это получение продукции в зоне отправки и доставка ее до потребителей.

8. Управление физическим распределением – виды деятельности, в ходе которых готовая продукция доставляется до потребителей, в том числе это перевозка продукции от организации до потребителей.

9. Выбор мест размещения. Некоторые логистические виды деятельности могут выполняться в различных местах. К примеру, запасы готовой продукции могут хранится на производственном предприятии, перемещаться на ближайший склад, размещаться на хранение поближе к потребителям, передаваться для управления другим организациям.

10. Коммуникации. Физический поток материалов сопровождается потоком информации. Он связывает все части цепи поставок, передавая данные о продуктах, запросах потребителей, материалах, которые надо переместить, времени, объеме запасов, наличии видов продукции, возникших проблемах, затратах, уровнях обслуживания и т.д.

В зависимости от обстоятельств к логистике может быть отнесено и множество других видов деятельности. Иногда организация может включить сюда прогнозирование продаж, составление производственных графиков, управление обслуживанием потребителей, связи с внешними партнерами, операции через посредников и т.п.

Для осуществления логистических видов деятельности создается соответствующая логистическая система. Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному и личному потребителю при заданном уровне издержек.

Зарубежные ученые и специалисты в области логистики чаще используют понятие «Логистическая цепь/цепь поставок», а логистическую систему трактуют как процесс «планирования и координации всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для минимизации общих затрат и обеспечения желаемого уровня сервиса».

Логистическая система – это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных/функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса.

Логистические системы управления, как и любая система, в реальности могут находиться на различных стадиях развития и отличаться степенью полноты охвата различных компонентов производства и сбыта. Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам логистики.

1. Целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое для реализации потенциальной способности к объединению и совместной работе.

2. Взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системы существуют вполне определенные связи как организационного характера, так и технологические и производственные, более значимые, чем элементы, оказавшиеся вне этой системы.

3. Организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия, направленные на достижение целостности.

4. Интегрированные качества. Это свойство заключается в том, что логистическая система, как единое целое, проявляет качества, которыми элементы материальных и информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое выражение: эффект суммы превышает сумму эффектов.

5. Сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняемых системой; структура организованного управления; воздействие на систему неопределенного числа стохастических факторов внешней среды.

6. Иерархичность. Подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня, что касается линейного или функционального управления.

7. Эмерджентность (целостность). Свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами.

8. Структурированность. Предполагает наличие определенной организации структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и обеспечивающих ее декомпозицию.

Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.

Микрологистические системы. Относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например к фирме – производителю товара, и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства или снабжения и сбыта. Различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла.

Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические системы рассматривают как подсистемы интегрированной логистической системы.

Макрологистическая система. Назначением данной системы не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, создаваемой на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода.

По признаку административно-территориального деления страны различают следующие виды логистических систем: районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские.

По объектно-функциональному признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей: ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, торговые, военные, институциональные и т.п.

Принято выделять три варианта макрологистических инфраструктур:

1. Макрологистические системы с прямыми связями. В таких логистических системах материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без посредников.

2. Эшелонированная макрологистическая система. В таких логистических системах материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов движутся к производителю, а от него – к потребителям через посредников.

3. Макрологистическая система с гибкой связью. В таких логистических системах движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться непосредственно либо через посредников.

Вопрос 5. Логистические издержки и их классификация

Логистические издержки – это затраты компании, связанные с осуществлением логистических операций (видов деятельности). Их можно подразделить на постоянные, переменные, общие (валовые) и предельные.

Постоянные издержки - затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения уровня материалопотока в краткосрочном периоде. Примером постоянных затрат может быть зарплата служащего, размер которой обговаривается при подписании контракта на определенный период.

Переменные издержки – затраты, которые изменяются в зависимости от изменения уровня материалопотока в краткосрочном периоде. Примером могут служить затраты на сырье, электроэнергию.

Общие (валовые) издержки - это сумма постоянных и переменных затрат. Расчет средних издержек относительно прост. Они получаются посредством деления постоянных , переменных и общих издержек на уровень материалопотока :

(1)

Предельные затраты - это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы материалопотока.

, (2)

где:

- изменение общих (валовых) издержек;

- изменение объема материалопотока.

Например, известно, что общие (валовые) издержки для четвертой условной единицы материалопотока равны 800 денежных единиц, для пятой равны 940 денежных единиц, тогда:

(ден. ед.)

Зная издержки, можно определить оптимальный объем материалопотока, или оптимальный радиус действия регионального склада при перевозке продукции потребителям при минимальных издержках.

Доходная часть выражает доходы, которые получает фирма для покрытия расходной части. Проанализируем доходы и показатели, которые к ней относятся: валовой доход (выручку), средний доход и предельный доход.

Валовой доход (выручка) фирмы – общее количество средств, полученных от реализации любого объема материалопотока:

Совокупный доход = Объем материалопотока Тариф (цена) за единицу транспортной продукции

При расчете среднего валового дохода цель состоит в определении среднего размера дохода от каждой единицы материалопотока:

Средний валовой доход = Совокупный доход / Общий материалопоток

Предельный доход – это дополнение к совокупному доходу от продажи еще единицы материалопотока. Определить его можно следующим образом:

Например, совокупный доход от реализации пятой условной единицы материалопотока равен 940 денежных единиц, а от реализации шестой составляет 1100 денежных единиц. В этом случае предельный доход от продажи шестой условной единицы материалопотока равен 160 денежных единиц.

Зная доходную и затратную части, можно производить оценку эффективности работы логистической системы. В экономической теории существуют два варианта оценки:

1. Принципы сопоставления валового дохода TR с валовыми издержками ТС.

2. Принцип сопоставления предельного дохода MR и предельных издержек МС.

Первый вариант. Сопоставлением валового дохода TR и валовых издержек ТС можно подсчитать максимальную прибыль:

(3)

Кроме того, используя этот принцип, можно узнать, при каких минимальных убытках логистическая фирма может работать, а при каких необходимо закрываться.

Второй вариант (сопоставляются предельный доход и предельные издержки). Этот принцип применяется потому, что динамика средних валовых издержек, которая характеризует положение на рынке, не всегда определяет точку оптимального объема материалопотока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: