Рис.1. Факторы, учитываемые при разработке логистической стратегии
Вопрос 2. Факторы, влияющие на выбор стратегических решений
Формирование логистической стратегии осуществляется на основе учета тех или иных факторов внешней и внутренней среды компании. Они обобщенно представлены на рис. 1.
К внутренним факторам следует относить:
- миссия компании, которая предопределяет основные положения логистической стратегии;
- стратегии более высокого уровня, которые задают цели организации и контекст, с учетом которого принимаются все логистические стратегии. Логистическая стратегия должна работать на поддержку стратегии более высокого уровня;
- продукты – качество, репутация у клиентов, инновационность;
- сотрудники – их квалификация, опыт, лояльность к организации;
- ресурсы – возможности организации;
- мощности – возможности логистической инфраструктуры и т.д.
Среда, в которой ведется бизнес, включает следующие факторы:
- потребители – их ожидания, отношения, демографические характеристики;
|
|
- рыночные условия – размер, место расположения, стабильность;
- технология – доступная в настоящее время, темпы инновации;
- экономический климат – объем валового внутреннего продукта, темпы роста, темпы инфляции и т.д.
Процесс формирования логистической стратегии условно можно подразделить на несколько этапов:
1. Проведение внешнего и внутреннего аудита. Цель логистического аудита заключается в сборе необходимой информации о существующих приемах и показателях логистической деятельности. В результате разработчики будут иметь информацию о среде, в которой ведется бизнес, а также о сильных и слабых сторонах предприятия, о его возможностях и угрозах.
2. Разработка общих характеристик цепи поставок, что позволит определить состав цепи, расположение ее отдельных элементов, мощность и т.д. Это обеспечит лучшую постановку проблем в логистической деятельности предприятия.
3. Формирование и обоснование конкретных целей, показывающих как можно реализовать каждый вид логистической деятельности. На данном этапе устанавливается эффективность текущих видов логистической деятельности, определяется, где и какие можно внести коррективы.
4. Создание организационной структуры, обеспечивающей эффективное функционирование логистической системы предприятия.
5. Сопоставление логистической деятельности предприятия с лучшими образцами (предприятиями – лидерами, конкурентами).
6. Реализация стратегии на практике, установка условий, в которых будут приниматься решения логистического характера на более низких уровнях.
|
|
7. Отслеживание фактических показателей и разработка направлений их постоянного улучшения.
Логистическая стратегия состоит из определенного числа целей, процедур, структур, элементов и т.д., поэтому она может быть представлена в виде логистического плана:
1. Резюме, в котором отражается суть логистической стратегии и показывается ее связь с другими стратегиями организации.
2. Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы их измерения.
3. Описание мероприятий, которые позволят достичь поставленных целей, а также определения тех, кто будет управлять реализацией данных мероприятий.
4. Описание отдельных логистических функций (снабжение, транспорт, управление запасами и т.п.) и их вклада в достижение логистических целей организации, а также процесса интеграции видов логистической деятельности.
5. Разработка планов ресурсного обеспечения логистической стратегии, планов по затратам и показателям реализации стратегии.
6. Описание влияния стратегии на бизнес организации в целом, вклада стратегии в получении ценности для потребителей и удовлетворение их запросов.
Сложность логистической системы, ее непосредственная связь с рынком предполагают наряду со стратегическим планированием и прогнозирование ее функционирования. В силу того, что логистика – система управления материалопотоком в соответствующих функциональных областях, то есть основное направление прогнозирования соотносится с прогнозированием материалопотока.
Объектом прогнозирования могут выступать показатели характеризующие, в целом, материалопоток, а именно:
- объем перевозок (грузооборот), который рассчитывается по формуле:
, (1)
где: – удельный показатель перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота склада;
– товарооборот склада, млн. руб.
, (2)
где: - расчетный показатель объема перевозок, отнесенный к 1 млн. руб. товарооборота, т.;
- плановый и расчетный уровни механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- плановый и расчетный удельный вес децентрализованных перевозок.
- количество автомобилей (транспорта), которые должны обслуживать объем перевозок, отдельно по поставкам и сбыту;
- изменения в погрузочно-разгрузочных работах;
- грузопотоки (схемы перевозки);
- сроки доставки грузов и т.д.