Пример расчета рейтинга поставщика

Таблица 2

Рис. 1. Этапы реализации закупочной логистики

После определения потребности в материальных ресурсах разрабатывается план закупок. Этот план нужен для рациональной закупки материальных ресурсов. Составить план закупок – это означает определить объем закупок на определенный период, а также вид закупок. Объем закупок определяется по формуле:

, (2)

где

– объем закупок определенного вида сырья или материалов за установленный период времени;

- потребность предприятия в материале (или сырье) за определенный период;

- остаток (запас) материала на складе отдела снабжения на начало периода;

- запаса материала на складе на конец периода;

- заказанная поставщику, но не поступившая на склад отдела снабжения предприятия партия материала.

2. Решение задачи «MOB». Задача «МОВ» сводится к решениям по использованию собственных средств производства и предметов труда. Иначе говоря, дается ответ на вопрос: сделать самим или закупить (рис. 2).

I. Э Т А П РАССЧИТАТЬ ЗАТРАТЫ НА
производство закупку
Стоимость сырья, рабочей силы, хранение и накладные расходы Цена поставщика, затраты на заказ, страховку, упаковку, складирование, обработку (переработку, сортировку и т.д.) и персонал, связанный с закупками
  II. Э Т А П ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ
«сделать» «купить»
1. Затраты на производство меньше затрат на закупку 1.Затраты на закупку меньше затрат на производство
2. Потребность в изделиях стабильна и достаточно велика 2. Потребность в изделиях невелика
  3. Изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании   3. На предприятии отсутствуют необходимые для производства мощности и кадры необходимой квалификации

Рис. 2. Система «МОВ» («сделать» или «купить»)

3. Определение видов и методов закупок. В зависимости от объема закупок материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Известны следующие виды закупок: напрямую у изготовителя; оптовые закупки через посредника или биржу; закупки мелкими партиями в магазинах розничной торговли; закупки через торги.

Прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляется при больших объемах потребления.

Через оптовую фирму закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства. В развитых странах фирма - посредник имеет возможность поставить товар быстрее, чем производитель.

Весьма распространенными являются закупки через биржи и аукционы. Через них промышленные предприятия закупают сырье, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания. Так закупают большую часть сельскохозяйственного сырья предприятия пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.

В настоящее время вид закупок посредством проведения торгов широко распространен при закупках машин, а также крупных партий сырья.

Различают два основных метода закупок: «точно в срок», и закупки по запросам. Метод «точно в срок» значительно сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок. По системе запросов с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей. Данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.

4. Анализ рынка закупок и выбор поставщика. Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

Выбор поставщиков включает сбор информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками. Поступающая информация о поставщиках позволяет формировать банк данных, который необходимо проанализировать на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество специальных критериев может варьироваться от одного до несколько десятков. Все зависит от самого предприятия, которое определяет эти критерии. Как правило, используются критерии по цене, качеству, условиям поставки и их надежности. Пример расчета рейтинга поставщика представлен в таблице 2.

Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значения критерия у дан­ного поставщика (по десятичной шкале) Произведение удельного веса критерия на оценку
1. Надежность поставки 0,30   2,1
2. Цена 0,25   1,5
3. Качество товара 0,15   1,2
4. Условия платежа 0,15   0,6
5. Возможность внеплановых поставок 0,10   0,7
6. Финансовое состояние поставщика 0,05   0,2
ИТОГО 1,00 - 6,3

5. Процесс переговоров и заключение контракта. В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводиться работа по заключению договорных отношений. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, то есть заключение контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики.

Договор включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.

6. Контроль качества и сроков поставки, организация приемочного контроля. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

7. Организация приема грузов и размещение товаров на складе. В соответствии с условиями поставки по договору, компания Заказчик принимает груз (материал) по мере поступления в установленном договором месте. Производится контроль фактически полученного груза. После получения материала, специалистами Заказчика проводится проверка соответствия характеристик, качества и комплектности полученного материала с заявленными Поставщиком и регистрируются обнаруженные отклонения.

После приёмки груза производится процедура оприходования материала. На данном этапе груз размещается на складах Заказчика, и в специально заведенную карточку материала заносятся следующие данные: идентификатор материала; дата поставки и идентификационный номер договора, по которому была произведена закупка; количество; краткое описание материала; цели закупки (внутреннее или внешнее потребление).

Существенной частью закупочной логистики является экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:

- на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

- на транспортировку, экспедирование и страхование;

- на грузопереработку;

- по контролю за соблюдением условий договора поставки;

- на приемку и проверку материальных ресурсов;

- на поиск информации о потенциальных поставщиках и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: