Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать её потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги.
В рыночной экономике различают следующие виды цен:
· Производственная цена – цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам.
· Оптовая цена – цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей.
· Розничная цена – цена, по которой ведётся продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями.
Главным фактором формирования цены являются свободные рыночные соотношения спроса и предложения, которые реализуются в результате розничной продажи. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит – к её увеличению.
Цена товара, учитывающая совместное влияние на неё противоречивых факторов и обеспечивающая максимизацию прибыли, называется оптимальной ценой.
|
|
Контролировать цены отдельным производителям товара достигается, однако, крайне редко. Рыночная цена формируется в результате совокупного влияния многих производителей товара, конкуренции между ними и состояния спроса.
На спрос, как утверждают авторитеты рыночной экономики, влияют следующие факторы:
· увеличение количества единиц товара: чем больше товара мы имеем, тем меньшую ценность представляет каждая дополнительная его единица.
· колебание доходов потребителей: увеличение доходов повышает спрос и, наоборот.
· различие в желаниях потребителей: один хочет (и может) купить дорогой товар, другой – дешёвый.
Формирование цены товара или услуги начинается с учёта трёх главных составляющих: материала, работы и накладных расходов.
Стоимость материала – это цена того, что вошло в конечный продукт; неизбежные отходы материала при его изготовлении сюда не входят.
Стоимость работы – это то, что нужно заплатить за труд работавшим над изготовлением данного товара (оказанием услуг); сюда входят также и социальные выплаты персоналу.
Накладные расходы включают любые затраты, которые не видны в готовом продукте.
Помимо всего, важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся затраты на распространение товара и конкуренция. Возможны варианты назначения цен:
1) Устанавливаются цены более низкие, чем у конкурентов, для чего нужно:
· ускорить сбыт продукции;
· выпускать такие товары, малые серии которых не требуют крупных затрат на подготовку производства;
|
|
· рекламировать товар с упором на его доступную цену.
2) Устанавливаются цены, более высокие, чем у конкурентов. В этом случае необходимо:
· делать упор на качественное обслуживание потребителя;
· выпускать остродефицитные товары;
· чутко реагировать на все изменения в потребностях покупателя.
3) Устанавливаются цены, удобные для потребителя, например в круглых числах.
4) Устанавливаются цены на комплекты товаров, нужных потребителю в данном сочетании.
Нельзя забывать о том, что является основной целью коммерческой деятельности.
Доход – это финансовые поступления от всех видов его деятельности.
Прибыль или чистый доход – это разница между доходом и затратами на его получение.
Важнейшим показателем эффективности единовременных и текущих затрат предприятия является рентабельность или процентный капитал, который представляет собой отношение прибыли к единовременным либо текущим затратам, благодаря которым она была получена.
Различают:
· рентабельность производства, которая характеризует результативность использования имущества предприятия.
· рентабельность продукции, работ или услуг характеризует результативность текущих затрат предприятия.