Основные виды проектного анализа

Проектный анализ качества изделий может характеризовать различные стороны объекта. В зависимости от этого, анализ бывает коммерческий, технический, организационный, социальный, экологический и экономический.

Эта виды должны обязательно присутствовать при анализе качества новой продукции. Они позволяют увидеть её с различ­ных сторон и позиций.

1) Коммерческий анализ.

Цель коммерческого анализа заключается в оценке предлагаемой рынку продукции конечными потребителями.

Ре­шаемые при этом задачи можно свести к следующим:

- маркетинг;

- источники и условия ресурсного обеспечения;

- условия сбыта;

- возможность обратной связи с потребителем продукции.

Для управления качеством продукции особенно важно реше­ние последней задачи.

Например, отсутствие спроса на новую продукцию может быть обусловлено не её качеством непосред­ственно, а характером упаковки, ценой товара.

Выявив причину в процессе оперативного коммерческого анализа (например, путём опроса или анкетирования потребителей), можно быстро её устранить -

изменить упаковку, найти пути снижения затрат и цены.

Обычно, характер информации позволяет провести как каче­ственный, так и количественный коммерческий анализ (например, методом балльной оценки).

2) Технический анализ.

В рамках технического анализа инновационных проектов не­обходимо изучить:

- технико-технологические варианты решений (сравнение параметров нового и заменяемого им изде­лия);

- варианты местоположения производства;

- сроки реализации проекта и его фаз;

- доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и иных потребляемых ресурсов.

Все эти вопросы следует изучить на стадии предынвестиционного исследования, при разработке технико-экономического обоснования и рабочей документации.

3) Организационный анализ.

Организационный анализ выполняется для оценки внутрен­них (планирование, обучение персонала, информационное обеспечение) и внешних (политическая, общеэкономическая обстановка) условий реализации нового проекта.

Основными задачами организационного анализа являются: определение задач и действий участников проекта, оценка управления и организационных структур предприятия, выбор оптимальных управленческих решений для реализации инновационного проекта.

Организационный анализ в условиях рыночной экономики существенно отличается от анализа организации внедрения но­вого изделия в условиях директивной экономики. Эти отличия обусловлены изменившимися политическими, правовыми и экономическими условиями.

Предприятие само­стоятельно может формировать систему управления, организа­ционные структуры, планы и т. п.

В этом смысле, риск деятельности предприятия существенно возрастает.

Однако, технико-организационный риск предприятия (ТОР) весьма невысок.

Для реализации нового проекта не требуются организационная перестройка или создание но­вых научно-производственных структур.

Кадровая проблема на предприятиях, на данном этапе, отсутствует.

Данный проект не требует переподготовки кадров.

То есть, негативные организационные условия реали­зации данного проекта, практически отсутствуют.

3) Социальный анализ.

Целью социального анализа является определение пригодно­сти проекта для его потребителей.

С помощью социального ана­лиза должна быть обеспечена возможность взаимодействия меж­ду производителем и пользователем данной продукции в целях продвижения товара и расширения объема произ­водства в перспективе.

Социальный анализ имеет четы­ре основных аспекта:

1) Социокультурные и демографические характеристики на­селения, затрагиваемого проектом.

2) Организация населения в районе действия инновацион­ного проекта, наличие рабочей силы.

3) Приемлемость проекта для местной культуры (научного потенциала).

4) Стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся данным проектом (его результатами).

Социальный анализ проводится с использованием качест­венного подхода.

Например, в посёлке, где расположено предприятие, изме­нился возрастной состав населения в сторону увеличения старших возрастных групп. Это означает, что резерв рабочих кадров умень­шился. Следовательно, кадровые службы должны провести набор кадров в близлежащих населённых пунктах.

4) Экологический анализ.

Экологический анализ в настоящее время занимает особое положение ввиду резкого ухудшения общей экологической об­становки.

Его задачей является выявление потенциального ущерба, на­носимого окружающей среде проектом на всех его стадиях, а также разработка мер, необходимых для предотвращения этого ущерба.

Поскольку данный проект осуществляется на базе дейст­вующего предприятия, он не требует дополнительных капиталь­ныхвложений в новое строительство.

На новом производстве возможно использование современных экологически безопасных материалов и комплек­тующих, безвредных для человека и окружающей

среды. Также, необходимо повышения уровня чистоты всего производства и разработки мер по утилизации его отходов.

5) Экономический анализ.

Экономический анализ является важнейшей составной ча­стью проектного анализа и системы управления качеством в целом.

В нём обосновывается целесообразность и эффективность разработки и внедрения в производство продук­ции, качество которой должно отвечать определённым стандар­там и удовлетворять потребителя.

В процессе экономического анализа определяются источни­ки финансирования нового проекта,затраты на его внедрение и эффективность реализации.

Определение годового экономического эффекта основывает­ся на сопоставлении приведённых затрат по базовому и новому варианту изделий.

Выводы по темам раздела 6

· Обеспечение качества продукции связано с затратами.

· Все этапы деятельности современных фирм включают элементы управления затратами.

· В зависимости от целей и задач анализа затрат на качест­во и возможностей получения необходимой информа­ции, методы управления затратами могут быть различны. На это влияет и прохождение продукцией определён­ного этапа деятельности предприятия.

· На этапах проектирования, технологического планирова­ния, подготовки и освоения производства, целесообразно применение функционально-стоимостного анализа - ФСА.

· Политика предприятия должна быть направлена на достижение высокого качества. Брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом пред­приятии, и повлечь за собой непредвиденные затраты.

· В управлении качеством широко используется проектный анализ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: