Проектный анализ качества изделий может характеризовать различные стороны объекта. В зависимости от этого, анализ бывает коммерческий, технический, организационный, социальный, экологический и экономический.
Эта виды должны обязательно присутствовать при анализе качества новой продукции. Они позволяют увидеть её с различных сторон и позиций.
1) Коммерческий анализ.
Цель коммерческого анализа заключается в оценке предлагаемой рынку продукции конечными потребителями.
Решаемые при этом задачи можно свести к следующим:
- маркетинг;
- источники и условия ресурсного обеспечения;
- условия сбыта;
- возможность обратной связи с потребителем продукции.
Для управления качеством продукции особенно важно решение последней задачи.
Например, отсутствие спроса на новую продукцию может быть обусловлено не её качеством непосредственно, а характером упаковки, ценой товара.
Выявив причину в процессе оперативного коммерческого анализа (например, путём опроса или анкетирования потребителей), можно быстро её устранить -
|
|
изменить упаковку, найти пути снижения затрат и цены.
Обычно, характер информации позволяет провести как качественный, так и количественный коммерческий анализ (например, методом балльной оценки).
2) Технический анализ.
В рамках технического анализа инновационных проектов необходимо изучить:
- технико-технологические варианты решений (сравнение параметров нового и заменяемого им изделия);
- варианты местоположения производства;
- сроки реализации проекта и его фаз;
- доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и иных потребляемых ресурсов.
Все эти вопросы следует изучить на стадии предынвестиционного исследования, при разработке технико-экономического обоснования и рабочей документации.
3) Организационный анализ.
Организационный анализ выполняется для оценки внутренних (планирование, обучение персонала, информационное обеспечение) и внешних (политическая, общеэкономическая обстановка) условий реализации нового проекта.
Основными задачами организационного анализа являются: определение задач и действий участников проекта, оценка управления и организационных структур предприятия, выбор оптимальных управленческих решений для реализации инновационного проекта.
Организационный анализ в условиях рыночной экономики существенно отличается от анализа организации внедрения нового изделия в условиях директивной экономики. Эти отличия обусловлены изменившимися политическими, правовыми и экономическими условиями.
Предприятие самостоятельно может формировать систему управления, организационные структуры, планы и т. п.
|
|
В этом смысле, риск деятельности предприятия существенно возрастает.
Однако, технико-организационный риск предприятия (ТОР) весьма невысок.
Для реализации нового проекта не требуются организационная перестройка или создание новых научно-производственных структур.
Кадровая проблема на предприятиях, на данном этапе, отсутствует.
Данный проект не требует переподготовки кадров.
То есть, негативные организационные условия реализации данного проекта, практически отсутствуют.
3) Социальный анализ.
Целью социального анализа является определение пригодности проекта для его потребителей.
С помощью социального анализа должна быть обеспечена возможность взаимодействия между производителем и пользователем данной продукции в целях продвижения товара и расширения объема производства в перспективе.
Социальный анализ имеет четыре основных аспекта:
1) Социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом.
2) Организация населения в районе действия инновационного проекта, наличие рабочей силы.
3) Приемлемость проекта для местной культуры (научного потенциала).
4) Стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся данным проектом (его результатами).
Социальный анализ проводится с использованием качественного подхода.
Например, в посёлке, где расположено предприятие, изменился возрастной состав населения в сторону увеличения старших возрастных групп. Это означает, что резерв рабочих кадров уменьшился. Следовательно, кадровые службы должны провести набор кадров в близлежащих населённых пунктах.
4) Экологический анализ.
Экологический анализ в настоящее время занимает особое положение ввиду резкого ухудшения общей экологической обстановки.
Его задачей является выявление потенциального ущерба, наносимого окружающей среде проектом на всех его стадиях, а также разработка мер, необходимых для предотвращения этого ущерба.
Поскольку данный проект осуществляется на базе действующего предприятия, он не требует дополнительных капитальныхвложений в новое строительство.
На новом производстве возможно использование современных экологически безопасных материалов и комплектующих, безвредных для человека и окружающей
среды. Также, необходимо повышения уровня чистоты всего производства и разработки мер по утилизации его отходов.
5) Экономический анализ.
Экономический анализ является важнейшей составной частью проектного анализа и системы управления качеством в целом.
В нём обосновывается целесообразность и эффективность разработки и внедрения в производство продукции, качество которой должно отвечать определённым стандартам и удовлетворять потребителя.
В процессе экономического анализа определяются источники финансирования нового проекта,затраты на его внедрение и эффективность реализации.
Определение годового экономического эффекта основывается на сопоставлении приведённых затрат по базовому и новому варианту изделий.
Выводы по темам раздела 6
· Обеспечение качества продукции связано с затратами.
· Все этапы деятельности современных фирм включают элементы управления затратами.
· В зависимости от целей и задач анализа затрат на качество и возможностей получения необходимой информации, методы управления затратами могут быть различны. На это влияет и прохождение продукцией определённого этапа деятельности предприятия.
· На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства, целесообразно применение функционально-стоимостного анализа - ФСА.
|
|
· Политика предприятия должна быть направлена на достижение высокого качества. Брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии, и повлечь за собой непредвиденные затраты.
· В управлении качеством широко используется проектный анализ.