Финансы граждан

Территориальные финансы.

Общегосударственные финансы.

Финансовый документ – это бюджет Украины.

Источники формирования бюджета: налоги, пошлины (государственная и таможенная), сборы (акцизный), доходы от государственных предприятий, аренда. Финансирование: доход от приватизации, выпуск облигационных займов. Задачами государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд (наука, образование, просвещение, здравоохранение, органы госуправления, правопорядка, судебные органы, прокуратура, министерство иностранных дел, мин. обороны).

Они выполняют ту же задачу, что и общегосударственные финансы, но применительно к административно-территориальному образованию.

Формируются они за счет: местные налоги (подоходный налог), сборы, доходы от предприятий коммунальной собственности, бюджетные дотации, субвенции и субсидии, аренда земли (в городской собственности).

Финансовым документом является бюджет территориального образования.

3. Главным звеном финансовой системы любого государства – ФИНАНСЫ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ.

Задачи финансов хозяйствующего субъекта является – формирование своих денежных фондов и эффективное управление ими с целью получения прибыли в процессе своей операционной, финансовой и инвестиционной деятельности. Финансовый документ – баланс.

Финансовый документ – Декларация о доходах физического лица.

Источники:

1. зарплата, гонорар, премия;

2. доход на вложенный капитал (процент, дивиденд);

3. получение прибыли или дохода в процессе предпринимательской деятельности;

4. выплаты государства (пенсии, стипендии, субсидии).

Д/з: Описать финансовые потоки!!!

Описание финансовых потоков (на основе рис.1):

1. Субвенция, распределение доходной части государственного бюджета;

2. Налоги (кроме подоходного налога);

3. Налоги, пошлины (государственная и таможенная), сборы (акцизный и т.д.), доходы от государственных предприятий, аренда, штрафы, пошлина;

4. Дотации, субсидии, льготы, государственные займы и кредиты;

5. Налоги, аренда, штрафы, отчисления, сборы;

6. Доходы от предприятий коммунальной собственности, аренда земли (в городской собственности);

7. Кредиты, льготы, займы;

8. Субсидии, пенсии, стипендии, гонорар, премия, наследство, льготы, зарплата, трансфертные платежи;

9. Местные налоги, коммунальные услуги, штрафы, сборы и отчисления;

10. Льготы гражданам из местного бюджета, трансфертные платежи;

11. Плата за продукцию и услуги, доход предприятий;

12. Зарплата, премии, бонусы, гонорар, доход на вложенный капитал (процент, дивиденд), трансфертные платежи?

Тема 3: Государственные финансы. Суть, назначение и роль бюджета государства.

1. Бюджет страны – основная составляющая системы государственных финансов.

Назначение бюджета – финансовое обеспечение выполнения государством его функций (оборонной, управленческой, экономической, социальной).

Как экономическая категория – бюджет отображает отношения по поводу формирования на общегосударственном и региональном уровнях централизованных фондов предназначенных для реализации функций государства.

По уровню централизации ВВП в бюджете выделяют три модели:

1. Скандинавская модель. 50-60% Высокие налоги, но и высокая социальная обеспеченность.

2. Западноевропейская. 30-40%

3. Американская модель. 25-30%

Д/з. К какой модели относится Украина???

Бюджет как финансовый план представляет собой перечисление доходов и расходов государства, который утверждается органами законодательной власти в виде закона. Как финансовый план бюджет отображает экономическую, социальную, военную и международную политику государства.

Состояние бюджета как финансового плана характеризуется 3-мя показателями:

1. Равенство доходов и расходов.

2. Превышение доходов над расходами (профицит бюджета).

3. Превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).

Источниками покрытия дефицита бюджета выступают:

1. Увеличить налоговые поступления (повышением налогового бремени).

2. Государственный займ (выпуск государственных облигаций/казначейских векселей).
Применение государственных кредитов требует:

a. Наличие свободных денежных средств у кредиторов страны;

b. Доверие заемщику;

c. Заинтересованность кредитора;

d. Наличие реальных доходов от использования полученных средств, которые дадут возможность вернуть долги и заплатить проценты. То есть государственный займ требует четкой системы погашения государственного долга.

3. Приватизация.

4. Денежная эмиссия может применятся только в случае жесткого контроля за использованием этих денег. Норма – 2-3% от ВВП.

Структура бюджета рассматривается в горизонтальном и вертикальном разрезах.

В вертикальном разрезе структура бюджета рассматривается по уровням государственной власти и управления и характеризуется взаимосвязанными понятиями: бюджетное устройство и бюджетная система.

· Бюджетное устройство определяет каким образом осуществляется построение бюджетной системы.

· Бюджетная система отображает совокупность всех видов бюджетов, которые создаются в стране в соответствии с ее бюджетным устройством. Возможны 3 варианта:

1. Создание единого бюджета для всей страны;

2. Создание отдельных региональных бюджетов;

3. Создание на каждом уровне административного деления централизованных и децентрализованных видов бюджета.

В соответствии со всеми подходами в бюджетной системе Украины различают:

1. Центральные бюджеты (государственный бюджет Украины и республиканский бюджет автономной республики Крым);

2. Местные бюджеты (областные, городские, районные).

Схема 1 Бюджетная система Украины

Бюджет Украины
Городские бюджеты (гос. подчинения)
Областные
Государственный бюджет Украины
Республиканский бюджет АРК
Местные бюджеты


1 уровень

Районные
Города областного значения


2 уровень

Села
Поселки
Районы городов


3 уровень

В Украине бюджетный кодекс предусматривает принципы единства и самостоятельности (автономности):

1. Принцип единства означает, что все бюджеты в государстве являются единым целым;

2. Принцип самостоятельности (автономности) означает, что каждый бюджет, который формируется в стране, является относительно самостоятельным и формируется независимо от других бюджетов.

Размежевание доходов и расходов между отдельными бюджетами начинается с разделения расходов.

С государственного бюджета финансируются расходы на осуществление государственных полномочий: конституционного, государственного суверенитета (на оборону, содержания органов государственной власти, прокуратура, судебная власть, таможенные налоговые органы, народное хозяйство, отдельные расходы на социальную защиту и незначительная часть на социально-культурную сферу). Расходы осуществляются в основном по принципу ведомственной подчиненности. Некоторые расходы передаются местному самоуправлению для более эффективного их использования: содержание местной инфраструктуры, социально-культурную сферу, содержание местных органов власти и управления.

Взаимоотношения между бюджетами. «Бюджетное субсидирование» - передача средств с бюджета высшего уровня бюджетам нижнего уровня с целью оказания финансовой помощи:

1. Бюджетная дотация – целевая финансовая помощь на покрытие дефицита соответствующего бюджета;

2. Бюджетная субсидия – несвязанна непосредственно с финансовым состоянием, который ее получает (бывает конкретная (целевая) и обезличенная);

3. Бюджетная субвенция – передача средств на конкретные цели, которая предполагает участие в финансировании определенных программ бюджетом, который ее выдает и бюджетом, который ее получает.

Д/з Система дохода бюджета. Система расходов бюджета.

Система дохода бюджета:

1. Налоговые поступления.

2. Доход от государственных предприятий.

3. Доходы от операций с капиталом.

4. Официальные трансферты.

5. Целевые фонды.

6. Финансирование государственного бюджета:

a. Займы.

b. Приватизация.

Структура расхода бюджета. Классифицируются расходы бюджета по:

1. Роли воспроизведения производства:

a. Текущие;

b. капитальные.

2. По отраслям экономике и социальной сферы:

a. Промышленность;

b. Транспорт;

c. Образование;

d. Строительство и т.д.

3. По уровням бюджетной системы.

4. По формам бюджетного финансирования:

a. Финансирование на основе сметы;

b. Бюджетные кредиты на возвратной основе;

c. Инвестиционное (проектное) финансирование – финансирование инновационных проектов;

d. трансферты.

Тема 4: Налоговая система Украины.

Налоги – обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Налоги возникли одновременно с появлением государства.

По экономическому содержанию налоги – это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения вновь созданной стоимости в целях формирования централизованных фондов для выполнения государством своих функций.

Налоговая система страны – совокупность, установленных в законодательном порядке налогов и сборов в бюджеты различных уровней и государственные целевые фонды.

Структура налогов – это соотношение различных видов налогов и сборов, которые образуют налоговую систему и выражают налоговую политику государства.

Законодательно закрепленная часть доходов или имущества, которая учитывается при расчете суммы налога.

Субъекты налоговой системы:

1. Налогоплательщики

2. Государственные налоговые органы;

1. Физические и юридические лица, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны платить налоги и сборы.

Плательщик налога – тот, кто платит налог и носитель налога - это лицо, которое фактически несет налоговое бремя.

Объекты налогообложения:

1. Доходы;

2. Прибыль,

3. Добавленная стоимость,

4. Имущество

5. Природные ресурсы

6. Определенные нотариально оформленные юридические действия

Источники уплаты налогов - средства плательщиков (выручка, зарплата, прибыль от реализации, доход).

Иногда источник может совпадать с объектом.

Единица налогообложения – это единица измерения объекта налогообложения (денежная единица, м2, м3 воды, объем двигателя, литры-штуки акцизный сбор).

Налоговая ставка – величина налога в абсолютном денежном или относительном (в процентном) выражении, которая устанавливается на единицу налогообложения.

Налоговая льгота – полное или частичное освобождение от уплаты налога.

Двойное налогообложение – обложение одного и того же объекта налогом одного вида не менее 2-х раз в течение одного отчетного периода. Может проявляться в следующих формах:

1. Один и тот же объект облагается налогом разными государствами;

2. Один и тот же объект облагается налогами разных уровней (государственными и местными);

3. Один и тот же объект облагается 2 раза (как прибыль предприятия и как дивиденды (доход владельца)).

Функции налогов:

1. Фискальная;

2. Регулирующая;

Классификация налогов:

1. По методу установления критерием такого деления стала теоретическая возможность переложения налогов на потребителя товаров. Предполагается, что окончательным плательщиком прямых налогов является тот, кто получает доход, владеет имуществом, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.

a. Прямые (налог на прибыль, подоходный налог, налог на землю, налог с владельцев транспортных средств)

b. Косвенные - налоги на потребление (НДС, акцизный сбор, таможенная пошлина).

Однако критерий переложение налога на потребителя для признания его прямым или косвенным является неточным, потому что и прямые налоги также перекладываются на конечного потребителя путем включения в себестоимость и следовательно в цену товара, а косвенные наоборот при эластичном спросе не полностью перекладываются на потребителя. Поэтому в настоящее время все подоходные и имущественные налоги относятся к прямым, а все налоги на потребление к косвенным.

2. По способу установления налоговых ставок:

a. Пропорциональные (налог на прибыль предприятия)

b. Прогрессивные

3. По экономическому содержанию объекта налогообложения:

a. Доход или прибыль (налог на прибыль и подоходный налог);

b. Имущественные налоги (налог с владельцев транспортных средств, налог на недвижимое имущество)

c. Использование недр (рентные платежи)

d. Различные действия (госпошлина, сбор за выдачу ордера на квартиру)

e. Прочие (плата за торговый патент).

4. По субъектам налогообложения:

a. Физические лица (сборы)

b. Юридические лица (налог на прибыль, коммунальный налог)

c. Смешанные налоги

5. По уровню установления:

a. Общие государственные налоги (20 налогов);

b. Местные (16 – в основном сборы);

6. По характеру использования поступлений:

a. Специальные (целевого использования): сбор в Пенсионный Фонд;

b. Общие (НДС, налог на прибыль, таможенная пошлина и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: