Статистика цен потребительского рынка

Показатели производства и отгрузки промышленной продукции в стоимостном выражении

Показатели объема продукции получаются на основе стоимостного учета продукции, который позволяет соединять в одном результате как законченные товары, так и незаконченные (полуфабрикаты и незавершенное производство), объединять товары и работы промышленного характера. Объем произведенной промышленной продукции учитывает в себе стоимость: 1) готовых товаров, предназначенных для реализации на сторону, для собственного капитального строительства, непромышленных подразделений, зачисления в состав собственных основных фондов, а также выдачи своим работникам в счет оплаты труда; 2) работ (услуг) промышленного характера работ по модернизации и реконструкции собственного оборудования и транспортных средств, механизмов, приборов; 3) работ по изготовлению товаров с длительным производственным циклом, производст-во которых в отчетном периоде не завершено и по которым расчеты с заказчиком ведутся по отдельным платежным этапам; 4) полуфабрикатов собственного производства. Показатель объема отгруженной продукции, который характеризует стоимость отгруженной потребителям продукции, выполненных работ и оказанных услуг, принятых заказчиком независимо от того, поступили ли деньги на счет предприятия или нет. Методика расчета сводных индексов промышленного производства – промышленность разбивается на отрасли, каждая отрасль – на подотрасли; для каждой подотрасли выби-раются профильные товары—представители. Дальнейший расчет проводится в три этапа.

1–й этап. Определяются индексы физического объема по каждой i – й подотрасли:

ii/0 = (ΣnQ 1 P 0) / (Σ Q 0 P 0) × 100 %,

где Q 1 и Q 0– объемы продукции в натуральном выражении соответственно за отчетный период и период базисного года; P 0– среднегодовая цена единицы продукции в базисном году; n – количество товаров—представителей, участвующих в расчете индекса по подотрасли. 2–й этап. Подотраслевые индексы в базисном году:

Ii / b = (Σ mii / b Db) / (Σ mDb),

где Ii / b – индекс производства по отраслям за отчетный период по сравнению с производством за базисный период; m – количество подотраслей, входящих в отрасль; ii/b – индекс производства по подотраслям, входящим в отрасль; Db – добавленная стоимость отраслей промышленности. 3–й этап. Рассчитывается общепромышленный индекс:

I = (Σ kIi / b Db0) / (ΣkDb0).

Статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется по отобранно-му набору товаров—представителей на предприятиях торговли и сферы услуг всех видов собственности и форм организации торговли, а также в местах реализации товаров и предоставления услуг физическими лицами. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственных товаров (100), непродовольственных товаров (201) и платных услуг (81 наименование) – всего 382 товара и услуг. Для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) используются данные: 1) об изменении цен, собранных путем ежемесячной регистрации цен и тарифов на потребительском рынке; 2) о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, рассчитанной на основе показателей выборочного обследования домашних хозяйств.

Расчет ИПЦ осуществляется в несколько этапов. 1. Средние цены отчетного и базисного периодов P1 и P0 по каждому регистрируемому товару рассчитываются по формуле простой средней арифметической:

P1= ΣP1j / n,

где n – число зарегистрированных цен. Сопоставимой считается цена, зарегистрированная на одном и том же предприятии торговли на один и тот же или аналогичный по качеству товар. Индивидуальные индексы цен определяются по товару (услуге) как частное от деления средних сопоставимых цен.

ip = P1 / P0.

2. Средние цены и индивидуальные индексы цен, исчисляемые по каждой территории, используются для определения средневзвешенных цен и средних индексов по каждому товару на региональном уровне. Средневзвешенная цена за каждый месяц по территории определяется по формуле:

P1 = ΣΡί х d,

где d – доля (вес) численности населения территории в экономическом районе = 1). Среднее изменение цен по отдельным товарам (услугам) в целом по региону можно определить путем как сопоставления средневзвешенных цен, так и исчисления средневзвешенных индексов.

3. Определяются сводные индексы исходя из индексов цен на отдельные товары и услуги и доли расходов на их потребление в общих потребительских расходах населения территории. Используется модифицированная формула Ласпейреса:

Ip = [Σ(Pjt / Pj 0) × Pj 0 qj 0] / [Σ(P1j / P0j) × Pj 0 qj 0],

где Ip – индекс цен t – го периода по сравнению с базисным периодом; Pj 0 и Pjt – цена j – го товара или услуги соответственно в базисном и t – м периоде. Расчет индекса осуще-ствляется с месячной периодичностью, нарастающим итогом за период с начала года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: